Проблемы с клиентом? Тогда мы идем к вам. Рубрика «Вопрос-ответ» (19)

Feb 15, 2014 12:26

Сказание о бабле, хрючестве и ультиматумах...

ВОПРОС:

11.02.2014
Илья, добрый день! Давно слежу за Вами и с интересом читаю Ваш блог. Пишу к Вам как к профессионалу, буду Вам крайне признателен за возможную консультацию (небольшую).
У меня следующая ситуация: на днях я делал съемку. Мы не заключали (увы, это я теперь буду исправлять) никаких договоров, все договоренности - только устно. Речь шла о съемке на афишу и на сайт клиента. Я сделал свою работу, все в восторге от фото. Я получил деньги.
Но внезапно мне стали ставить жесткие условия в ультимативном тоне, что я не имею права публиковать снимки со съемки в своем портфолио аж до 2015 года. Объясняя это тем, что, мол, бабок-то мне уже заплатили и могут теперь творить что хотят с фото. Но я-то знаю, что это не так, я как автор фото (все исходники у меня, в них - в равах - зашито мое имя), есть док-ва. И я имею ряд прав, в том числе на обнародование фото и указание авторства. Так ведь? Люди себя не очень красиво повели - сказав до съемки одно, а после потребовали фактически эксклюзива и моего отказа от части моих авторских прав (не могу эти фото использовать аж год). Теперь будем встречаться с их юристом и составлять договор.
Вопрос: Илья, вы попадали в такие ситуации? На Западе я знаю давно работают с понятием франшизы, которая дает право на использование фото в том или ином качестве, на тот или иной срок. И это стоит денег. То есть фото выкупают. Как бы Вы поступили в моем случае? Понимаю, что Вы очень занятой человек, но был бы крайне Вам признателен за возможный совет. С уважением, Слава.
Заранее спасибо Вам!

12.02.2014
Илья, у меня важный вопрос/апдейт - сложилась ситуация, при которой заказчик требует подписания мной договора, в котором он требует передать ему все исключительные (!) (то есть и авторские) права на фото, аргументируя это тем, что я получил от них деньги (но на тот момент я не подписывал никаких соглашений), договор этот составлен задним числом. Вопрос - как быть, если я не хочу отдавать все свои права на снимки? А хочу сохранить авторские права? Может ли заказчик это как-то оспорить? Я ведь понимаю, что передача прав должна быть добровольная, я вправе на этой не пойти. Как быть в этом случае?

ОТВЕТ:

Слава, сначала обозначу тональность ответа.
Я не юрист, и если бы дело касалось юридической казуистики, никогда не взялся бы отвечать на эти вопросы.
Но... Поскольку оформлено ничего не было, а суть именно в возникших постфактум спорах, то считаю, что речь идет об этике! Так и будем рассуждать.

Поехали по порядку.

  1. Неприятное. «Шарик, ты балбес!»
    Все это стоило обсуждать на берегу, там же подписывать документы, капнуть кровью, вырвать два волоска из головы (лучше у клиента) и сверху сургутной печатью закатать.
    Самое паршивое, что может быть - «терки» после фотосессии. Сильно портит нервы, эмоции, послевкусие, а иногда и репутацию.



  2. Приятное. Все карты у вас на руках.
    В данном случае договор - не ваша головная боль, а клиента. И то, что такого договора нет, позволяет вам, при желании и любви к садизму, выкрутить им руки вплоть до полного отказа в использовании изображения. Можно злорадно хихикать при этом и потирать потные ладошки.
    Вы автор? Все права ваши. Передаются права посредством договора. Нет договора - можно всех слать, судить, преследовать, что хотите.
    На этом попадаются даже серьезные игроки на рынке. Артдиректор Промо российского Vogue мне рассказывала, как европейский фотограф вертел их на... после фотосъемки, требуя увеличить гонорар вдвое. А иначе не отдаст фотографии. И пришлось платить.

    Другое дело - стоит ли так поступать. Но об этом ниже.



