Одной из целей моей 11-й по счету поездки в Египет стало посещение города Суэц. И не просто из праздного любопытства, а с целью перелома однобокой тенденции освещения арабо-израильских войн. К сожалению, практически вся информация о захвате Израилем Синайского полуострова и 7-и летней "Войне на истощение" (1967-1973) cводится к описанию боевых операций той или другой стороны. Плюс поиск "хороших" и "плохих" парней, в зависимости от того, на чьей стороны ваши симпатии. Нигде и никогда не встречается взгляд на вещи со стороны простых жителей египетских городов прифронтовой полосы. Меж тем, город Суэц с населением, приближающимся ныне к миллиону жителей, был мертвым городом почти десятилетие. Там можно было бы снять ленту гораздо более впечатляющую, чем известный кинофильм "Сталкер". За годы сражений более 80% зданий Суэца были сильно повреждены либо полностью разрушены.
Как уже рассказывалось в первой части отчета о путешествии по Синаю, в поисках следов арабо-израильских войн (
Первая часть - израильские позиции) на третий день поездки наша измученная "Хюндай-Ассент", управляемая вашим покорным слугой, пересекла Суэцкий канал через тоннель Ахмада Хамди и взяла курс на город Суэц, расположенный в 20км южнее -
Улицы современного Суэца
Городской парк
Вот так город Суэц выглядит в наши дни, и, казалось бы, ничего не напоминает о событиях тридцатипятилетней давности. И все же есть в городе следы тех событий. Если обратить внимание на редкие сохранившиеся здания колониальной эпохи, то по сей день можно увидеть следы былых сражений -
Обратите внимание на дырки от пуль на стенах здания
Суэцкий канал, вид из Порта-Туфик. Обратите внимание на колючую проволоку на противоположном берегу - это следы израильской "Линии Бар-Лева".
Монумент защитникам Суэца в городском парке
Краткая история сражений за Суэц, 1967-1973
Никакой плановой эвакуации города египтянами не проводилось, хотя с захватом Синая израильтянами позиции противника [израильтян] расположились всего в 500 метрах от центральных улиц Суэца, аккурат на восточном берегу канала. Зачем эвакуировать граждан? Простые горожане редко интересовали центральную каирскую власть, озабоченную военными амбициями. Более того, в городской черте и сразу за ее пределами египетская армия разместила огневые точки, которые в период "Войны на истощение" сильно досаждали израильтянам. Город оказался в центре сильнейших артиллерийских дуэлей и ареной постоянных операций израильтян, неоднократно высаживавшихся с восточной стороны канала для проведения операций в тылу противника.
Набережная Суэца, справа - Суэцкий канал, напротив - израильские позиции Линии "Бар-Лева" (1970)
Cуэцкий канал со стороны города Суэц. На противоположной (восточной) стороне - позиции израильтян
Добавим к этому повреждения, нанесенные городской инфраструктуре, как то: целенаправленные удары израильтян по водным, электрическим и дорожным коммуникациям. Это было оправдано с военной точки зрения, но город в итоге оказался без воды, электричества и с перебоями в поставках продовольствия.
Израильские военные во время проведения зачистки в г.Суэц
Израильские танки на позициях в 24км восточнее Суэцкого канала
Уже к 1968 году начался стихийный исход жителей Суэца вглубь Египта. Сотни тысяч жителей нашли укрытие в городах дельты Нила и в Каире. После чего город оказался целиком в руках федайюн (т.н "Народное ополчение") и военных. Если верить журналистам
Аль-Ахрама и словам ветеранов египетского ополчения, то в рядах гражданского ополчения Суэца воевало 4000 бойцов. Среди них немало палестинцев из ООП.
Подбитый израильский Центурион на улице в Суэце
Схема противостояния не была оригинальной. Вначале следовал обстрел израильских позиций с целью спровоцировать противника на рейд в город для проведения зачистки. После того, как израильтяне высаживали свои силы, то оказывались втянутыми в уличные бои, попадали в засады и несли существенные потери.
Так называемый "Народные ополченцы" защищающие улицы Суэца
Уникальный кадр: израильский(!) танк Т-55, ранее захваченный у египтян, подбит на улицах Суэца. Обратите внимание на номер, написанный на его борту. Египтяне используют настоящие арабские цифры, но никак не привычные нам.
Сразу несколько подбитых израильских "Паттонов". Пригороды Суэца, 1973.
В целом, израильтяне потеряли на Суэцких улицах
23 танка и около полусотни солдат. Впрочем, достаточно скоро израильтяне отказались от физических рейдов в Суэц, и перешли к более массированным дистанционным ударам артиллерии и ВВС. Израильтянам не удавалось в полной мере подавить огневые позиции египтян, поскольку в районе города размещались значительные силы противовоздушной обороны египтян, препятствующие ударам с воздуха. Противостояние было скорее вялотекущим, в ходе которого ни одна из сторон не достигла сколько-нибудь значительных успехов.
Подбитый под Суэцем израильский вертолет, 1973
В 1975 году, вскоре после окончания Октябрьской войны (в Израиле называемой "Войной Судного дня") и заключения перемирия между Египтом и Израилем, в Суэц прибыл президент Анвар Садат -
Начало восстановления Суэца, 1975
Особая благодарность за помощь в написании статьи Андрею Михайловичу Муравьеву, создателю великолепного сайта "
Белостокская морская пехота Балтики", в частности за статью "Война Судного дня, противостояние СССР и США на море" (
статья) в авторстве Александра Розина.
Другие мои отчеты про Египет:
На машине по Синаю: особенности, подводные камни и техникаТ
ри экскурсии по Каиру: трамваи, индуистский дворец и войны с Израилем Асуан как ворота в черную Африку Вырваться из Хургады и не угодить в полицию Суэцкий канал: Европейские города и израильские танки Таба - история одной границы Логово Аль-Каиды в 3 часах от Каира Каирский город мусорщиков как социальное явление
Израильские огневые позиции на берегах Суэца