День первый
Собрав барахло и тепло распрощавшись с лагерем Ралли-рейда стартую около 9 утра. В этот день в моих планах посетить Старую Ладогу и заночевать за Медвежьегорском. Это, так сказать, задача минимум по максимуму хотелось бы проехать маршрутом через Питкяранту и Суоярви но это лишних километров 200 плюс из них сколько то грейдера.
40 км грейдера до Сандово, которые в пятницу вечером казались отвратительными оказались очень даже ничего. До Ладожского валю за 80, после чуть сбрасываю дорога становиться более пушистой и с участками стиральной доски. Про себя поругиваю переднюю сахару, которая на грейдере работает отвратительно (да и вообще непонятно на чем работает)
Доехав до Сандово, поворачиваю на Устюжну, в которой планирую заправиться и попить чайку. Дорожка интересная, со множеством поворотов как раз что бы окончательно проснуться. Со въездом в вологодскую область асфальт резко портится и порою кажется что лучше бы его не было вообще.
На заправке в Устюжне пока пью чай курю и изучаю карту, меня догоняют питерские ребята на доминаторе. Разговариваем, предлагаю до трассы по срезочке через деревни Марфино и Мочала, но ребята отказываются - со вторым номером эндурить совсем не здорово, поэтому еду туда один. Первые 10 км идет вполне приличный асфальт, затем песчаный грейдер, впрочем вполне укатанный и достаточно твердый после ночного дождя. Срезал довольно здорово километров 10-12 ребята меня так и не догнали.
Трасса Питер-Вологда довольно приятная - машин мала ментов нет - вали не хочу. В Пикалево останавливаюсь на завтрак и валю дальше. После Тихвина сворачиваю на Новую Ладогу - дорога резко портится и увеличивается поток машин.
К часу дня доезжаю до Старой Ладоги - одного из старейших русских городов и первого стольного града Рюрика. В настоящее время сохранились варяжские курганы на левом берегу волхова, в одном из которых по легенде захоронен ВещийОлег и частично реконструированная крепость (теги потемкинская деревня, хомячковый туризм, сувениры, путен) .
Старо Ладожская крепость (Реконструированная часть)
Внутри крепости музей. Смотреть особо нечего, внутри башни пытаются снять бабло за фотосъемку - вежливо посылаю.
До стены крепости выходящей на Волхов реконструкторы не добрались и с нее открываются красивые виды на Реку и курганы.
После осмотра крепости тащиться еще и в музей археологии нет никакого желания. Еду к курганам, они по пути, прям рядом с дорогой.
После короткой прогулки собираюсь ехать дальше. День жаркий, а путь еще не близкий. Путь мой лежит к Лодейному полю. Еду не торопясь дорога узкая, со множеством населенных пунктов и потоком питерских дачников, возвращающихся домой. В Лодейном поле, на круговом движении, прямо перед постом гаи ловлю конкретный расколбас. Первое ощущение, что прокол заднего колеса. Гаец с интересом наблюдает за моими пируэтами, но когда я останавливаюсь перед постом посмотреть колеса -демонстративно отворачивается и уходит. Колеса целы, видимо было что то пролито, хотя особых луж на асфальте я не видел.
Еду в сторону Олонца в котором надо принять решение о дальнейшем маршруте. Дорога во многих местах ремонтируется, темп езды здорово сбивает, зато с пересечением границы Карелии трасса становится практически идеальной. В Олонец прибываю уже в пятом часу вечере, поэтому понимаю, что на дорогу через Питкяранту у меня уже нет времени, если хочу заночевать в намеченном месте, поэтому еду по М-18 на Петрозаводск.
Дорога практически идеальна, ровная, широкая, машин мало. 90% обгонов сходу. За Петрозаводском снова начинаются длинные участки ремонта дороги, везде расширяют и прокладывают в объезд поселком. Перед Кондопогой останавливаюсь перекусить в свежепостроенной кафешке. Время поджимает - очень хочется встать за светло, поэтому проскакиваю мимо поворота на Кивач. Ничего, еще как-нибудь заеду туда.
После Кондопоги ремонты заканчиваются и до Медвежьегорска снова валю. Перед Медвежьегорском останавливаюсь в кафе купить хлеба и водички для ужина - в город заезжать совсем не хочется. В кафе очень приветливая официантка, что довольно часто в Карелии, не знаю уж почему, да и вообще народ на редкость дружелюбный.
Часам к девяти добираюсь до намеченной стоянки на озере Коммунаров. В 41-42 годах здесь проходила линия обороны. Прямо на берегу озера прорыты окопы, остались остатки блиндажей.
Пару лет назад уже останавливался на этом месте, поэтому стоянку нахожу быстро. Вечер, закат, костер, ужин, законные 5 капель.
Ночь весьма прохладная. Утром над озером лежит плотный туман, а палатка внутри мокрая от конденсата. Все-таки нужно разбивать лагерь на более высоких местах.
Пока готовлю завтрак и собираюсь, солнце поднимается, туман отступает и становится теплее.
Выезжаю в начале 10.
День второй
На этот день запланирован визит в национальный парк Паанаярви. Причем проехать туда хочу через Костомукшу, Вокнаволок, Войницу, Калевалу. Изюминкой дня является то, что прибыть в визит-центр парка расположенный в поселке Пяозерский необходимо до 17 часов.
