В середине октября 2015 года Tesla официально выпустила первую публичную версию Autopilot - первый шаг на пути к беспилотному будущему. Владельцы Model S получили её вместе с обновлением 7.0 операционной системы своих электрокаров. Но не все, а только машины, выпущенные с октября 2014 и позднее (они оснащены набором соответствующих сенсоров и датчиков). Более ранние авто - в пролёте.
Для начала - 14-секундное видео, которое набрало за неделю 1,5 миллиона просмотров. Оно снято с борта Tesla Model S, движущейся в режиме Автопилота на скорости около 70 км/ч. Водитель, по его словам, в этот момент отвлёкся от дороги и не успел ни среагировать, ни даже нажать на тормоз. Машина всё сделала сама.
Click to view
Впечатляет, правда? Да, но только владельцев всяких камри-приусов и пикапов-минивэнов. Потому что подобные системы превентивной безопасности - не новость и уже есть на некоторых современных машинах (например, Driving Assistant Plus на BMW или Distronic Plus на Мерседесах). И это не самая лучшая, хотя и эффектная, демонстрация возможностей технологии.
Autopilot - про другое. И если задаться целью восхититься работой этой системы на видео, то это будет скучнейший ролик длиной полчаса-час, где машина просто едет по шоссе.
В чём же тогда прорыв? А в том, что перед нами первый в мире серийный автомобиль, который способен ехать сам. По-настоящему. На значительное расстояние. На первом этапе - по шоссе, но это только начало.
И здесь интересно вот что: с концептуальной точки зрения подход Теслы к автономной езде заметно отличается от гугловского.
Во-первых, Tesla "ест слона по частям", в то время как Google уже несколько лет готовится проглотить его целиком. Другими словами, автопилот в Теслах сейчас нацелен на решение только одной задачи - избавить человека от долгой и скучной езды по хайвею. Google же хочет, чтобы машина умела ездить сама вообще везде.Подход Теслы - 20% усилий и ресурсов для достижения 80% результата. Дёшево и эффективно.
Во-вторых, технологическое решение тесловских инженеров значительно проще. Для того, чтобы машина "видела" вокруг и принимала нужные решения, используются камера, радар, ультразвуковые датчики и GPS-модуль. Все эти технологии давным давно используются в парктрониках, адаптивных круиз-контролях, системах превентивной безопасности, навигаторах. Однако каждая из них по отдельности не обладает достаточной точностью и надёжностью, чтобы водитель мог выпустить руль из рук. Другое дело, когда все четыре датчика объединены в единую систему - вот тогда совокупного количества и точности этих данных становится достаточно, чтобы компьютер мог вести машину сам. В основе же Google-каров - панорамный LIDAR-сенсор и сложнейшие алгоритмы, позволяющие машине "видеть" всё вокруг в мельчайших деталях.
Google Self-driving Car видит мир в объёме и со всех сторон. Подход Гугла: очень сложно, очень дорого, очень круто.
Тут нужно понимать, что телеметрические данные, получаемые из автономных машин при реальной езде по реальным дорогам, - это основная "пища" для алгоритмов машинного обучения, благодаря которым программа оттачивает свои навыки вождения. У кого больше данных, тот быстрее и лучше научит компьютер управлять автомобилем.
Ещё месяц назад всем казалось, что лидерство Google в сфере беспилотных авто безусловно и недосягаемо. За многие годы испытаний прототипы наездили более 2 миллионов километров, накопили петабайты данных, многому научились и продолжают учиться.
Однако теперь ситуация поменялась. Если в распоряжении Google сейчас находится впечатляющий автопарк из порядка двухсот прототипов (Лексусы и собственные панда-кары), то у разработчиков Автопилота - это несколько тысяч (!) реальных машин. Причём, в отличие от Гугла, машинки которого в тестовом режиме катаются в пределах одного города, Теслы с Автопилотом уже сегодня ездят по всему миру, включая Россию. И передают данные в "центр".
Чем больше данных получено с машин, тем умнее становится система и тем лучше ведёт машину. В Тесле говорят, что Автопилот улучшается каждый день и некоторые владельцы Тесл подтверждают это собственными наблюдениями.
На прошлой неделе я покатался по нашему району на Model S P90D с активированным Ludicrous mode (разгон до сотни за 2,8 секунды) и Автопилотом.
На спидометре 40 mph (64 км/ч), а я машу вам руками, привет!
Признаюсь: даже мне, упоротому футуристу и отмороженному электро-энтузиасту, было страшно выпускать руль из рук и убирать ноги с педалей. Но, блин, оно работает!
Не заметить спешку, с которой Tesla выпустила Autopilot, невозможно. Алгоритмы неидеальные. Часть пользователей жалуется. Часть боится. Часть восхищается. Но быть первым автопроизводителем, внедрившим беспилотную технологию на серийной машине, - бесценно, правда же?
Тут самое время вспомнить, за что мы любим и уважаем Теслу и лично Элона Маска. За, простите, наличие яиц. Какова вероятность, что примерно каждый первый водитель проигнорирует предупреждение "не выпускайте руль из рук при активированном Автопилоте"? Близкая к 100%. Какова вероятность, что система несовершенна и в ней есть баги и недоработки? 100%. Какова вероятность, что какой-нибудь энтузиаст всё же расшибётся насмерть или покалечится, положившись на новую крутую технологию? Ненулевая.
Осознают ли все эти риски в Гугле, Тесле, Ниссане, Ауди, Вольво и во многих других компаниях, активно разрабатывающих беспилотные технологии? Прекрасно осознают. Кто готов пойти на этот риск здесь и сейчас, в 2015 году? Только Маск.
Продолжение следует.
Антон Болотов, Саннивейл, США
Предыдущие записи по теме:
Беспилотные автомобили. Часть 1: Что это и зачем? Беспилотные автомобили. Часть 2: Их уже можно пощупать Беспилотные автомобили. Часть 3: Google против всех Беспилотные автомобили. Часть 4: аварии и "аварии" Беспилотные автомобили. Часть 5: Первый настоящий self-driving car готов выехать на дороги Беспилотные автомобили. Часть 6: Мой прогноз будущего Беспилотные автомобили. Часть 7: Google Car своими глазами Добавляйте в друзья, будет интересно! :)