Опубликованные страницы:
1-15,
15-24,
25-34,
35-43,
44-52,
53-61,
62-70,
71-85,
86-94,
95-103,
104-11 2,
113-120,
121-129,
130-138,
139-147,
148-156,
157-165,
166-174,
175-183.
184-192,
193-201.
Программа партии эсеров или социалистов-революционеров, принятая в период первой русской революции, содержала требования политиче-
201
ских свобод, введения всеобщего избирательного права, организации профсоюзов для рабочих и т.д. Но её ядро - составляло требование ликвидации частной собственности на землю революционным путём и передача отобранной у помещиков земли сельским общинам. Эти требования были чрезвычайно популярны среди крестьянства, ведь
крестьянство составляло тогда большинство населения не только Рязанской губернии, но и всей Российской империи. Даже на 1917 год городское население Рязанской губернии - всего 5, 5%, а крестьянское - 86%! 3
Земли не хватало рязанскому крестьянству для нормальной жизни! В областном архиве сохранились материалы по истории революционного движения в Рязанской губернии, в том числе и программы разных партий. Так, в краткой программе «Радикальной партии» по АГРАРНОМУ ВОРОСУ (выделено авт.) сказано:
«1. Образование земельного фонда
а/ путём экспроприации без всякого вознаграждения земель государственных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных;
б/ путём экспроприации за минимальное вознаграждение частновладельческих земель;
2. Установление максимального предела частного владения землёю с тем, чтобы экспроприации подлежало всё количество земли, превышающее этот максимум владения.
3. Отдачу из земельного фонда земель только в арендное пользование лично обрабатывающим землю…».
Любопытно, что «Радикальная партия», в далёком от читателя 1905 году, в деле народного образования стояла ЗА БЕСПЛАТНОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ! (выделено авт.)
В листовке же, изданной Московским Комитетом Партии Социалистов - Революционеров, не только ясно обозначается программа социалистов - революционеров», то есть эсеров, но и открытый призыв к крестьянству:
«Мы зовём вас в ряды партии, которая объединяет всех эксплуатируемых, весь трудовой народ - городских и сельских рабочих, и трудовое крестьянство в ряды партии С. - Р. … Становитесь под её Красное знамя со священным лозунгом «Земля и Воля!» Вся земля и вся воля всему народу. …Земельная нужда бьёт жестоко не только
крестьян, но и городских рабочих, пригоняя разорённое крестьянство к фабричным воротам. Вы видите, что земельный вопрос есть вопрос
202
жизни для трудового народа, как крестьян, так и рабочих. Вы видите вместе с тем: что без воли нет полной политической свободы. Рабочие и крестьяне связаны с своими вековыми угнетателями - капиталистами. И земля, и воля необходимы рабочему народу, как воздух, как Солнце. Да здравствует земля и воля!»4
Архивные документы сохранили и выписку из отчёта Рязанской группы» социалистов-революционеров за октябрь, ноябрь и декабрь 1906 года. Какая же работа проделана?
«За отчётное время Рязанской Группой изданы обращения от Группы «К новобранцам призыва 1906 года» - 1. 200 экз. и к крестьянам о выборах в Г. Думу - 3. 000 экз.; распространено полученных Группой различных партийных изданий для крестьян, рабочих, солдат - 2.987 экз. (в т.ч. «Письмо от русских крестьян к Николаю второму»,
«Как крестьянам выбирать в Г. Думу», «Как рабочим выбирать в Г. Думу», журнал «Солдат» № 1, «Партийные известия», «К партийным работникам» и пр… Различных книг и брошюр - 6. 664 экз.. За то же время Группой распространено: различных партийных изданий - 13.757 экз., книг и брошюр - 16. 631 экз.».5
Читатель видит, что цифры - впечатляющие. Но в архивных папках сохранилось множество экземпляров этих «изданий», изъятых во время обыска. Встречаются даже фамилии тех, у кого и когда они были найдены Охранным отделением. Сохранилась в архивных папках и статья Льва Троцкого (большая, 4-х страничная - авт.) - будущего оппонента Иосифа Сталина: «Чему учат нас социалисты - революционеры?» Она свидетельствует о наличии, ещё в 1905 году, политических противоречий между партиями социалистов-революционеров (эсеров) и социал-демократов (будущих большевиков):
«За последнее время на заводских митингах стали появляться ораторы, призывающие рабочих отделиться от социал-демократической рабочей партии и переходить в ряды партии Социалистов - Революционеров. … В чём же обвиняют С. - Р. нашу партию? Они «говорят: вся беда от того, что земля составляет частную собственность. Землёю владеют дворяне, купцы, двор, чиновники, монастыри, церкви,
а трудящееся крестьянство задыхается от безземелия. От недостатка земли крестьянство нищает. В деревне создаётся безземельный голодный пролетариат. Он ищет заработка в городах…».
