Сегодня, комментируя на радио «Вера» Послание апостола Иакова, епископ Переславский и Угличский Феоктист наболтал:
«апостол констатировал, что искушения - это не что-то внешнее по отношению к человеку … апостол подчеркнул, что за искушениями не может стоять Бог, "потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (Иак 1:13). За тем, что мы называем искушениями, по мнению апостола, стоит наша собственная похоть <…> Впрочем, их источником может быть и диавол».
Итак, искушения - это не что-то внешнее или от дьявола? Болтая, что попало, «епископ» этим вопросом не задается.
Апостол Иаков сказал: «кійждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь» (Иак 1:14).
И Спаситель сказал: «извнутрь бо от сердца человѣческа помышленiя злая исходятъ» (Мк 7:21).
Но как
желания (похоти и злые помыслы, что одно и то же) закрадываются в
сердце человека? Некоторые, даже весьма уважаемые толкователи Священного Писания, утверждают, что желания присутствуют в
сердце вследствие повреждения человеческого естества, вызванного грехопадением прародителей. Однако, такое толкование не объясняет причины грехопадения Адама и Евы, сотворенных Богом безгрешными.
Согрешили же они, соблазнившись искушением змия: «не смертiю умрете: вѣдяше бо богъ, яко въ оньже аще день снѣсте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, вѣдяще доброе и лукавое) (Быт 3:4-5).
Не распознав врага, Адам и Ева приняли его слова за истинные, пренебрегши данным Богом предостережением: «от древа же, еже разумѣти доброе и лукавое, не снѣсте от него: а въ оньже аще день снѣсте от него, смертiю умрете» (Быт 2:17), вследствие чего впитали в себя первый злой помысел - гордость; а человеческое естество было повреждено.
Отсюда ясно, что
желания присутствуют в
сердце человека не вследствие повреждения его естества, а вследствие принятия человеком помыслов, внушаемых ему дьяволом и прочими силами зла.
Удобопреклонность ко греху, свойственная поврежденному естеству (как и силы зла) лишь способствует принятию недолжных помыслов.
Святые отцы говорят об этом так.
«Но кто блюдет главу змия (прилог); и гневным прекословием, бранчивые подобрав слова, как бы пятерней бьет в лице врага, тот тем самым пресекает брань. Ибо, стерши главу, он избег и помыслов порочных и дел порочнейших» (Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве, 178).
«По определению рассудительных отцов, иное есть прилог, иное - сочетание, иное - сосложение, иное - пленение, иное - борьба, и иное, так называемая - страсть в душе. Блаженные сии определяют, что прилог есть простое слово, или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; а сочетание есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением, пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца, или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение; борьбою называют равенство сил борющего и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем; страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 15:73).
И когда навык становится свойством души, тогда
желания, хранящиеся в
сердце человека, искушают его самого и произвольно выходят из сердца. Об этом и сказали Спаситель и Его апостол.
Итак, первопричина искушений - непрекращающиеся внушения недолжных помыслов силами зла, внешними по отношению к человеку. Ни Спаситель, ни апостол Иаков этого не отрицали. Да и как можно это отрицать, если Сам Христос был искушаем дьяволом? (Мф 4:1-10; Мк 1:13; Лк 4:2-12) А самоискушение человека вызывает только порок, от долгого времени вгнездившийся в душе.
Но до того ли этому «епископу», погрязшему в собственных противоречиях?