Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути... ))))
Аничков мост - один из самых знаменитых и красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть
Санкт-Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Северной столицы.
Далее будет и история создания моста и легенды о нем и анекдоты ))) так что будет весело, не переключайтесь.
Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.
В 1715 году император
Петр I издал указ: "За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост". К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.
В 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.
Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана - слонов.
До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.
Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...
За период 1784-1787 годов через реку
Фонтанку было перекинуто семь однотипных разводных мостов: Чернышёв (ныне
Ломоносова), Симеоновский (ныне
мост Белинского ),
Аничков,
Семёновский,
Обуховский,
Измайловский и
Старо-Калинкин. В первоначальном виде до нашего времени дошли только два: Чернышёв (Ломоносова) и
Старо-Калинкин. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.
Мост был как типовой мост
Ломоносова, доживший до наших дней.
Все остальные мосты сохранились в сильно изменённом виде. Особенно
Аничков, раздавшися вширь и имеющий свой неповторимый облик благодаря коням Клодта.
В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.
Обратите внимание на наших русалок - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как... Если посмотреть на "Дворцовый мост" в
Берлине, то там такие же кони и похожие на наших русалки. Но наши интереснее, они с чешуей и женщины, а в
Берлине какие-то русалы, а не русалки )) Мостовые были не грязные как любят показывать в наших фильмах, а вымощенные деревом! Деревянными спилами, как булыжником. Мостовые были тихими и не портили копыта лошадей. Ниже на фото как раз мощение мостовой.
Шестигранная плитка была одного размера и плотно подгонялась друг к другу. Этот способ мощения был предложен изобретателем В. П. Гурьевым. Словно деревянный ковер. Единственный минус - в случае потопа мостовая всплывала.
Про деревянные мостовые С-Петербурга.
Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры "Укротители коней", заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.
Отлитые в бронзе первые две скульптуры "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы" появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора
Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в
Берлине.
В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года
Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по
Италии и в 1846 оказались в Неаполе. Я там был, ссылка на пост ниже.
Связь Неаполя и Петербурга - кони Клодта в Неаполе
"Укротители коней" перед королевским дворцом в
Неаполе (
Италия).
В дальнейшем, копии клодтовских коней оказались в
Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных - Кузьминках.
Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что император
Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».
У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.
Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Большая дерзость и неарушение всех устоев приличия. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...
Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.
Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.
И ведь случай как назло вскоре представился. Ехал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.
Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.
Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.
История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.
Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю... ))))
Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.
Наконец, в 1851 мост был окончательно укомплектован. Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.
Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время
блокады они были сняты и закопаны в
саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.
Статуи коней, которые "смотрят" в сторону
Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону
площади Восстания (бывшая Знаменская) подков не имеют. Ранее в
Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы ))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади идут от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.
Сравните сами ))) специально сфотографировал )))
Дореволбюционный вид на Фонтанку.
Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность... )))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. Кстати, у Клодта занятная история женитьбы достойная отдельного поста. И он у меня есть)))
Как женился великий Клодт Если коротко, никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему барышню. Её родители считали Клодта нищебродом..
По другой версии между ног ту коня сам Наполеон Бонапарт.
Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.
Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:
Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивление всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.
Николаю I доложили о хулиганстве и он экспромтом добавил: Сыскать сейчас же пятую мне ж-пу. И расписать на ней Европу! :)
В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.
Я не проверял у каких именно ))) высоковато, так что подтвердить или опровергнуть не могу )))
Под мостом мостом с кораблика выглядит так...
Во время блокады скульптурные группы с моста вывезли.
Снятие коней Клодта с Аничкова моста в 1941 году. Как я уже писал, их закопали у саду
Аничкова дворца.
И не зря - мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков фашистского артиллерийского снаряда.
Вид на Фонтанку.
И сейчас... обратите внимания, раньше мост называли не АничКОВ, а АничКИН или АничКОВСКИЙ. На открытках выше в подписях это видно.
Пара анекдотов про мост и Клодта))))
Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! Тут культурное место. А рабочий ему... за что боролись!? Написано что отливал барон. Ему значит отлить можно, а рабочему нельзя?
Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился )))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет. Впрочем - вру. Не называют его так - шутка.
Петербургский Аничков мост зимой
И напоследок... ))) Во время борьбы с алкоголизмом в Ленинграде говорили, что в городе не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту. Им некогда - они коней держат...
Следующий на Фонтанке -
Ломоносовский мост Обзор всех мостов реки Фонтанки Набережная реки Фонтанки. Часть 1 Пешком по Фонтанке. Часть 2 Набережная реки Фонтанки. Часть 3 Коллекция мостов Санкт-Петербурга. Часть 1. История, самое-самое и мосты центра Коллекция мостов. Часть 2. Мосты окраин и парков Санкт-Петербурга Коллекция мостов. Часть 3. Пригороды и окрестности Санкт-Петербурга Инфа и старые фото (С) интернет. Основа: Википедия,
https://mostotrest-spb.ru/bridges/ https://pastvu.com/