  3. Реальное. Правда-матка.
    Они клиенты, вы исполнитель. Они заплатили вам деньги, вы их взяли.
    В принципе, они могут просить совершенно любые условия использования.
    Могут просить эксклюзив, могут отказать вам в праве публикации, могут пожелать почесание пяток.

    Есть, правда, несколько маленьких деталей, совсем небольших.
    Настойчивое желание получить больше оговоренного за поменьше денег - мещанство. Это раз.
    Менять договоренности постфактум - хрючество. Это два.
    А попытки давить на вас, пользуясь вашей неопытностью - уродство. Это три.

    И все это стоит отдельных денег.

  4. Меркантильное. Про деньги.
    Стоимость фотосъемки логично складывать из четырех запчастей.
    1) Цена вашего времени (включая подготовку, съемку, обработку).
    2) Варианты использования фотографий клиентом.
    3) Варианты использования фотографий автором.
    4) Ваши нервы (сюда как раз входят «мещанство», «хрючество», «уродство» и еще ряд столь же милых обстоятельств, типа пьянства на фотосессии, синдрома маленького злобного толстячка (МЗТ), самодурства, нимфомании.)

    В вашем случае цена должна быть максимальной. Клиент хочет исключительные и эксклюзивные права на использование. Он же хочет лишить автора полностью его прав на использование (портфолио, выставки). Ну и плюс сопутствующий мордобой.

    Сами решайте, устраивает ли вас материальная компенсация. Если «да», то вообще не о чем говорить.
    За почесание пяток вам заплатили? Чешите и отваливайте.

    Если «нет», читаем дальше.

  5. Женское. Про логику.
    Исключительные права передать можно. Неисключительные права передать тоже можно. Можно и нужно в том же договоре прописать как может использоваться произведение или его части и производные в случае прав неисключительных.
    Можно прописать и временные рамки, о которых вы говорите.
    А вот передача авторских прав - это нонсенс. Есть автор произведения. И этот факт передать, изменить, отнять или отсудить никак нельзя. Можно только пускать слюни.
    Как вы себе представляете передачу авторских прав на картину Ван Гога?
    Выложил бабла и можешь считаться автором нетленного произведения?

    Но есть оговорки. У нас в стране бытует мнение, что автор фотографии тот, кто держал фотоаппарат в волосатых лапах. Полная фигня.
    Автор тот, кто все придумал, а не тот, кто тупо зафиксировал.
    Так что вполне возможна ситуация, при которой фотограф есть некий «мальчик-кнопконажиматель».
    После сего высокоинтеллектуального труда по вдавливанию черной педали в корпус фотоаппарата «мальчик» подписывает документ, в котором признает, что он не является автором фотографии, а просто кнопку жал, пирожок свой за это получил и полностью вкусовыми качествами оного доволен.
    После чего «мальчик» волен снять шляпу, поклониться и величественно раствориться в голубой рассветной дымке.

    Опять же сами думайте кто вы там были - фотограф или мальчик.
    Если фотограф, то передать авторские права вы не можете никак.



  6. Опасное. Про зубную боль.
    Вы юрист? Сомневаюсь.
    У вас был достаточный бюджет на эту съемку, чтобы нанять юриста проверить договор, который вас просят подписать? Тоже врядли.
    И такая ситуация у фотографа в 99 процентах случаев.

    Отсюда простой вывод - вы должны иметь собственный пакет документов, все варианты и формы релизов, договоров с клиентом, актов передачи оборудования, аренды и тд и тп.
    И клиенту вы должны давать свой договор, а точнее «рыбу» договора, подгоняемую под конкретные нужды.

    Свои документы, один раз заплатив, вы составляете с юристом. Вы в них уверены.
    Нормальный клиент (из моей практики говорю) скажет вам огромное спасибо (и почешет вам пятки) за то, что ему не придется напрягать своих юристов составлять договор в юридическом поле, от которого они далеки.
    Настойчивое желание клиента вопреки логике подсунуть свой договор - вызывает закономерные вопросы и опасения.

