Нижний Новгород. Автозаводский район

Jun 05, 2017 20:37

Нижний Новгород - город большой и разнообразный. Как правило, приезжающие в старинный волжский город туристы смотрят только его центр и иногда левобережный Канавинский район, где находится Московский вокзал. Гораздо менее известны советские районы Нижнего, выросшие в ту эпоху, когда город носил название Горький. Один из них - Автозаводский район, расположенный на юге заречной части города. Собственно, автозавод, при котором он вырос, - это широко известный Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), продукцию которого вы, скорее всего, постоянно видите в своих городах и весях, а иногда может быть и ездите. Осмотрим в этот раз построенный при нём соцгород с красивой советской архитектурой. В свой первый приезд в Нижний Новгород в 2013 году я сюда не добирался.




Расположение Автозаводского района относительно других частей города. На карте хорошо видна его обособленность.



Основная часть промышленной мощности Нижнего Новгорода, сложившаяся в советские времена, расположена в левобережной части города. Вероятно, этим и объясняется то, что именно на этой стороне общественный транспорт развит лучше, чем в Верхней части: здесь и трамваи курсируют более исправно, чем в центре, да и метрополитен в Нижнем охватывает почти исключительно заречную часть, - лишь в 2012 году появилась первая и пока единственная станция в центре города.

Мы с andrew_rewsr добирались в Автозаводский район от Московского вокзала. Проще всего туда попасть как раз на метро, одна из двух линий которого носит говорящее название Автозаводская, но этот способ мы оставили на обратный путь, решив, что интереснее доехать туда на трамвае. И возле вокзала мы сели на трамвай с очень странным номером маршрута 417 (как выяснилось, образовался он от объединения маршрутов 4 и 17). От вокзала до автозавода 8 километров, а до жилого Автозаводского района ещё дальше, поэтому идёт трамвай долго. Необычен у него не только номер маршрута, но и сам путь с его колоритом. Несколько километров трамвай идёт среди сплошного частного сектора и заборов с огородами, где по его стенам скребут ветки рядом стоящих деревьев. Уж где, а в миллионном городе такое представить трудно (из наиболее похожего вспомнилась лишь трамвайная линия в Стрельну в Петербурге). Даже жаль, что я не заснял это на видео.

2. Попетляв по этим закоулкам, 417-й трамвай выезжает наконец к автозаводу. Перед нами - видимо, старые его корпуса, построенные в начале 1930-х годов.



История ГАЗа начинается в марте 1929 года, когда Высший Совет народного хозяйства СССР принял решение о его строительстве, которое началось в мае 1930 года тогда ещё за пределами города. Завод был построен быстро и введён в строй уже 1 января 1932 года. В тот же год Нижний Новгород был переименован в Горький, и завод получил название Горьковский автомобильный завод имени В. М. Молотова (ЗиМ), - в честь Молотова он назывался до 1957 года. Ныне хоть и город давно уже снова Нижний Новгород, - завод по-прежнему Горьковский.

2. Вдоль завода идёт проспект Ленина - фактически главная магистраль заречной части Нижнего, и по пути в соцгород мы решили сделать отдельную остановку у завода. В кадре, за деревьями - главная проходная завода. Слева видна высотка заводоуправления.



Можно сказать, что ГАЗ - один из самых известных российских заводов по присутствию в нашей жизни. Грузовики "ГАЗ", легковые автомобили - раньше уже ставшая легендарной "Победа", потом "Волга" и "Газель". Пока мы ходили вдоль завода, несколько раз видели, как "местная продукция" проезжала мимо него по проспекту. В общем, "Газели" и "Волги" все вы хорошо знаете, и наверняка хотя бы на "Газелях" ездили. Вот и есть тот самый завод, на котором их делали и делают.

3.



4. Собственно, проходная. Под аркой видны ворота.



5. Справа и слева - две стелы с советскими панно на тему "Победители социалистического соревнования".



6.



7. Есть тут и Владимир Ильич. На другой стороне проспекта виден гипермаркет.



