Части
1,
2,
3,
4,
Планта,
Грансон.
Итак, мы оставили герцога отступающим (но не разгромленным) к Лозанне. Имея неплохую заначку - мы взяли цифру из мемуаров де Коммина - бургундец взялся восстанавливать и усиливать армию, исходя из следующих соображений:
- некромантская армия получает свои бонусные свойства/ юниты по итогам скирмишей перед ним. Следовательно, надо минимизировать количество скирмишей и вести дело к решительному сражению как можно быстрее.
Кстати. Приятный момент: в полном соответствии с задумкой фракции (см.
текст про некромантов) атакующий противник, пробивающийся через линии обороны некросов (неупокоенные кладбища, руины/леса с призрачной нежитью, наконец, просто - «обезлюженные» территории с максимально загаженной местностью) вынужден многочисленными скирмишами «подпитывать» армию ковена, а страданиями своих воинов - его магию.
-против нежити нужны специальные оружие и юниты. Так, эффективные против живых копейщики, что конные, что пешие - процвели не особо, а больше нужны бойцы, способные «перемалывать» большие массы «мусорной» пехоты, т.е. с мечами-секирами и подобным. Ну, и с боевым духом-дисциплиной повыше, чтобы тесты не валить (и не только, см. ниже).
Карл за положенные по сценарию 10 недель-ходов пополняет потери, а впридачу - вызывает максимум возможных наёмников. На короткий контракт, дорогостоящий и ненадёжный, но по соотношению «срочность-качество-цена» лучше тут было ничего не придумать.
Важные броски... и прекрасный результат. Герцог получил практически максимум возможной численности наёмного контингента (только один куб не выпал), и его армия выдвигается к Муртену, пограничной, теперь, крепости.
Некроманты, в силу политической ситуации, некоторое время не могут рассчитывать на скорый сбор союзных армий. Соответственно, они максимально «вкладываются» в оборону Муртена, а также занимают оборону, за следующем рубеже, на линии Аарберг-Гюмменен-Лаупен. В реальной истории именно атака бургундцев на эту линию, как принято считать, «активизировала» оборонительный пакт бернцев с прочими кантонами и позволила выступить с деблокирующей армией.
Разумеется, игрок не обязан повторять ошибки Карла. И в этом случае он ограничился осадой крепости, а против возможной деблокирующей атаки прикрылся оборонительной линией (да, той самой Grünhag). В принципе, это расположение как раз соответствует исторической картине: центр армии у крепости, готов как к генеральному штурму, так и к генеральному же сражению, авангард пробивается к позициям у стен, арьергард сидит гарнизоном Грюнхага.
И опять история, реальная, она богаче и многообразнее любых правил и не вписывается в них. Тем более - вынужден признать, тут и правила «провисают». Типовая полевая армия имеет как авангард, так и арьергард, на них игрок «расписывает» часть войск, с упором на более для такой службы пригодные... Но вот как поделить их функции? Более-менее понятно, что основной принцип должен быть «меч-щит»: авангард более атакующий, арьергард имеет функции оборонительные и поддержки. Но для правил нужна дефиниция поточнее. Была идея-развитие предыдущей: «авангард может атаковать, войска арьергарда занимают позиции и могут быть атакованы». Но она, кажется, слишком и без нужды сковывает свободу рук игрока? Была идея «авангард ближе к противнику, а к «своим», условному тылу, арьергард - но вот как быть, если враг с двух и более сторон? Как при Муртене? Тут-то, например, к противнику может быть (и окажется!) ближе Грюнхаг, а оборонная роль всё же у нас предусмотрена у арьергарда...
Может, попросту - доверить распределение игроку? Предписав, конечно, некоторые «ясные» случаи? И да, оборона линий коммуникации, если таковые есть, и сопровождение конвоев - точно работа войск арьергарда, на этом я буду настаивать.
Итак, новая и большая по численности армия герцога взяла в осаду Муртен. Он и его капитаны примерно представляли себе, с чем имеют дело, а вот рядовой состав был неприятно удивлён.
«They assaulted ancient, twisted towers and found them garrisoned by skeletons dressed in mouldering Empire uniforms. Wailing, ethereal creatures stalked them at night, their piercing screams plaguing their nightmares. They came across villages infested with mindless zombies and flesh-eating ghouls, and corpse-groves and graveyards, that stirred at their approach» (С).
В своей обычной манере некросы «очистили» (иногда даже без насилия, одними угрозами) подступы к крепости, превратив руины и заброшенные жилища в логова нежити. Хорошо оплаченные, с премией за риск и ...эээ... аромат, наёмники ковена отстреливались от наступающих из арбалетов сквозь оконные-дверные проёмы, сквозь заранее подготовленные бойницы (и поминутно проверяли амулеты, которые, по заверениям нанимателей, должны были исключить стрелков из числа «потенциальных целей» для зомби и призраков). На воинах герцога же амулетов не было. Зомби, а чаще т.н. ошибки (то есть зомби-некондиция, либо из-за состояния трупа, либо из-за неправильно насланных чар оживления - с неработающими ногами, например, или только одной рукой) атаковали их по одному и группами. В полевом сражении «ошибки» практически бессильны - неживых калек плотный строй сомнёт и затопчет так же легко, как и живых. Но в скирмише, в застроенной, а частично уже и разрушенной городской местности, против строя рассыпного - дело было другое. Нежить выскакивала - или вываливалась - из дверей,окон и подвалов, поднимались из сваленного на повозках сена или сквозь дыры в полу, хватала одиночек и раненых стрелами, пыталась «засвармить» небольшие группы... В общем, бургундским воинам устроили смесь Мордхейма, фильма ужасов и отчасти «Оверлорда» на минималках.
