Отрочество. Часть 28

Sep 15, 2010 22:42

Продолжение главы III. Отрочество
См. части  1   -  10,  11   -  20,  21,  22,  23,  24 ,   25.    26,   27.
См. также главы:
Глава I. Довоенное детство. Части 1 - 15.
Глава II. Военное детство. Части 1 - 20.

война в Корее

Сейчас о Корейской войне 1950-1953 гг. почти никто не помнит, но тогда для всех она была точно гром среди ясного неба. Конечно, мы тогда мало чего знали о том, почему она разразилась. Я тогда причину возникновения войны понимал так: «В Северной Корее  благодаря тому, что туда вошли советские войска, к власти пришли коммунисты, и это замечательно. А вот в Южной Корее американские войска привели к власти своих марионеток во главе с диктатором Ли Сын Маном. Народ Южной Кореи требует создания единого социалистического государства, а южнокорейские войска, вооруженные американским оружием, расправляются с ними. Северокорейские войска пришли на помощь народу и пересекли временно установленную по 38-й параллели границу между двумя Кореями. Это было справедливо».


Корея была оккупирована Японией еще в начале ХХ века после русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с решением Каирской конференции союзных держав (1 декабря 1943 г.) она должна была обрести независимость. Потсдамская декларация 26 июля 1945 г. подтвердила это решение. 38-я параллель должна была стать линией разграничения американских и советских войск на Корейском полуострове, то-есть советские войска должны были принять капитуляцию японских войск в Корее к северу, а американские войска - к югу от 38-й параллели. Однако в условиях «холодной войны» 38-я параллель превратилась по существу в границу между Севером и Югом Кореи.

Корейский вопрос обсуждался на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь 1945 г.), на котором было принято советское предложение, предусматривавшее воссоединение Кореи как единого, независимого государства, формирование общекорейского правительства и создание условий для развития страны на демократических началах. Но реализация этого плана с самого начала натолкнулась на серьезные трудности.

В северной части Кореи сразу же после освобождения были ликвидированы японские органы колониального аппарата, проведена земельная реформа, национализированы промышленность, транспорт, средства связи, банки и т. д. При этом советская военная администрация способствовала созданию структуры партийной и государственной власти по образу и подобию модели, существовавшей в те годы в СССР. Советские воинские части были выведены из Северной Кореи в конце 1947 г.

С другой стороны, на юге Корейского полуострова США, декларировав приверженность принципам парламентаризма и демократии, способствовали установлению парламентской республики. Приемлемая формулу образования корейского государства при таких различиях вряд ли могла быть выработана.

Тогда США передали рассмотрение корейского вопроса в ООН  и сумели провести в Южной Корее выборы в национальное собрание и сформировать южнокорейское правительство во главе с Ли Сын Маном. 15 августа 1948 г. было провозглашено образование Республики Корея со столицей в Сеуле.

Объявив этот акт незаконным, власти Северной Кореи при поддержке советской военной администрации провели такме же меропрятия на Севере, и 9 сентября 1948 г. была образована Корейская Народно-Демократическая Республика со столицей в Пхеньяне. Одновременно Пхеньян добился объединения партийных организаций Севера и Юга в Трудовую партию Кореи (ГПК) и создал Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ) Кореи, основными задачами которого провозглашалась борьба за независимость и объединение страны, за немедленный вывод из Южной Кореи американских войск.

После создания ЕДОФ партизанское движение в Южной Корее, руководимое коммунистами, активизировалось. Оно сопровождалось крестьянскими восстаниями и забастовками рабочих, массовыми митингами и демонстрациями. В начале июня 1950 г. ЕДОФ объявил о своем отказе рассматривать 38-ю параллель государственной границей.

По-видимому, в Пхеньяне считали, что ситуация на Корейском полуострове созрела для перехода к решительным действиям в деле объединения Кореи в единое государство. При этом принималось во внимание наличие благоприятной обстановки международной обстановки, поскольку в соседнем Китае победила народная революция, и 1 октября 1949 г. было провозглашено образование Китайской Народной Республики.