  7. Главное. Про этику.
    Слава... Соберитесь. Бейте себя ушами по щекам и концентрируйтесь.
    Вы профессионал. Повторите 10 раз, медленно, пока не поверите.
    Раз профессионал прыгает через забор...
    Два профессионал прыгает через забор...
    Три профессионал...
    Забейте на свои обиды, сопли, расстройство по поводу портфолио, донкихотство в виде желания всех воспитать. Это все не имеет значения.

    Важно только одно - решите для себя, что у вас в приоритете. Срубить побольше бабла, наказать засранца или сохранить нервы и внутреннюю репутацию.
    Да-да, я не оговорился, именно репутацию перед самим собой.

    Я бы на вашем месте просто забил. Вы работу сделали? Результат хороший? Вам денег заплатили?
    Ну и поднимите левую руку, махните, а дальше вы знаете...
    Договор подпишите, в идеале настоять бы на обязательном указании авторства.
    А себе в портфолио снимите тоже самое, только в 10 раз лучше, всем назло.

    Была у меня такая история, недавно. Заказали календарь. Все оговорили четко, точно, заранее, по деньгам, правам и проч. Отдал договор. В день фотосессии, когда я уже подъезжал на машине к съемочной площадке, мне начал звонить на мобильный юрист заказчика и очень жестко требовать изменить условия договора.
    А именно: дать права на использование не только в календаре, а эксклюзивное право. Плюс лишение меня права на использование в портфолио.
    Я сказал «ок», но цена будет на 30 процентов выше, как за съемку рекламы. Выслушал обвинения в том, что я пытаюсь «навариться». Спокойный аргумент о деловой этике и алогичности происходящего действия не возымел.

    Вот у меня было три варианта.
    а) Развернуть машину и уехать.
    б) Сказать да-да-да, сделать съемку, не подписывать договор, развернуть машину и уехать. Потом наслаждаться шоу.
    в) Я поступил самым невыгодным мне способом. Я сделал съемку, я подписал договор, я сказал «подавитесь, я не буду публиковать в портфолио и денег больше начальной суммы не возьму уже из принципа».

    Правда я не удержался и высказал потом заказчику все, что я думаю насчет этичности их поведения, а также гнусных инсинуаций по поводу моей деловой порядочности. Не стоило мне этого делать, это несдержанность. (Полезный тред по этому поводу http://rashap.livejournal.com/270219.html?thread=11991691#t11991691)

    Кстати, жутко обидно насчет портфолио, потому что фото получились реально крутые.
    Но мне в данном случае гораздо ценнее этих фото и этих денег сохранить свое лицо и быть правым и по сути, и по факту.

    Ну а вы сами решите, что вам важнее в вашей ситуации.

  8. Занудное. Но необходимое.
    Происшествие весьма показательно. По факту делается простой вывод:

    вы должны, просто обязаны составить себе четкий, внятный план-конспект деловых переговоров с клиентом. То есть по пунктам расписать каждый вопрос, мелочь, спорный момент, который может возникнуть и все это по порядку, по списку обсуждать и закреплять ДО съемки.

    Это не гарантирует вам отсутствие конфликтов, всякое бывает, МЗТ еще никто не отменял, но гарантирует, что вы будете правы.

    Если интересно, могу как-нибудь опубликовать свой план-конспект переговоров, которым пользуюсь.

Все. Надеюсь, чем-то помог, я старался.

P.S. Вопросы в рубрику присылать на почту rashap@art2photo.com с пометкой "Вопрос-ответ".

Последнее интересное в блоге:
- Не снимайте на свадьбах у друзей
- Что такое профессиональный фотограф
- Как выбрать лучший кадр?
- Рисунок светом. Выпуск 5
- Фотографии, сделанные на мастерклассах
- Стыдно
- Из чего состоит модельное портфолио
- Разбор полетов (40). Аутомазохизм.
- Про модельный бизнес в России
- Про количество фотографий со съемки
- Какие у меня кастрюли. Советы по выбору фототехники

Я Вконтакте, на Фейсбуке, в Твиттере

вопрос-ответ, статьи

Previous post Next post
Up