Гитара, Виуэла, Лютня - история, традиция, культура - Средние века ч.2 /GVL02

Jan 18, 2017 20:34

Напоминаем, авторство статей на «Античной гитаре» принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица, rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.

навигатор guitarra-antiqua > история хордофонов Rustik68 ©1998

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
"ГИТАРА, ВИУЭЛА, ЛЮТНЯ - история, традиция, культура": [Введение] [Древн.мир и античность] [Средние века, ч.1] [ Средние века, ч.2]

[ XV-XVIIвв] [ XVIIIвек] [XIX - XXвв]

СРЕДНИЕ ВЕКА часть II.



НЕМНОГО О ГИТАРЕ.

Не все йогурты одинаково полезны… 
(Из рекламы суррогатов)


  Современный
среднеазиатский дутарПо мнению Э. Шарнассе, предысторию гитары надо искать на Среднем Востоке, откуда её прототип распространился по Азии и Европе. Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как отмечает К. Омо: "начиная с IX века на западе этой страны европейская лютня называлась китарой"; кроме того, очевидно родство между нефером и первыми щипковыми инструментами, изображёнными в испанских манускриптах. С другой стороны, наиболее архаичный из дошедших до наших времён инструментов, конструктивно схожий с упоминаемым Шарнассе нефером - является распространённый в арабских странах, республиках Закавказья и Средней Азии
  тар   тар. Точнее существует множество родственных ему инструменты семейства лютневых в названии которых есть корень «тар» (на фарси - «струна»), похожих на нефер, например, дутар. Сам тар ещё больше похож на гитару, т.к. имеет восмёркообразный корпус. Именно название этого инструмента, по мнению Ярослава Кеслера, стало корнеобразующим элементом в названии гитары. Лютня же, перенятая арабами у персов, морфологически может вести именно к среднеазиатскому инструменту с одним резонатором, но это всё предположения… Возможно, что древнеиндийская вина, имеющая по резонатору на концах грифа, могла оказать влияние на формирование сдвоенного резонатора тара.


  Разворот иллюстрированной копии манускрипта
Беатуса Льебана "Commentaires de l'Apocalypse"В развитии европейских щипковых инструментов нашествие арабов послужило - это касается в первую очередь лютни - фактором связи между Северной Африкой и Южной Европой; но нельзя исключать и определенного влияния Малой Азии - через греко-романский мир. Однако отсутствие достоверных данных мешает проследить эволюцию щипковых инструментов на протяжении первых веков н.э. Это в первую очередь касается гитары, существование которой, чуть ли не в современной форме, относится некоторыми исследователями аж ко временам царя Гороха.

Знаменитая Штутгарская псалтырь, выполненная, вероятно, во Франции, в скриптории аббатства Сен-Жермен-де-Пре (ок.830-860гг.), пишет в своей книге "Шестиструнная гитара" Э. Шарнассе, содержит исключительно интересные для нашего исследования миниатюры. На них можно увидеть десять прекрасных инструментов, которые уже определённо названы гитарами. Это говорит о том, что строение гитары в те времена приобретает свои основные черты. Резонаторный корпус, шейка и колковая коробка оформляются в качестве самостоятельных частей; струны (от трёх до шести) прикрепляются к круглому выступу, который помещается на нижнем крае корпуса. Исполнитель приводит их в колебание с помощью длинного плектра.

Латинское слово cithara, которым названы инструменты в описанной Псалтыри, происходит от греческого слова кифара (χιθáρα). От этого названия, - пишет далее Шарнассе, - образованы такие французские его варианты, как kitaire, quitaire, quitarre, введённые в обиход после 1250 года. Самые близкие к инструментам , изображённым в Штутгарской псалтыри, - которые можно считать предшественниками гитары, в Испании можно обнаружить лишь в X - XI веках. Конструкция их выглядит не столь развитой.

Но музыканты хотят иметь в своём арсенале инструменты с лучшими техническими возможностями, что побуждает мастеров совершенствовать эти инструменты. Всё это происходит в тесной взаимосвязи. Постепенно будет кристаллизоваться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, в свою очередь повлечёт за собой совершенствование его конструкции. Это приведёт к дальнейшему формированию семейств струнных инструментов, в том числе и гитары.

Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, об её свойствах, о роли её в музыкальной жизни становятся более точными. Благодатную почву для развития инструментов, и распространения их иконографии, создаёт куртуазная культура трубадуров (труверов). На Пиренеях, благотворную роль сыграла инструментальная база арабской музыки, которая без особых затруднений проникла в дворы христианских правителей. Она нашла свой новый путь у галисийско-португальских трубадуров, которые были, как правило, людьми, принадлежавшими феодальной знати. Среди них встречаются имена португальских королей Дона Санчо (XII в.) и Дона Диниса (1261-1321), кастильского правителя Альфонсо Х Мудрого. Естественно, что своё творчество они адресовали, прежде всего, рыцарскому кругу. Но их стихотворения-песни распространялись и в народной среде при посредничестве жонглеров - «жограэс», хугларов (juglar), людей незнатного происхождения, профессиональных певцов и музыкантов, состоявших у поэтов-трубадуров на службе. В подтверждение только что изложенного, Эллен Шарнассе замечает, что в эту эпоху важнейшие иконографические документы восходят к Испании.

