Когда рухнул Железный занавес, на территории постсоветского пространства изменилось все, включая кинопроизводство. В страну стали чаще приезжать иностранцы - в том числе для того, чтобы снимать за копейки на разваленных киностудиях дешевые, но забойные жанровые картинки. За каких-то 15-20 лет, в 90-е и ранние 2000-е, было склепано огромное количество клюквенных малобюджетных поделок в этом жанре. На страницах этого сообщества мы уже рассматривали такие выдающиеся шедевры клюквопрома этой категории, как
«Секс и перестройка»,
«Назад в СССР»,
«Бегущий по льду»,
«Экспресс до Пекина» и его сиквел «Полночь в Санкт-Петербурге»,
«Священный груз»,
«Преступление и наказание»,
«Тяжкие»,
«Белое золото»,
«Красный змей»,
«Невеста по почте»,
«Икона»,
«Москва Zero»,
«Немой свидетель»... И это только те, что снимались конкретно в России или с Россией, без учета постсоветских республик!
Но сколько еще таких фильмов остались совершенно неизвестными и не выходили даже на кассетах, из-за чего они до сих пор не переведены на русский... И сегодня мы дадим вам короткую справку по поводу такого не переведенного шедевра: меганапряженного, мегакрутого и мегадешевого триллера Русская рулетка / Русский подарок / Russian Holiday (1993). Кино из того же ряда, что и «Назад в СССР» (1990) - история про то, как американец впутался в криминальную интригу в борьбе за русские произведения искусств. Главная героиня - простая американская туристка Сьюзан, которая путешествует по Санкт-Петербургу с двумя своими друзьями-земляками: четой простых пенсионеров и четой глупых стереотипных американцев. Снято в Питере на натуре, так что атмосфера аутентичнейшая, ностальгия долбит отбойником.
Значки нннада?!
В программе также есть: хитрая сексапильная экскурсоводша-блондинка, член русской мафии, которая мочит всех неугодных на раз-два; загадочный американский шпион, седовласый красавец Грант Эймс; опасный киллер мафии - похожий на Анатолия Новосельцева долговязый убийца в огромных очках, весь в черном и с протезом вместо руки с выдвижным лезвием, короче, типичный русский киллер.
Мафия и пенсионеры тайком ищут какой-то там важный артефакт, который в конце оказывается царским медальоном Николая II, который черт знает сколько лет пролежал за иконой в Воздвиженской церкви в Гатчине. Впутанная в эту интригу Сьюзан сначала ведет собственное расследование, потом влюбляется в шпиона, потом шпион убеждает ее, что он сам ведет это дело и они объединяются. На самом же деле Грант - опасный преступник и убийца, который ее использует. В самом конце Сьюзан это узнает от пары глупых американцев, которые оказываются агентами Интерпола! Завершается все тем, что Сьюзан продолжает игру с Грантом, но тот давно все просек и глупых интерполовцев убил. Финал проходит в музее в Петропавловской крепости, где Грант решил устроить небольшую нуарную погоню, но Сьюзан надежно его забанила из арбалета к удивлению негодяя. Конец. Довольно несложный сюжет, тем не менее, до конца не без успеха накручивает интригу и мочит своих героев похлеще Джорджа Мартина - к концу повествования из их всех в живых остается только Сьюзан!
Не самая плохая операторская работа и игра актеров во многом испорчены бездарными экшн-сценами, которые вызывают только смех. То машина ни с того ни сего уворачивается от автобуса, как будто не видела, куда ехала; то шпион-обманщик очень неубедительно ломает людям шеи; то слепошарый убийца палит в Сьюзан десять раз, та крутится на земле, а рядом козлом прыгает Грант, пока наконец ему не хватило мозгов подойти сбоку. Апофеоз, конечно, финал, где Грант со стрелой в животе подыхал дольше, чем мистер Розовый в «Бешеных псах».
Однако помимо этого у кино есть и историческая ценность - запечатленная в подробностях натура Петербурга начала 90-х, где мимоходом показаны многие реалии времени: сувенирные лавки, игровые автоматы, таксисты и т.п. Особенно стоит отметить сцену, где до Сьюзан в кафе домогался парень, увешанный значками, чтобы что-то втюхать, а потом доел за нее кофе с булкой. Также фильм просто забит демонстрацией питерских достопримечательностей - памятники, парки, скверы, соборы, музеи, фонтаны, Эрмитаж, Петергоф, гостиница Пулковская - тут есть практически все. Разве что крейсера Аврора не показали. Фильм официально может использоваться как туристическая реклама.
Что до клюквы, то помимо тематики, ее тут по сравнению с собратьями по жанру крайне мало. Вот, например, типичная антикварная лавка с вывеской на клюквотранслите.
Однорукий близорукий киллер носит обычное имя Игорь Блицков и, как и все русские киллеры у мафии - бывший агент КГБ. Мафия ищет медальон не просто так - бандиты являются членами какой-то тайной монархической организации со значком с ликом Николая II в петличке. С ней связаны даже священники (одного киллер еще и убил для конспирации). В изобилии представлены барахолки, набитые русскими сувенирами - в одной сцене Сьюзан случайно давит на угнанной карете лотки с матрешками и иконами.
Кроме того, туристы зажигают в ресторане при гостинице с водкой, а типичный оркестр в национальной одежде и с балалайками играет «Очи черные». Потом все танцуют под странный медленный кавер «Ты ж мене пидманула», а глупый американец пытается показать казачок.