Но «недостаточно получить землю, нужно ещё иметь средства производства… А совершенно уничтожить язву безработицы может
203
только социализм. …При социалистическом строе не одна земля, но все средства производства (фабрики, заводы, сырой материал) будут принадлежать всему обществу, и плоды общего труда будут распределяться между всеми членами общества».
И ещё два фрагмента из той же статьи Льва Троцкого «Чему учат нас социалисты - революционеры?», которая ясно и доходчиво объясняла крестьянину, что надо делать в 1905 году:
«Пролетарии деревни! Соединяйтесь с нами, городскими пролетариями, в единую социал-демократическую партию. Когда в наших рядах будет большинство городских и деревенских рабочих, тогда мы возьмём в свои руки государственную власть. Мы провозгласим тогда земли, … заводы, фабрики, словом, все средства производства общей собственностью всего народа. …Тогда наступит царство подлинного
равенства и истинного братства».
Сказано в этой статье и о землевладельцах-дворянах…
«Многие дворяне вовсе не имеют собственного хозяйства на своих наследственных землях. Они сдают их в аренду на самых ростовщических условиях. А так как тот же дворянин является ещё и земским начальником, то во многих местностях России полностью существует крепостное право. С конфискацией дворянских земель и уничтожением дворянского звания уже не будет барина и мужика».6
Читая программные документы различных партий, сохранившиеся в картонных папках, написанные или напечатанные на узких полосках плохой бумаги, с растрёпанными краями, невольно поражаешь-ся ясному и точному русскому языку, которым они написаны. Поражаешься и прекрасным, вполне достижимым (по большому счёту!) идеям, которые несли в народ революционеры. Заражаешься и той позитивной энергией, которая исходит от них и поныне. Возможно, эти листовки или подобные им, читал или распространял член партии социалистов - революционеров Иван Иванович Макаров, отец будущего писателя. По данным партийных документов, Иван Иванович вступил в партию эсеров в 1905 году.
И последнее. В этом же рязанском архиве сохранилась и листовка партии социалистов-революционеров «К рекрутам». Она выпущена «Скопинской группой С. - Р.» в октябре 1906 года и обращена к солдатам Болховского полка...
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 А. Турков. А. Блок. - М. Молодая гвардия, 1969, с. 81 - 82.
204
2 ГАРО, ф. П. - 478, оп. 2, д. 361. Учётная карточка для активного работника РКСМ И.И. Макарова.
3 МИМД - КП - 3181- 3188 НВ762-773. Акт 186. Петров Николай Николаевич.
4 ГАРО, ф. Р. - 4329, оп. 1, д. 51 - 67. Коллекция документальных материалов
(листовки, прокламации, возвания). 1905 - 1907 г.г.
5 ГАРО, ф. Р. - 4329, оп. 1, д. 101 - 119. Рязанская организация партии социалистов-революционеров. (Программы, возвания, прокламации, обращения). 1906 - 1907 г.г.
6 ГАРО, ф. Р. - 4329, оп. 1, д. 101 - 119. Рязанская организация партии социалистов- революционеров. (Программы, возвания, прокламации, обращения). 1906 - 1907 г.г
Глава тридцать первая
ЭСЕР ИВАН ИВАНОВИЧ МАКАРОВ
Революционным 1905 годом датируется вступление Ивана Ивановича Макарова - отца, в партию социалистов-революционеров (эсэров). Салтыковские «Макаровы» могли быть в числе крестьян, отказавшихся платить княгине Е.Э. Трубецкой «арендные деньги» в тех же революционных годах. По мнению ряда исследователей, их
причисляли к «неблагонадёжным» крестьянам, а сам Иван Иванович «судился и сидел в тюрьме за бунтарство».1 Но как уже говорилось выше, подтверждений этим фактам пока не нашлось. Факт же вступления Ивана Ивановича-отца в партию эсеров в 1905 году подтверждён.