8. Ещё есть памятник грузовику ГАЗ-АА, в народе известному как "полуторка". Это первая модель автомобилей этого завода, впервые сошедшая с конвеера в январе 1932 года. Выпускалась она до 1938 года, а в модификациях - до 1947. Много полуторок было в Красной армии во время войны, из-за чего она нередко встречается на военных мемориалах, особенно у нас в Ленинградской области - на Дороге Жизни.



9. Список моделей перечислен на воротах (с правой стороны не заснял):



Прогулявшись вдоль главной проходной завода, мы вернулись на остановку, дождались следующего трамвая и поехали в жилой район. Пройти по нему пешком мы решили в обратном направлении, сперва доехав до конечной остановки "52-й квартал" на Молодёжном проспекте.

Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе. Кликабельна.




10. Это самая дальняя часть Автозаводского района. Такая тихая окраина, застроенная малоэтажными сталинками. Дальше уже фактически заканчивается город, - там железная дорога на Арзамас, дачные садоводства и аэропорт "Стригино".



11. Сугробы, деревья, двухэтажные домики. Если бы не трамвай, тоже не сразу поймёшь, что находишься в крупном городе, - тем более, в районе при крупном заводе.



12. Некоторые из этих домов довольно красивы, но при этом нам встречались и заброшенные. Видимо, они тоже попадают под программу расселения ветхого жилья. В местах, где осыпалась штукатурка, видно, что дома построены из шлакоблоков.



13. Среди домов есть и недавно построенная деревянная церковь.



14. Перспектива Молодёжного проспекта с уходящим трамваем. Со стороны центра города видны многоэтажки.



15. Местами трамвайная линия идёт отдельно от улиц, среди зарослей ветвистых деревьев. Подвижной состав разный, - вообще в Нижнем часто встречаются и "Татры", и новый "Уралтрансмаш", но на этом маршруте ходят в основном старые "КТМы", что роднит Автозаводский район с многими индустриальными городами, например, на Урале и в Сибири.



16. Идём дальше. Домики довольно интересные. Возможно, строились они ещё до войны.



17. После тихой окраины соцгорода перед нами вырастают позднесоветские многоэтажки и оживлённые проспекты. Это - проспект Ильича, примыкающий, кстати, к проспекту Ленина. Такое вот забавное соседство.



18. Пройдя многоэтажный микрорайон, поворачиваем на улицу Краснодонцев. Теперь вокруг нас - очень солидная сталинская застройка совсем не провинциального масштаба.



Автозаводский район очень обособленный. Здесь даже трудно поверить, что мы всё в том же Нижнем Новгороде, где находится кремль, Покровка, овраги, стрелка Оки и Волги, и многое другое. Это настоящий "Город в городе", своего рода альтернатива центру, и у него есть свой центр и свои окраины. Этим мне Автозаводский район напомнил район Нефтяников в Омске (соцгород Омского НПЗ). Население Автозаводского района составляет 300 тысяч человек - больше некоторых областных центров.

19.



20. Застройка района продолжает восхищать. Что ни дом, то шедевр советской архитектуры!



21. У одного из домов стоит памятник легендарному автомобилю "Победа":



22. Переплетение эпох советской архитектуры в городском пейзаже. В арке сталинского дома видны панельные девятиэтажки.



23. Проспект Кирова - фактически, главная улица Автозаводского района. Оживлённая магистраль, в перспективе которой виднеются многоэтажки, стоящие где-то далеко на правобережье Оки. Здесь я испытал чувство дежавю, - это место очень похоже на центр Новокузнецка.



24. Вот эти дома строились, вероятно, ещё в конце 1930-х:



25. А это позднесоветская застройка. Панельные 9- и 10-этажки в основном серии 1-464Д.



26. А это самый, наверное, грандиозный дом района. Это дом на 450 квартир, построенный по проекту архитектора И. Голосова в 1936-38 годах для элиты заводского коллектива. Самое интересное, что здесь мы видим только край этого дома, а на самом деле он огромный и занимает весь квартал. Общая протяжённость внешней стены дома превышает километр!



27. Другой стороной дом выходит на перекрёсток Комсомольской улицы и проспекта Октября. Через проезд и несколько арок видны разные стороны фасада.



В народе он называется "Серый Бусыгинский дом" (или "дома") - в честь Александра Бусыгина, передовика производства на ГАЗе, имя которого в Горьком звучало наравне со Стахановым.

