Относительно
римской самообороны по всему Средиземноморью замечание верное. Кто в столкновении хищников нападает, кто защищается - всегда остаётся на произвол интерпретации. Были и такие интерпретации, как упомянутая. Кому-то всегда ближе думать таким образом. Конечно, и в Риме различимы противоположные вкусы и духовные ориентиры. Вспомним первых легендарных римских царей - вот родоночальник Ромул, воин, не пощадивший собственного брата. Лишь вторым был Нума, казалось бы полная его противоположность, «брахман», образцовый жрец с определенной точки зрения. Такая расстановка приоритетов о многом говорит. Но эти цари не противопоставляются друг другу авторами римского исторического мифа! Представленные ими начала иногда выходят из-под контроля и вступают в кошмарные конфликты - достаточно вспомнить историю отношений Марка Антония и Цицерона. А неподалеку возвышалась фигура их современника Гая Юлия Цезаря, который недаром носил титул верховного жреца (pontifex maximus) - он соединял то и другое: был великим воином и человеком великого ума. Вероятно, с его смертью целое распалось и полностью уже больше не восстанавливалось. Составные элементы гасли по отдельности.
Но о «римском идеализме» в период его расцвета речь шла неоднократно, см., например, введение в
«юпитерианскую теологию», а также
1,
2,
3. Разумеется, это не идеализм пост-христианской эпохи, например, коммунистический, ставивший соответствующие цели (освобождение угнетенных во всем мире, который для этого надлежало оккупировать, в порядке побочного эффекта превратившись в сверхдержаву). Это система ценностей (религиозных, моральных, историко-мифологических, семейных), которая культивирует и культурирует силу: 1) духовно-личную силу - доблесть, virtus, которая есть властная способность как моральный долг, как «добро» и мерило положительной оценки человека (в Риме моральная добродетель заключалась в доблести, сливалась с ней на уровне понятия: ключевое латинское слово virtus обозначало всё это сразу; современное английское virtue, кстати, частично сохранило такое многообразие смысла ), и 2) суммирующую духовно-корпоративную силу - которая предстаёт как imperium и служит депозитарием, взаимно-умножающим интегралом личных властных способностей индивидов, проявленных в доблестных, героических деяниях. Созидая imperium populi romani, римский человек утверждал и увековечивал свою личную силу в Риме - в носившей это имя реальности бесконечного могущества и величия,
восходящей к Юпитеру. Добродетельность доблестного деяния высвечивалась с высоты твердыни вечного города, принимавшего в себя это деяние, и ставшего центром мира. Мощь морально и ценностно утверждалась в ещё большей мощи.
В начале 2018 года
говорилось об этом: «Доблесть» (virtus) - это же, если использовать слово в римском значении, не какое-нибудь «самопожертвование» и прочая христианские добродетели. Это чистая «способность», то есть «способность сделать», «способность решить», «способность властвовать», в значении самообладания, контроля событий и людей. Поэтому: каковы её критерии? Они очевидны - результат. Римское священное писание - это Тит Ливий с одной стороны, а с другой сам Рим: реестр, накопленным итогом, результатов, деяний, актов способности, которые совершали мужи (viri). Доблесть в той мере, в какой речь идёт именно о ней, в качестве ценностного стимула и мотива навязывает открытую публичную конкуренцию дел».
Virtus побуждала римлян выходить за свою пределы. Она и есть выход за свои пределы, поскольку метафизически это сила, ставшая ценностью силы, ставшая своей идеей; отныне она не локализуется, но делается мировой, делается безграничной - имперской. Сказал же Юпитер, что их власти не будет конца, ну вот и… Почему надо останавливаться перед Средиземным морем? Идём дальше. Конкуренция дел зовёт.
Римляне господствовали, захватывая земли, не «для чего-нибудь» - у этого и не может быть никакой «цели», «это» само ставит цели и есть цель в себе - они просто были собой, что значит: были больше себя.
UPD. ЧАСТЬ 2. VIRTUS: АКТИВНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ
О virtus пишут все специалисты по Риму (на русском языке - например, Г. С. Кнабе), это одна из самых упоминаемых и исследованных тем в литературе о римской цивилизации. Сию минуту не входит в планы сопоставление данного понятия с представлениями о морали у прочих народов, но если подвести итог
сказанному об этом ядре римского морального комплекса, то никому не возбраняется самостоятельно поискать аналоги в других местах. Или сравнить virtus c пресловутой «пассионарностью», которой в России так любят затыкать дыры в России пониманиии (и) действительности.
Итак, virtus у римлян как морально культивируемое качество есть внутренняя системная и ответственная активность, которая является также и активной ответственностью (
*):
а) Активность внутренняя, то есть сознательная, идущая из властного центра личности, основанная на самообладании, а не рефлекторный ответ на текущие внешние раздражители.
б) Активность ответственная - точнее тождественная ответственности как таковой, судя по тому, что virtus выступает основной моральной категорией, тем самым подтверждая самопреодоление как источник и принцип силы, а силу как источник и принцип самопреодоления (самопреодоление [в данном случае моральное] - это, напомним, также и формула Ницше для «воли к власти»). Иначе говоря, с римской точки зрения, любое моральное требование - это требование быть силой, любой императив властен и миродержавен, он не просто «голос общества», он голос общества, которое является силой и в целом образует вовне imperium, а в другую сторону res publica. Лишь такое общество авторитетно внутри себя и координация усилий личности с ним воспринимается не как слабость, но, напротив, как сила более высокого порядка. (И, к пониманию того, чем был Рим для римлянина, и какова этимология римского термина res publica, означавшего государство: «Прилагательное publicus является производным от существительного populus», но «populus, прежде чем стало означать вооруженную общину, имело когда-то значение войска как такового», пишет Рудольф Штарк в известной статье 1937 г., посвященной лексике римского республиканского языка).
Римляне не понимали, что такое «слабое добро» . Для них добро - это моральная сила, требующая от них быть силой, в то время как слабость в конечном счете аморальна. Virtus выступает как единый принцип морали и субъектности во всех её формах (политической, военной, нравственной). Резюмируя, можно сказать, что virtus - это активная ответственность и ответственная активность одновременно. Гражданская активность в том числе, без которой существенно снижается эффективность военно-государственной машины.
в) Активность системная - то есть постоянная, не вступающая в противоречие себе, в хаос описанной Тацитом варварской «вольницы», варварского непостоянства, и именно вследствие такой своей природы способная интегрироваться с доблестью других членов общины-корпорации, образуя организованную самоутверждающуюся и самовозрастающую систему силы, которая мотивируется своими членами и в свою очередь мотивирует их. Община, город, Рим - как имперская мощь - и есть для доблести тот воплощенный принцип самоутверждения, точка приложения и самоумножения активности, её роста и увековечивания, которыми обеспечено удовлетворение императива системности. Государство есть то, куда доблесть устремляется как к себе домой, притягиваясь - подобное к подобному - к максимальному выражению собственной сущности. Настоящая доблесть - это твердость. Высшая твердость - это государство.
Принципиально важны рассуждения Тацита о судьбе носителей доблести, погибающих в исключении при римском цезаризме-принципате и в германском варварском обществе, при, казалось бы полном несходстве того и другого в первом веке. Судьба одинакова там, где государства ещё нет, и там, где его уже нет. Что наводит на мысль о стартовавшей конвергенции вчерашних антиподов. В неотдаленном будущем это подтвердилось.