В рязанских архивных материалах сохранились воспоминания социал-демократа, будущего большевика Михаила Шабулина: «Рязань - исконный центр либерально-буржуазной земщины, примерно октябристского толка. В начале девятисотых годов они господствовали почти безраздельно... В 1901 - 1902 гг. начали зарождаться в Рязани революционные организации и в тюрьме появились уже одиночки и мелкие группы с - д и народников (н - с, с - р). Начавшаяся война с Японией дала значительный импульс революционному движению. Расширила работу и подвела к созданию массового движения».
Это - в Рязани ... А что же в уездах Рязанской губернии?
«Рабочие крупнейших имений (а их было много) составляли основу кружков. После разгона Государственной Думы к началу сбора урожая мы провели широкую кампанию сельскохозяйственных забастовок…». Суть таких забастовок заключалась в том, что крестьян-
205
ское население «отзывало» из имений землевладельцев «наёмных рабочих», требуя повысить оплату их труда. Требовали повысить и расценки местным крестьянам по сельскохозяйственным работам. «Такие требования впервые были предъявлены в имениях княгини Белосельской в Ряжском у. (с. Заборовское)…». Читатель, это имение княгини Надежды Дмитриевны Белосельской-Белозерской,
урождённой Скобелевой! Михаил Шабулин подробно описывает, как развивались события в имении княгини Надежды Дмитриевны Белосельской-Белозерской при селе Спасское - Заборово:
«Из первобытно-полудиких остатков мордвы с. Чулюкова Тамбовской губернии были сколочены две больших артели, 150 - 200 человек каждая, на условиях прежней оплаты. Первые попытки уговорить «чулюкан» дали только колебания в их среде, но не отказ от работы…». Тогда местные крестьяне «припугнули «чулюкан» суровой расправой»: «Ночью многочисленной «улицей» (сельские хороводы) с песнями на-
правились к «чулюканскому» табору. Поняв это, как начало выполнения угрозы, они перепугались и к утру уже оставили имение…».
Но, конечно, на этом дело не закончилось.
«Землевладельцы перестали улыбаться … Время шло. Работы в имениях стали. Попытка вызвать солдат на работу сорвалась, да и не дешёво стоила … Рожь перезрела и начинала осыпаться на корню». Появились черкесы охранять имение».2 Это очень похоже на салтыковские «революционные события» 1905 - 1906 годов, когда в село Салтыки, по словам Ю. Веденина, «потянулась жандармерия»...
Любопытно, что рязанский революционер Михаил Шабулин, уже в 1907 году и был арестован в том же Ряжском уезде, в селе Смолеевка. В селе Смолеевка на 1905 год в Покровской начальной школе служила его мать - учительница, Антонина Александровна Шабулина.3 Но Михаила Шабулина успели предупредить, и он смог «надёжно спрятать два ящика литературы и документы; и приступил к осмо-
тру бумаг…». За этим его и застал прибывший с отрядом пристав. «Пристав упорно искал Ивана Маркова, значившегося где-то в конфискованной у меня записной книжке. Это был мой односельчанин, бывший железнодорожник Иван Маркович Дронов, член кружка. Все знали, что ищут именно его и всё же никто не указал». 4
Любопытно, что будущий большевик Михаил Шабулин, оказавшись в Рязанской губернской тюрьме («крепостное отделение» - авт.), встретится там с теми, кого читатель уже запомнил. Например,
206
с «неблагонадёжным учителем» Акимом Поликарповичем Курочкиным, также, социал-демократом. С анархистом Креневым Г. Н., с народовольцем Сириусовым М. и другими.
Но всё-таки, почему не только отец писателя, но и два его родных брата Андрей и Пётр, «ввязались» в политику? «Салтыковские» события в имении княгини Е. Э. Трубецкой (1905 - 1906 г.г.) подтолкнули их к этому? Возможно, пояснение этому есть и в рассказе Ивана Макарова «Крестом Гапона»: отношение к местной власти
там ярко выраженное враждебное. Но, по словам младшей сестры писателя, Евдокии Ивановны Лавровой, урождённой Макаровой, (о чём свидетельствует её сын Павел Алексеевич Лавров - авт.), семья Макаровых жила очень неплохо: был свой сельхозинвентарь, лошади, коровы, 15 - 20 овец и даже швейная машинка «Зингер», сохранившаяся и доныне в семье Лавровых в рабочем состоянии.