Трасса снова встречает меня длинными участками ремонта, на который частенько бывает реверсивное движение, приходится часто сбрасывать скорость и останавливаться. Ближе к Сегеже въезжаю в зону достаточно плотного тумана. Еду медленно - холодно, сыро и нифига не видно.
Около 11 часов приезжаю на заправку на повороте на Костомукшу и здесь меня ожидает первый сюрприз: бензина нет будет часа через 2 не раньше, больше до Костомукши заправок нет и есть ми бензин там мне тоже не известно, поэтому если ехать через Костомукшу здесь нужно обязательно заправиться. Начинаю прикидывать время. Если стартую в 13 то до Пяозерского вовремя скорее всего не доеду. Решаю ехать до Кеми и уйти на Калевалу, заправляясь на всех встреченных заправках.
Заправляюсь в Пушном и еду дальше, надеясь долиться в Кеми перед поворотом на Калевалу. В Кеми бензина тоже нет. Никакого и когда будет неизвестно. Отсутствие бензина вызывает уже сильное беспокойство, граничащее с легкой паникой. До Калевалы 153 км, а я уже проехал 60 так что при отсутствии там бензина можно и не вернуться на трассу. Ну нафиг такие приключения. Решаю ехать до Лоух. Не вышло мне в этот раз миновать скучный участок М-18.
В Лоухах бензин есть и это вселяет оптимизм. Так же девочка на заправке уверяет меня что в Пяозерском есть заправка и с бензином там скорее всего проблем нет и это меня тоже радует. Да и времени до пяти часов вполне достаточно, есть время и пообедать.
После отдыха, заправки и обеда ехать заметно веселее. Погода разгулялась, да и дорожка гораздо интереснее скучной М-18. Вокруг озера, реки, редкие поселки.
Останавливаюсь у очередного военного мемориала - здесь в 41 году была линяя фронта. Отдыхаю, раздеваюсь фотографирую.
Через 50 км от Лоух асфальт сначала портится, а потом и заканчивается совсем и начинается дорога - грейдер вполне приличного качества. За Кестеньгой местность начинает заметно холмиться и перед Софпорогом становится уже почти горной с длинными подъемами и спусками. С перевала перед Софпорогом открывается великолепный вид на горы и два огромных озера соединенных протокой. К сожалению, простая фотография не передает всего, а снимать панораму было некогда.
Начинаю постепенно привыкать к поведению сахары на грейдере. Крайне неприятная резина. В поворотах сначала скользит а потом достаточно резко вгрызается, пытаясь отобрать руль, расслабиться не дает ни на минуту.
После очередного перевала внезапно начинается асфальт - это цель моей поездки аккуратный поселок Пяозерский, живописно раскинувшийся в сосновом лесу на склонах горы вдоль озера.
Местные жители довольно толково объясняют мне как найти визит-центр парка. Здесь все явно заточено под финнов. Бревенчатый офис, с холлом, портье, конференц-залом и кафе с аквариумами. Вежливый и дружелюбный персонал. Перед офисом тусуется толпа финский детей в количестве около 30. И это меня задерживает почти на час - жду пока закончат оформлять группу, но время теперь у меня есть, да и приятно отдохнуть в лесочке после 100 км грейдера, зная, что впереди еще 80.
Ну вот наконец то финны уезжают и приглашают меня для оформления пропуска в парк. Маленьких домиков нет поэтому решаю остановиться в палатке, для этого в парке есть специально оборудованные места. Стоит сие удовольствие 370 руб. и включает в себя возможность пользоваться дровами и баней. Домики чуть дороже 600 руб. место. Все по спартански - электричества нет, вода в речке, удобства во дворе, но все чисто и аккуратно. Есть дрова, баня и великолепная природа.
Закупившись продуктами на вечер, еду искать заправку, которая оказалась прям на дороге в парк. Бензин есть, по 30 руб. 92. Затрамбовываю в бак аж с выпуклым мениском - не известно где будет следующая. А дальше снова грейдер, горы озера и деревянные мосты.
Через 60 км живописнейшей дороги подъезжаю к кардону парка.
В визит центре обещали, что дорога займет не менее 2,5 часов - домчался за полтора часа с остановками. Егерь проверяет пропуск в парки и рассказывает как мне добраться до моей стоянки, оказывается что до нее еще километров 20. Попутно расспрашиваю можно ли отсюда проехать в Кандалакшу. Оказывается можно, но нужен пропуск для проезда через ГЭС, но это уже проблема следующего дня.
Валю дальше. Через 16 км мост через реку Оланга и первые кемпинги парка.
После моста грейдер заканчивается и дальше идет лесная дорога, впрочем довольно наезженная, которая через 6 км приводит меня на место финской деревне где и будет мой лагерь, который я после недолгих поисков и нахожу.
Место потрясающее! Широкая река, горы вокруг, лес и тишина, только вдали слышится какой то гул, похожий на оживленную трассу или аэропорт. Весь вечер втыкал в навигатор :)
В лагере имеется дровяник с дровами, топором, ведрами и костровой посудой. Мусорные контейнеры, туалеты, настилы под палатку и большой стол под навесом. На другом конце поляны, километрах в полутора гостевой домик и баня рядом с ним.
Ставлю лагерь, купаюсь в оооочень холодной речке, ужинаю с традиционной фляжкой и фотографирую потрясающий закат и туман.
Сидя у костра заметил что какая то крупная птица села на соседний куст, в луче фонаря увидел оцепеневшую от света белую сову. Фотоаппарат был далеко и на шатативе.
Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.