Гитара, Виуэла, Лютня - История, Традиция, Культура / GVL04

Jan 18, 2017 22:14

Напоминаем, авторство статей на «Античной гитаре» принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица, rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.

навигатор guitarra-antiqua > история хордофонов Rustik68 ©1998

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
"ГИТАРА, ВИУЭЛА, ЛЮТНЯ - история, традиция, культура": [Введение] [Древн.мир и античность] [Средние века, ч.1] [ Средние века, ч.2]

[ XV-XVIIвв] [ XVIIIвек] [XIX - XXвв]

GUITARRRRRRRA

Век XVIII.

В XVIII столетии по-прежнему процветало гитарное исполнительство. В Испании гитаре уделялось большое внимание. Появилось много школ и методических пособий, из которых особенной популярностью пользовался трактат Федерико Моретти.  
 Титул трактата Федерико Моретти В практике гитарной композиции и игры складывались оригинальные технические приёмы и формы вариационного развития. В это время уже вошли в репертуар любителей и профессионалов бесчисленные вариации и импровизации на мелодию хоты, фанданго. Гитара во многом помогла сохранению в испанском быту народных танцев, которые давно были вытеснены в аристократических салонах менуэтом (появились, впрочем, и менуэты в испанском духе). Хота, сегидилья, фанданго и только что появившееся болеро широко распространились по всей Европе - это был своеобразный реванш Испании за вторжение иноземных влияний, нараставших в течение XVIII столетия….

И всё же век восемнадцатый не оставил в памяти потомков блистательных имён,

Гитара в форме лиры
/мастер Дженнаро. Неаполь 1806./
   знаменитых опусов. Это столетие наиболее сильно сказалось на облике инструмента, - именно тогда испанская гитара обрела шестую струну. В тот век её облик претерпевал значительные изменения, наиболее сильно это проявилось на рубеже со следующим столетием, появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрёл семиструнную гитару. Обер де Труа в 1789 году сконструировал гитару с двумя грифами и двумя специальными аккордами струн. Венский мастер Штауфер создал восьмиструнную гитару. В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится гитара, на которой натянуто 32 струны (мастер дон Рафаэль Вальехо, 1789).

Автор статьи «Evolution of the 19th Century Guitar» размещённой на сайте http://www.earlyromanticguitar.com считает, что во Франции лирообразные гитары с шестью одинарными струнами (3 басовые с навитой металлической канителью и 3 сольные жильные) появились раньше обычной гитары современного вида (с одинарными струнами). Такую лирообразную гитару, корпус которой базировался на пропорциях древнегреческой лиры, стали называть Новой Лирой. Она была создана с расчётом на аристократический вкус ориентированный тогда на классицизм. Эти гитары уже имели от 12 и более металлических ладов, и на этих инструментах вполне успешно исполнялась обычная классическая музыка. Мауро Джулиани весьма виртуозно владел такой лирообразной гитарой. В ряде французских гитарных изданий начала 19-ого столетия упоминается "Лира Аполлона". Этот инструмент был создан и был в употреблении более 70 лет, приблизительно от 1780 до 1850гг, хотя автор упомянутой статьи допускает появление такого инструмента уже в 1770-е годы. Но примерно до 1800 г. такой инструмент не был широко распространён. Вполне успешно лирообразные инструменты использовалась до конца 19 столетия, чему свидетельствует фотография рубежа 19-20 вв. где запечатлён квартет "El Turia":


Квартет "El Turia"
(Manuel - бандуррия, Teresa - лира-лютня, Magenia - лира-бандуррия
и Estanislao Marco - гитара, на заднем плане пианист Emilio).

Однако ни один из этих инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару, поскольку каждый эксперимент порождал больше неудобств, чем преимуществ. Тем не менее, как отмечено выше, эксперименты с конструкцией гитары продолжились и в следующем столетии:


 
 
 

Лира-гитара Понса
/1804-1805/ 
Гитара в форме лиры
неизвестного мастера
/Англия, 1830/ 
Гитара Хосе Порселя.
/ Испания, 1867 г../ Гитара с увеличенным резонатором

Этот раздел статьи тоже буду дополнять, а пока читаем далее >>



ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Шарнассе Э. Шестиструнная гитара /от истоков до наших дней/. М., Музыка, 1991.
Мартынов И. "Музыка Испании", М., Советский композитор 1977.
Пухоль, Эмилио. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., Советский композитор, 1978.
Отюгова Т., Галембо А., Гурков И. "Рождение музыкальных инструментов". Л., Музыка, 1986.
Испания и Португалия. М., ОГИЗ "Советская энциклопедия", 1947.
Газарян С. Рассказы о гитаре. М., Детская литература 1987.
ИСТОЧНИКИ WEB-a:El impreso de F. Moretti en la Biblioteca de Catalunya.
http://www.earlyromanticguitar.com
Форум «guitarra.artelinkado».

Разделы статьи “ГИТАРА, ВИУЭЛА, ЛЮТНЯ - история, традиция, культура”:
[Введение] [Древн.мир и античность] [Средние века, ч.1] [ Средние века, ч.2]

[ XV-XVIIвв] [ XVIIIвек] [XIX - XXвв]
навигатор проекта Guitarra-Antiqua





история инструментов

Previous post Next post
Up