Один из плюсов этой методы, с точки зрения некромантов и правил - насыщенная «ошибками» местность считается именно что элементом местности. То есть не может стать сама по себе целью для многих видов оружия. Терпеть и прорываться. Или использовать очень специальную магию.
Впрочем, воины и наёмники Карла тоже своё дело знали. Обжегшись на попытке прорваться к арбалетчикам нахрапом, они пошли вперёд осторожно и методично. Закрываясь по возможности щитами, прикрывая друг друга, проверяя возможные укрытия нежити. На появившихся ходячих трупов (не самые проворные враги) немедленно обрушивался град ударов. Профессиональные воины, хорошо вооружённые и в доспехах, они бы вполне могли сравнительно легко сокрушить подобное сопротивление.
Если бы не второй (третий, если считать арбалетчиков) элемент обороны. Нежить бестелесная.
Необходимое пояснение, оно же отступление:
Считается, что признаком науки является способность повторить результаты исследования или эксперимента другому компетентному специалисту. Магия в большинстве миров никак не наука, и в миле Л.явно тоже не. Результат, внешний эффект чар и иногда даже возможность их кастовать - сильно зависит от магической традиции, менталитета насылающего чары и его принадлежности к той или иной культуре. Прямо вот повторить - не выйдет, скорее всего.
Некромантия в этом плане и ещё более привередлива (вновь отсылаю к тексту про фракцию и дискуссию под ним). Кроме собственно трупа, большую роль играют обстоятельства смерти (включая эмоции и отношение к «уходу»), статус усопшего в глазах людей и богов, много что. Как гурман ищет новое сочетание вкусов, некроманты постоянно ищут усиливающие «нюансы». Могилы аватаров, магических существ, полубогов, «просто» редких личностей - в сочетании с обстоятельствами их кончины могут давать сильнейших некроманских тварей.
Но такие покойники редкость, а фракции нужны также и многочисленные бойцы. И тут некросы охотно используют как «сырьё» эмоции и страсти умирающих существ, не обязательно людей.
Мало кто «уходит» легко. Особенно если учесть, что магия питается бессознательными порывами и страстями. Скажем, больной прощается с семьёй и пишет завещание, но внутри, в подсознании может бурлить жуткий страх смерти. Кстати, именно потому, что «сырьём» служат страхи, отчаяние, гнев и тому подобное жизнерадостное радостное - эти создания некромантии неизбежно злобные и ненавидящие живых твари.
Правда, к сожалению некромантов, им так и не удаётся придать этому потенциально мощному оружию телесность. Твари так и остаются призрачными, то есть - со своими уязвимостями, начиная с острой непереносимости витамина Д солнечного света. Они «привязаны» к своим «haunted» местам, и используются как призрачный гарнизон... а ещё могут быть побеждены встречной сильной страстью/эмоцией - отвагой, чувством долга. Ну, или состоянием нерассуждающего берсерка, тоже вполне.
Разновидностей призраков много, как и предсмертных эмоций.
Ярость и неудовлетворённая мстительность, например, порождает призраков, способных атаковать вполне телесными когтями.
Не буду скрывать, рассказ "Черепа среди звёзд" сильно повлиял на одну из разновидностей призрака.
«Kane fought with his arms and his feet and his hands, and he was aware at last that the ghost began to give back before him, and the fearful laughter changed to screams of baffled fury. For man's only weapon is courage that flinches not from the gates of Hell itself, and against such not even the legions of Hell can stand.
Of this Kane knew nothing; he only knew that the talons which tore and rended him seemed to grow weaker and wavering, that a wild light grew and grew in the horrible eyes. And reeling and gasping, he rushed in, grappled the thing at last and threw it, and as they tumbled about on the moor and it writhed and lapped his limbs like a serpent of smoke, his flesh crawled and his hair stood on end, for he began to understand its gibbering.»(с)
Отчаяние и обречённость порождает плачущих призраков. Полупрозрачный образ рыдающего взахлёб, обычно беззащитного существа: женщины или ребёнка, в полутьме. Просто сидит и плачет. А ещё вешает на жертву сильнейшую ауру проклятия, со штрафами почти ко всему .
Предсмертный сильный страх (да не просто сильный, а чтобы даже крепкий физически мужик мог от инфаркта сложиться) может породить вечно популярную и любимую народом баньши.
Ну, и так далее.
Некросы, разумеется, населили злобной бестелесной нежитью позиции перед стенами (собственно, а куда им её ещё девать). Атаки, физические и не только, призраков (и ряд неудачных ответных бросков бургундцев) отбросили атакующих назад. Впрочем, потери сравнительно невелики (к тому же среди и без того «недолгосрочных» наёмников в основном), и Карл приказал готовиться к новому приступу. Который на сей раз возглавят специально на этот раз подготовленные персонажи-церковники.
Надо сказать, пока что оборона некросов получется вполне сильная, по крайней мере в режиме скирмиша. С точки зрения правил - стрелки атакуют наступающих, одновременно на тех обрушивается атака зомби, и либо атака же призраков, либо аура «плачущих». И проблема тут в том, что отряд ближнего боя не сможет ничего ответить арбалетчикам, что неприятно, а стрелков может растерзать нежить. Непростой выбор юнита для атаки.
Посмотрим, как у осаждённых выйдет против стенобойной артиллерии, церковных чар и святой воды - при штурме стен. Но сначала им надо до стены дойти. А там ещё и ров, с «ошибками».
Продолжение следует.
Удачи,