Кино заслуживает возвращения как культурно-исторический артефакт и жаль, что вы его никогда не увидите. Оно, несмотря на избитый сюжет и предсказуемость, хотя получше прочих, да и клюква все же есть, и при том добрая, а Питер выглядит довольно симпатично. Бывало и хуже. Вот среди прочего был и такой фильм как Русская певица / Russian Singer / Den Russiske sangerinde (1993). Это ДАТСКИЙ кинофильм, снятый по одноименной книге какого-то писателя руками. Создателем в самом начале пафосно объявлен небезызвестный датский режиссер Мартин Арнфред, в то время как в титрах указан режиссер-постановщик Белла Дунаева со студии Горького. Долгие годы фильм был потерян, но наконец-то человечество обрело этот святой Грааль, когда какой-то добрый человек с рутрекера взял кассету с датскими субтитрами у знакомого и оцифровал.
Даже по сравнению с предыдущим фильмом, тут сюжет банален и укладывается в несколько фраз. 1992 год. В Москве на квартире секретарши датского консульства найдено тело молодой проститутки и тело самой секретутки в ванной с перерезанными венами. Похоже, телочки неудачно позанимались БДСМ и решили - вскрываемся! Дипломат Джек Андерсен знакомится на осмотре квартиры с сестрой убитой - русской певицей в кабаках с простым русским именем Лили. Роль исполняет жена Райкина Елена Бутенко: дама интеллигентная, но весьма унылой внешности и с мелкими сиськами.
Как и следовало ожидать, это убийство, совершенное высокопоставленным генералом, который обещал жениться и поматросил, поэтому девушке вздумали его на свою голову шантажировать снафф-порно. Естественно, генерала покрывает Министерство безопасности РФ, которое весь фильм упорно называют «Комитет». Дело закрывают, следователя Гаврилина отправляют на пенсию, заключение подделывают, дипломата высылают. Естественно, Гаврилин не остановился и собрал улики, которые нашли после его убийства. На середине становится понятна вся интрига - убийца это генерал Панюков из Министерства обороны, которое снято в сталинской высотке у Красных Ворот (единственная клюква на весь фильм).
После этого сюжет ковыляет еще почти час (!) со скоростью муравья и предсказуемостью календаря: улики находят, Панюкова сажают, Джек и Лили отправляются в свободный мир. Финал посвящен вялому саспенсу - парочку хочет убить зловредный комитетчик Тушин. Он вредил весь фильм следствию и был человеком Панюкова, который окружил себя афганцами и стал королем мафии, а в конце даже с помощью покровителей сбежал. Также в конце парочку отправляют к финской границе на черной Волге, чтобы расстрелять на КПП, но в последний момент прибывает друг Джека, дипломат Власов на военном вертолете Ми-2 с тремя человеками шпицназа - и после хреновой перестрелки все спасены. Конец.
Резюме - наитипичнейший детектив начала 90-х: порно, проститутки, кгбшники, злые продажные дипломаты и разруха в разваленной России. На фоне остальных собратьев по жанру не отличается ничем. Разве что очень вялой динамикой и скукой - львиную долю хронометража занимают проходные эпизоды типа болтовни Джека с поэтом Демичевым (роль исполняет Игорь Ясулович), любовные отношения парочки и песенные номера Елены Бутенко, которая петь не умеет. Вырежи это и кино усохло бы вдвое.
Плюсы? Да, как и у большинства остальных собратьев по жанру, здесь хорошо запечатлен дух времени. Фильм открывается проездом по Москве с первой рекламой и постаментом от памятника Дзержинскому с крестом и надписью «Сим победиши!», много быта и видов Москвы, сцены на Красной площади и все такое. Лучший момент - инсценировка битвы ельцинистов под голубыми знаменами и коммунистов под красными. ГГ с приятелем-депутатом сбежал в подворотню, где их настиг гопник с портретом Ленина и попытался отпиздить с криком: «Либеральная сволочь!» Депутат свое получил, но датчанин таки свалил борца за светлое будущее.
И этот фильм тоже лучше совсем уже беспомощного итальянского (!) детектива Москва / Across the Red Night / Notti di paura (Ночи страха) (1991). Он есть на ютубе только на итальянском, поэтому что там происходит - понять невозможно. Ясно только, что на дворе Москва, 1990 год. Террористы взрывают Волгу какого-то конвоя, в которой путешествовали какой-то генерал и адмирал. Теперь главному герою шьют обвинение и бросают в тюрячку, где он сидит треть фильма, пока его учит жизни Вячеслав Тихонов в шапке летом. Да, там и Тихонов, и Дмитрий Певцов - там много кто есть.
После выхода он начинает собственное расследование со своей девушкой, училкой балета. Оно идет традиционно, с сюрпризами, покушениями на убийство, пальбой, погонями, нападениями и прочим. За нашим героем устраивают наблюдение на Жигулях и контролируют каждый его шаг. Похоже, в конце зло и впрямь победило, так как герой ничего не добился, а наблюдение продолжается. Параллельно терлись еще какие-то персонажи, типа кубинского негра, но я так и не понял, при чем они тут.
Вот и все. А клюквы тут и нет, если не считать, конечно, смешных фамилий типа «Росторов» и «генерал Потемкин».
Но я не унываю. Поиск продолжается. И я уверен, рано или поздно мы еще найдем очередной забытый шедевр жанровой копродукции 90-х. Наздоровье!