Два ценных источника дополняют друг друга: замечательное собрание миниатюр и поэма, содержащая, как это ни парадоксально, описание таких инструментов, которые будут введены в широкую практику лишь несколько десятков лет спустя.

Миниатюрами украшена рукопись "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250г.), представляющая собой собрание песнопений в честь Девы Марии, которые сочинил или заимствовал из других источников король Кастилии Альфонс Х Мудрый (1230-1284).


  Иллюстрация к манускрипту "Cantigas de Santa Maria"

Художник запечатлел придворных менестрелей, при этом неоднократно изображаются инструменты, которые Шарнассе однозначно интерпретирует как гитары.

Второй источник, - "Книга Благой любви" знаменитого Хуана Руиса, протоиерея из Иты, - даёт представление об особенностях и применении двух видов гитары - латинской и мавританской:

1228
… Без музыки не обойтись, если праздник

в разгаре:

визгливость прощал добрый люд мавританской

гитаре,

пузатая лютня подыгрывала с нею в паре,

была и гитара латинская тоже в ударе.

1229

Скрипучий рабель выводил высочайшие ноты,

иные любители в них находили красоты;

там слышался звук виуэлы, там пение роты,

они с широтою свои рассыпали щедроты.

1230

Там малая пела псалтирь, арфа с ней в унисон,

их звучным бряцанием поддерживал псалтерион;

они задавали веселью изысканный тон,

а пряность всему придавал бубенцов перезвон.

1231

Любовно приникнув к послушной виоле, смычок

звучанья извлечь из неё разнородное мог:

то весел был голос её, то печален и строг,

то словно гремел водопад, то журчал ручеёк.

1232

Гармониум вдруг разыгрался на старости лет,

у них с тамбурином составился дружный дуэт;

и если один заводил величавый мотет,

другой превращал песнопенье в игривый куплет.

1233

Трубили рожки, и рога, и длиннющие трубы,

у тех голоса были звонки, у тех были грубы,

но люду ликующему были все любы;

трещётки и бубны восторг вызывали сугубый.

1234

Свистели цевницы - сдружившиеся камышинки,

пищалки и дудки, сработанные по старинке,

раздутые от самомненья гудели волынки;

хуглары заполнили пустоши, площади, рынки.

1235

Встречальные шествия вдоль по дорогам пылят;

весь клир здесь представлен, и высший, и низший

разряд;

и служки, и благословляющий паству прелат;

участвует в шествии даже бордонский аббат…

/Перевод М. Донского/

Мавританская гитара (guitarra sarracenica), овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий

корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Звук такой гитары достаточно резкий, особенно при использовании плектра. Именно такой инструмент пришёлся ко двору Альфонса Х, хотя на гнусавость звучания жалуются современники, в частности Хуан Руис. Разумеется, это не что иное, как аль-уд с металлическими струнами. Играют на этом инструменте как при помощи плектра, так и с помощью пальцев - в XIII веке смычок
  

Гитара латинская и мавританская
(илл. из "Cantigas de Santa Maria") выходит из употребления. С этого времени начинают формироваться два различных приёма звукоизвлечения - с помощью защипывания струны или посредством трения о струну в дальнейшем, обособляясь, каждый из них превращается в самостоятельный способ игры на инструменте. К XIV веку конструкция инструмента становится более изящной, струны, которые крепятся к краю корпуса, по-прежнему используются металлические. В способе звукоизвлечения, на этом инструменте, отдают предпочтение плектру, что даёт мавританской гитаре новое европейское название: гитара баттенте (battente).

Латинская гитара, инструмент с таким названием был известен в европейских странах Средиземноморья в I тысячелетии н.э. Более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу), латинская гитара, имеет плоскую нижнюю деку. К XII веку она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трёх- и четырёхструнном исполнении (в отдельных её разновидностях число струн было большим). Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами (по мнению Шарнассе, преимущественно пальцами). Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в "талии"; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с

Лауд (илл. из "Cantigas")   грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры - использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.