28. Парадный фасад со стороны проспекта Октября. В этом доме, как уже сказано, жила элита завода - начальство и особо отличившиеся работники. Наверняка и сейчас в нём самые дорогие квартиры в районе.



29. Вид от парадного фасада (справа проспект). Арочные въезды во дворы находятся на одной линии с ним. Даже и не знаю, как охватить этот дом объективом фотоаппарата, чтобы передать его масштабы.



30. Огромный дом вызвал у нас настоящий восторг. Оцените масштаб! Размах вполне даже московский. Даже в Питере и Минске я не припомню сталинских домов такого размера.



31. Вид из симметричного двора (противоположный предыдущему). За аркой - парадный фасад.



32. Мощь!



33. Памятник самому Бусыгину. Работать на ГАЗе он приехал ещё на его стройку в 1931 году, после открытия завода начав работать в кузнице. В сентябре 1935 года его бригада установила рекорд, отковав за одну смену 1001 коленчатый вал (при норме 675), за что он был награждён Орденом Ленина. Впоследствии был начальником кузнечного цеха, а в 1975 году ему было присвоено звание "Герой Социалистического труда".



34. Проспект Октября. Серый Бусыгинский дом виден слева.



35. А соседний квартал занимают "Жёлтые Бусыгинские дома". Это уже не один дом, а именно "дома" - несколько разных. Некоторые соединены арками. Эти дома построены в 1937 году архитектором М. Любофеевым. Масштаб уже не тот, но тоже красиво.



36.



37. Вид с проспекта Октября. На переднем плане, видимо, теплотрасса проходит, из-за чего уже в конце февраля нет снега.



38. В облике этих домов ещё сквозят черты конструктивизма.



39. Въезд во двор - с воротами. Всё оформлено монументально.



40. По соседству есть и симпатичные послевоенные сталинки:



41. Дом, симметричный предыдущему:



42. Идём дальше. Как видно, с погодой в Нижнем нам не очень повезло, - в основном было около нуля, и слякоть.



43. Поблизости снова видны заводские трубы. Мы замыкаем круг по Автозаводскому району.



44. Ещё один, вероятно, довоенный дом:



45. А это Автозаводский универмаг, построенный в стиле конструктивизма в 1936-38 годах архитектором Л. М. Наппельбаумом. Он, конечно, смотрелся бы красивее, если бы его не завесили вывесками без чувства меры.



46. Перед нами снова проспект Ленина. На переднем плане поликлиника, а вдалеке видно уже показанное заводоуправление ГАЗа.



47. Это площадь Киселёва - фактически главная площадь Автозаводского района (который, повторюсь, кажется отдельным городом). Памятник самому И. И. Киселёву - директору ГАЗа в 1958-83 годах. За ним - ДК Автозавода.



48. Рядом - конструктивистский кинотеатр "Мир" (1937 год, архитектор А. З. Гринберг).



49. Скульптуры на фасаде - рабочий, колхозница, лётчик и спортсменка.



За кинотеатром находится довольно большой Автозаводский парк культуры и отдыха (наверное, очень приятное место в тёплое время года), а дальше уже более молодая часть Автозаводского района, застроенная в основном хрущёвками. Но туда мы не ходили.

50.



51. Вход на станцию метро Парк Культуры - конечную Автозаводской линии. Эта станция была открыта в 1989 году, в составе третьей очереди Горьковского метрополитена.



Об Автозаводском районе на этом всё. На Парке Культуры мы сели в метро и поехали сначала обратно к Московскому вокзалу (Канавинский район я уже показывал в прошлой части), а оттуда - в противоположный конец метрополитена, до конечной станции Буревестник, расположенной ближе к заводскому району Сормово. О тех местах я расскажу в следующий раз.

НИЖНИЙ НОВГОРОД - 2017 ГОД:
Центр
Канавинский район
Автозаводский район
Машиностроительный завод и Центр Сормова
Метрополитен

НИЖНИЙ НОВГОРОД - 2013 ГОД:
В общем и целом
Кремль
К западу от кремля
К югу от кремля
К востоку от кремля
Канавинский район
Панорамы

Поволжье, Путешествия, Россия

Previous post Next post
Up