Успешное развитие экономического и военного потенциала КНДР, решающую роль в котором играла помощь со стороны Советского Союза, создавало в представлении северокорейского руководства материальную основу для объединения корейской нации.

Для США этот период был неудовлетворителен. Особенно болезненно переживали в США провал своей политики в Китае. Истратив миллиарды долларов на экономическую и военную помощь Гоминьдану, Соединенные Штаты пытались спасти режим Чан Кайши. Однако под напором китайской революции все эти усилия завершились полной неудачей.

В Восточной Азии начался всеобщий подъем национально-освободительной борьбы. Многие страны, освободившись от японских захватчиков, начали сбрасывать и европейских колонизаторов, обретали национальную и социальную свободу. Во Вьетнаме развернулось наступление против французских войск; забастовки рабочих, партизанские бои велись на юге Корейского полуострова; массовые демонстрации рабочих за свои права прошли и в Япогии.

В этих условиях Соединенным Штатам было необходимо стабилизировать положение на Дальнем Востоке, передислоцировать американские вооруженные силы таким образом, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения своих позиций. Но американские вооруженные силы, распыленные по всему миру, не располагали ресурсами для защиты южнокорейского режима. Поэтому, оснастив лисынмановскую армию необходимыми вооружениями и пообещав Сеулу дополнительную военную и экономическую помощь, США в июне 1949 г. вывели свои боевые части из Южной Кореи, и там осталось только 500 советников.

25 июня 1950 г. рано утром по всей протяженности 38-й параллели начались военные действия между армиями севера и юга Кореи. Но кто же начал корейскую войну?

25 июня 1950 г. радио Пхеньяна передало два заявления правительства КНДР. В первом из них сообщалось, что рано утром этого дня «южнокорейская армия численностью до 10 дивизий совершила внезапное нападение на территорию Северной Кореи по всей линии 38-й параллели». Ей удалось вторгнуться на северокорейскую территорию на глубину от 2 до 3 км. Во втором сообщении говорилось: «Действуя совместно с частями Народной армии, охранные отряды республики полностью отбили атаки врагов, проникших на север от 38-й параллели, и перешли в контрнаступление».

Под ударами частей Корейской народной армии лисынмановские войска оказались деморализованными и начали отступать. Через три дня войска Северной Кореи заняли Сеул, а к концу сентября 1950 г. они вели боевые действия уже на самом юге Корейского полуострова у г. Пусан, и 95% всей территории Кореи оказались под контролем Пхеньяна.

США, Англия, Франция и другие западные государства придерживались прямо противоположной версии. Они получили информацию о «неспровоцированном нападении» Северной Кореи на Южную от комиссии ООН в Корее, а также от посла США в Сеуле.

То, что военные действия начала именно северокорейская армия, подтверждают высказывания очевидца этих событий - ответственного партийного работника КНДР Кан Сан Хо, который в первые дни боев находился в районе 38-й параллели. После анализа обстановки на месте боев он пришел к такому выводу: «Надо быть слепым или идиотом, чтобы не понять, что войну, несомненно, начал Ким Ир Сен». Такой же вывод следует из воспоминаний Н. С. Хрущева. Он утверждал, что Ким Ир Сен сумел убедить Сталина в том, что революционная ситуация на Юге Кореи созрела. Там, мол, только ждут сигнала с Севера, чтобы свергнуть Ли Сын Мана.

Вполне вероятно, что Сталин, оценивая военно-политическую обстановку на Дальнем Востоке, полагал возможным достичь быстрой победы и добиться объединения Севера и Юга военным путем посредством развязывания гражданской войны на Корейском полуострове. На фоне убедительной победы китайской революции 1949 г., когда Народно-освободительная армия Китая разгромила чанкайшистские войска, пользовавшиеся огромной военной помощью со стороны Соединенных Штатов, Сталин, видимо, считал, что того же можно достичь и в Корее. При этом предполагалось, что США не решатся прямо вмешиваться в вооруженный конфликт, слишком сокрушительным выглядело их поражение в Китае, да и в американском обществе существовал своего рода «китайский синдром».