В дальнейшем, эсер Иван Иванович Макаров (отец), перейдёт в партию социал-демократов (большевиков). Но не сразу. По словам сына-писателя, это произойдет уже в армии, куда его отец попал «по мобилизации». Но и в родных Салтыках, Иван Иванович Макаров станет членом Салтыковской партийной ячейки, опять-таки, только
в 1919 году, да и то - ненадолго. Макаров-писатель указывает в своей
«Автобиографии» следующее: «Материальное положение было плохое, в силу чего отец большую часть времени был на заработках в Москве и других городах кирпичником, банщиком и сапожником. Детство провел в семье, где пережил и репрессии, применяемые к отцу за принадлежность к партии социал-демократов, а потом РСДРП, в которую он перешел в 16 - 17гг., был свидетелем обысков, арестов как отца, так и других революционеров, скрывающихся частенько у нас, и в силу вышеуказанного, я узнавал о революции и её цели в раннем детстве…».5 Но это «партийная» автобиография!
В 1906 году, по материалам И. И. Проходцева, в селе Салтыки Раненбургского уезда Рязанской губернии проживало 1. 414 человек; «а вместе с деревнями (Салтыковской - авт.) волости - Бунино, Лемзяково (Головщино тож), Аленки, Аннино, Константиновки с усадьбами и хуторами - всего 2. 242 человека». Многие из этих крестьян, закончив весенние и летние полевые работы, уходили на заработки: на Дон, на Кубань. В селе Салтыки, по словам Н.Н. Крыловой, даже сложилась местная поговорка: «На Егория скотинки - на лужок, а лягушинцы - из села наутёк». «Лягушинцы» - жители одной из улиц
207
села Салтыки, регулярно отправлявшиеся на заработки. В новых местах, особенно в больших городах, и «лягушинцы» могли впитывать в себя новые, революционные мысли.
Но в южных уездах Рязанской губернии, в это же время, складывается и «свой» - местный «сельский» пролетариат. Даже вождь социал-демократов В.И. Ульянов (Ленин) в своих работах конца девятнадцатого века приводит данные по южным уездам Рязанской губернии. Он указывает на «особый центр «кустарного» производства
молотилок и веялок - город Сапожок, с окрестными селами Ухолово, Канино, Смыково», крестьяне которых поголовно занимались сборкой и отделкой сельскохозяйственных машин. Та же «Станция Ухолово отправила земледельческих машин местного изделия в 1893 г. - около 30 тыс. пуд., в 1894 г. - около 82 тыс. пуд., тогда как до 1892 г. включительно отправки с. - х. машин с этой станции не достигали
и 10 тыс. пуд. в год». Читатель помнит, что в 1917 году городское население Рязанской губернии составляло всего 5, 5%, а крестьянское - более 86%. Исследователи советского периода считали, что рязанцы долгие годы служили основным источником пополнения рабочего класса Донбасса.6
Неожиданным подтверждением этого факта служит и личная биография Луки Елисеевича Дубровского - партийца Ряжского уезда Рязанской губернии, «чистота» которого перед партией будет определяться летом 1929 года. К тому времени Лука Елисеевич Дубровский - Председатель Ряжского УИКа, член ГКК и бюро Ряжского укома РКП (б). Он 1888-го года рождения, но с 1907-го - член РСДРП (б).
Лука Елисеевич - крестьянин, ставший рабочим: он - «горнорабо-чий» со стажем в пять лет, и был до 1917 года шахтёром в Донбассе! За принадлежность к большевистской партии Лука Елисеевич Дубровский сидел в тюрьме шесть месяцев, а после революций 1917-го, защищал их завоевания в рядах Красной Армии.
Конечно же, партийная комиссия на заседании горсовета при станциях Ряжск-1 и Ряжск-2, сочтёт Луку Елисеевича Дубровского «проверенным»; тем более, что он сам входил в комиссию «по проверке». Пройдет проверку в том же 1929-м и председатель Ряжского горсовета, член ГК и укома партии Ушаков Яков Феоктистович (1883 г.р.)
