Святой Григорий Палама о противоречии имяславия здравому смыслу

Oct 08, 2012 15:49



Уже не являются секретом принципиальная несостоятельность имяславия и его явное  противоречие Священному Писанию. Вскрыта действительная суть затеянных имяславцами споров и обличена ложь, положенная в основу имяславия. Против приведенной аргументации не представлено ни одного возражения по существу.

Сказанное в предыдущих публикациях можно дополнить подкупающими простотой и изяществом словами Григория Паламы, которыми он прозорливо поверг ниц имяславие, возникшее через 6 столетий после завершения земной жизни святого.

Опровергая ересь Варлаама, Григорий Палама предваряет доказательство нетварности несущностных божественных энергий таким аргументом от здравого разума:

«Но что при сущности, о блаженнейший, то, конечно же, помимо сущности, поскольку при сущности» (Триады в защиту священно-безмолвствующих, 3.2: 4).

Если есть различие между сущностью и тем, что «при» сущности, то несомненно и различие между тем, что «при» сущности («помимо» сущности), и тем, что охватывает то и другое: сущность и то, что «при» сущности («помимо» сущности).

Для пущей ясности приложим принцип, отнесенный Григорием Паламой ко всякой сущности, к конкретной сущности - сущности Бога. Тем более что рассмотрение слов святого в контексте показывает, что речь идет именно о божественной сущности. В результате получим следующее:

«Но что при сущности Бога, то, конечно же, помимо сущности Бога, поскольку при сущности Бога».

Может ли быть Богом то, что «помимо» Его сущности, хотя и «при» сущности? Может ли быть Богом то, что не является Его сущностью? - Никак.

Божественные энергии неотделимы от божественной сущности. И это не основание для именования Богом ни того, ни другого в отдельности. Напротив - причина для отвержения самой мысли о приравнивании действия (энергии) к Действующему. В противном случае (при пренебрежении формальной логикой, ее извращении) следовало бы также приравнять к человеку его ум, или его волю, или любой из его органов, без которых поддержание жизни невозможно, только на том основании, что они всегда «при» человеческой сущности, неотделимы от нее.

Поэтому, даже если бы имя Божие было «при» сущности Бога (хотя для такого утверждения не видно никаких оснований), то и тогда оно было бы «помимо» Его сущности или «при» Боге, но не Богом.

Называя имя Божие Богом и противореча, тем самым, здравому смыслу, имяславцы отказываются от правды, восстают против Истины и оказываются не только не при Боге, но и против Него.

Григорий Палама, имяверие, лживость, имяславие, язычество

Previous post Next post
Up