На дальнейшее развитие событий наложил свой отпечаток дипломатический просчет СССР. Советский Союз в это время не принимал участия в работе Организации Объединенных Наций. Дело в том, что после образования Китайской Народной Республики СССР энергично поддерживал требование китайского правительства об изгнании из Совета Безопасности представителя Чан Кайши и его замене представителем Народного Китая. Однако США и их сторонники отказались допустить в ООН представителя КНР. В знак протеста против этой незаконной акции советский представитель в ООН Я. Малик еще в январе 1950 г. заявил, что Советский Союз не будет участвовать в работе Совета Безопасности и других органов ООН и признавать их решения до тех пор, пока чанкайшист не будет изгнан из Организации Объединенных Наций. Эта кардинальная советская ошибка открыла пять месяцев спустя путь к объединению ООН против атаки на Южную Корею. Это был огромный дипломатический просчет И. В. Сталина. После начала Корейской войны и вмешательства в нее США правительство СССР сочло необходимым возобновить свое участие в Совете Безопасности, и 1 августа 1950 г. советский представитель занял в нем свое место. Но было кже поздно.ООН приняла важнейшие резолюции в поддержку Южной Кореи.

25 июня по требованию США состоялось заседание Совета Безопасности, на котором была предпринята предложенная американской стороной резолюция, обвинившая КНДР в агрессии, т. е. нападении на Республику Корея, которая объявлялась жертвой агрессии. В резолюции содержалось также требование о немедленном прекращении огня в Корее и выводе северокорейских войск за 38-ю параллель. 27 июня была принята еще одна резолюция, в которой содержались рекомендации членам ООН предоставить Южной Корее «такую помощь, которая может быть необходима для того, чтобы отразить вооруженное нападение и восстановить международный мир и безопасность в этом районе». Эта резолюция стала основанием для расширения масштабов американской поддержки южнокорейских войск. Военно-воздушные и военно-морские силы США на Дальнем Востоке пришли на помощь Южной Корее. 30 июня президент США распорядился двинуть сухопутные войска из Японии в Корею. Он также приказал американским ВМС блокировать все корейское побережье и дал распоряжение бомбардировать территорию Северной Кореи.

7 июня американская администрация провела в Совете Безопасности новую резолюцию, в которой содержались положения о представлении членами ООН вооруженных сил и иных средств в распоряжение объединенного командования под руководством США, о просьбе к Соединенным Штатам назначить командующего такими силами и об использовании флага ООН в ходе боевых действий в Корее. Это решение Совета Безопасности поддержали 53 государства. Две трети «войск ООН» составляли американские военнослужащие 8 июля Г. Трумэн назначил генерала Д. Маркартура командующим войсками ООН в Корее.

Опубликованные в то время документы позволяют представить себе советский подход к корейской проблеме. Так, в заявлении заместителя министра иностранных дел А. А. Громыко об американской вооруженной интервенции в Корее от 4 июля 1950 г. говорилось, что «корейцы имеют такое же право устроить по своему усмотрению свои внутренние национальные дела в области объединения Юга и Севера в единое национальное государство, какое имели и осуществили североамериканцы в 60-х годах прошлого века, когда они объединили Север и Юг в единое государство».

Однако Соединенные Штаты все же вмешались в корейские дела, кардинально отойдя от выработанной ранее стратегии «сдерживания коммунизма» в Азии. Недооценка такого поворота событий стала крупнейшим дипломатическим просчетом советского руководства. Действия США в отношении событий в Корее с точки зрения реальной политики, видимо, определялись тем, что после «потери» Китая возможность образования единого корейского государства, дружественного Советскому Союзу и Китаю, неминуемо создаст серьезную угрозу американским интересам в Японии, крайне затруднит положение Соединенных Штатов в азиатско-тихоокеанском регионе.

Продолжение следует

отрочество. Миша Качан

Previous post Next post
Up