- член РКП (б) с 1926 года, рабочий, слесарь машинист водокачки железной дороги.7
Конец девятнадцатого века для южных, раненбургско-ряжских зе-
208
мель Рязанской губернии - это время не только возникновения местного «сельского» пролетариата, но и годы интенсивного развития сети железных доро г. К концу того же века по землям Раненбургского и Ряжского уездов проходят две главные железнодорожные ветви, построенные вглубь хлебородных районов России: Рязанско - Уральская и Сызрано - Вяземская. На этих ветках, конечно же, работали и
местные крестьяне; часть которых можно отнести уже «к рабочему» пролетариату. Об этом, кстати, докладывал рязанскому губернатору и ряжский земский начальник в 1905 году: «Крестьянское население состоит, собственно, из двух групп, резко отличающихся между собой. Первые занимаются земледелием, ведут собственное хозяйство,
в виде подспорья арендуют или обрабатывают землю у соседних помещиков; вторые забросили хозяйства, надел отдали в аренду и занимаются отхожим промыслом, отчасти работают плотниками, но в большинстве служат чернорабочими на железной дороге, на фабриках, металлургических заводах, уходят на заработки за тысячи верст… Эти люди представляют из себя городских рабочих».8
Иван Иванович Макаров, отец будущего писателя - кто он? Крестьянин? Железнодорожник? Сапожник? В разных источниках его называют по-разному. По современным данным отец будущего писателя не служил на железной дороге. И племянник писателя - Павел Алексеевич Лавров, начисто отметает наличие «железнодорожника» Ивана Ивановича Макарова. И в делах Ряжской мужской гимназии, где продолжал своё образование Иван Макаров, неоднократно указывается, что отец будущего писателя - крестьянин, занимающийся «сапожным ремеслом». И свои прошения на имя директора Ряжской мужской гимназии Иван Иванович Макаров (отец) писал от лица крестьянина села Салтыки и в мае 1912-го, и в сентябре 1913-го, и осенью 1914-го годов.9
Но один из сыновей Ивана Ивановича - Михаил (средний брат писателя - авт.), став взрослым, работал на железной дороге, в Москве, в 1937… Это были совсем другие времена: год ареста и преждевременной гибели писателя Макарова. По данным исследователя Ю. Блудова, к этому времени (февраль 1937 года), средний брат Михаил Иванович Макаров, служил на Курской железной дороге, и жил с
родителями в Москве, в Баумановском переулке, дом 20, квартира 1. Самый младший из братьев - Григорий, находился в городе Минске, в рядах Красной армии.10
209
По словам племянника писателя П.А. Лаврова, в Москве собралась практически вся семья Макаровых… Дом на улице Бауманской был большим: отдельный одноэтажный «особняк» в семь комнат с кухней и подсобными помещениями.11 В этом «особняке» жили, в том числе и позднее, родители писателя, их дочь Клавдия Ивановна с мужем - Кузьмой Крыловым («дядя Кузьма») и дочкой, их сын Михаил Иванович Макаров с женой и двумя детьми, младший сын Григорий Иванович Макаров, также, с женой и дочкой. Причём, Григорий Иванович, примерно в 1949 году, работал шофёром «у Ростроповича». Сам же писатель Иван Иванович Макаров с сыном Январём и гражданской женой Верой Валентиновной Вонлярлярской, жили в
Москве отдельно от остальных членов семьи Макаровых. При этом, у Веры Валентиновны имелась и своя комната в одной квартире с двумя её сёстрами: Музой и Зинаидой. Вероятно, в квартире этой комнаты на Чистых прудах г. Москвы и был арестован Иван Иванович Макаров, ведь, по словам В.В. Вонлярлярской, запомнившимися П.А. Лаврову, его увёз «чёрный воронок» и больше они с ним никогда не увиделись.
Но «железнодорожная» тема - частая в произведениях Макароваписателя. Даже одна из самых известных, на сегодня, его повестей - «Рейд Чёрного Жука», подписанная «Ильинское, 1931г.», начинается с разговора главного героя - «белого» офицера Игнатия Багровского с железнодорожником:
«Недавно я разговаривал с русским железнодорожником. В форме злой шутки я предрекал скорую гибель большевиков и, вглядываясь в него, намекнул:
- Вас взорвут изнутри наши.
Он снял треух, почесал одним пальцем у себя за ухом и, снисходительно улыбаясь, отпарировал:
- Уж не «Пы-Ры» ли ваша нас взорвёт?
И спокойная уверенность железнодорожника вызвала во мне холодок страха и чувство обречённости».12
Железная дорога или события, с нею связанные, встречаются и на страницах произведений «рязанского» периода Макарова-писателя: в рассказах «Аграфенино проклятие» или «Грунькино проклятье» (1927, 1928 г.г.), «Ключ» (1928 г.); в романе «Стальные рёбра» (1928, 1929 г.г.), а также, «московского» - «Чёрная шаль» (1933, 1934 г.г.), «Миша Курбатов» (1934, 1936 г.г.). Литературные товарищи «мо-
210
сковского» времени упоминают и роман Макарова «Индия в крови», видимо, не опубликованный до сих пор.
Продолжение следует - страницы
211-219.