На страницах манускрипта "Cantigas de Santa Maria" мы встречаем множество изображений и других струнных инструментов, в числе которых, наряду с наиболее часто встречаемым лаудом, есть инструмент, который через три столетия, создав свою школу, своих композиторов   
  Виуэла "де арко" и "де мано"
(илл. из "Cantigas de Santa Maria") и свой репертуар, будет символизировать вершину инструментальной камерной музыки "золотого века" Испании, - имя этого инструмента виуэла. Пока это только прототип виуэлы золотого века, иллюстрации манускрипта свидетельствуют, что конструкция виуэлы морфологически более близка лауду, нежели гитаре. Корпус многих инструментов сохранил форму своего прототипа - половинку высушенной тыквы. Средневековая виуэла была и смычковой (vihuela de arco), и щипковой. Для извлечения звука в щипковой виуэле использовали как плектр (vihuela de penola), так и непосредственно пальцы (vihuela de mano), причем во многом виуэла переняла традицию лауда.

Если средневековые виуэла и гитара ещё не утвердились в своём внешнем виде, то лауд демонстрирует большую устойчивость формы, так как имеет более устоявшуюся традицию, хотя, конечно, и лауд, не имея определённой мензуры и тесситуры, в дальнейшем совершенствовался.



Виуэла де пенола
(илл. из "Cantigas de Santa Maria")  Щипковые инструменты средневековой Европы - лютня, прототипы виуэлы и гитары - благодаря своим богатым возможностям, красивому тембру приобрели огромную популярность и в отличие от их современников - конкурентов получили долгую жизнь, этому также способствовала культурная традиция, которую внесли менестрели и хуглары (жоглары и т.п.). Благодаря своей мобильности, - с инструментом можно было придти в гости, можно было музицировать на открытом воздухе или взять инструмент в поход, эти хордофоны получают широкое, повсеместное употребление. Из-за предъявляемых к техническим возможностям инструментов требованиям, на более высокую ступень поднимается исполнительская техника, совершенствуется репертуар и конструкция инструментов, правда, это происходит несколько позднее, под влиянием профессиональных музыкантов, служивших при дворах влиятельных вельмож. Но ничто не вечно под луной - в Европе, после XVII века, виуэлу, а позднее лютню ждали долгие годы забвения.



О том, что в средневековой Европе гитара и инструменты семейства лютневых продолжают совершенствоваться, свидетельствуют приводимые Шарнассе сведения:
"Изображения гитары на миниатюрах свидетельствуют о том, что она бытует также в Англии и германских странах. Характерные черты инструментов, которые были в употреблении, запечатлены в скульптурных изображениях, украшавших большие храмы и готические соборы. Искусство каменного декора переживало в ту пору период своего полного расцвета, и скульпторы часто обращались к образам музицирующих ангелов. Соборы Шартра, Реймса, Страсбурга, Колони, Экзетера, Беверли и многие другие демонстрируют настоящее воспроизведение инструмента в камне. Среди них предпочтительное место занимает гитара. Можно выделить в основном два её вида. Первый, сложной формы, был назван английским музыковедом (М.Ремнант) "листом падуба". Края корпуса этого инструмента своим узорным сочетанием плавных и остроугольных изгибов напоминают очертания листа. У второго вида гитары линии боковых краёв более прямые и ровные. Достаточно простая шейка заканчивается на скульптурных изображениях плоской колковой коробкой, что продиктовано, без сомнения, свойством материала, из которого выполнены эти барельефы.

Появляются также гитары менее типичной формы, - сообщает далее Шарнассе, - в Англии, например, охотно конструируют инструменты с массивным корпусом и декоративно оформленной верхней частью. Форма колковой коробки так сильно закруглена, что иногда соединяется с декой. Именно такой образец прекрасного инструмента мы видим в руках музицирующего ангела на миниатюре из Псалтыри Робера де Лиля (ок.1300-1320гг., Лондон). Но вскоре конструкция станет меняться в   
  Иллюстрация к сборнику
"Испанский Романсеро" сторону упрощения; этапы этого процесса мы можем проследить по Псалтыри королевы Марии (ок.1300-1320гг.). В начале сборника гитара изображается в форме цистры; затем корпус её становится более тонким, и наконец с приятным удивлением мы обнаруживаем инструмент элегантной формы, близкий латинским гитарам из рукописи "Кантиги Святой Марии" - с длинной тонкой шейкой, заканчивающейся колковой коробкой. Как и строение корпуса, способы крепления струн разнообразны. Иногда они крепятся к подставке, сходной с подставкой современной гитары, иногда - к выступу у основания корпуса (закруглённой формы или в виде трилистника); в некоторых же случаях струнодержатель подобен такому, который в дальнейшем будет использоваться в скрипке и предполагает наличие подставки. Чаще всего исполнители держат инструмент горизонтально и извлекают звук с помощью плектра.

Как ни покажется невероятным, - замечает Шарнассе - один экземпляр гитары той эпохи уцелел. Этот инструмент, так называемый guittern, хранится в Лондоне, в Британском музее. По своему внешнему виду он близок к гитарам, знакомым нам по миниатюрам из Псалтыри Робера де Лиля. Однако инструмент многократно подвергался переделкам и реставрации, поэтому трудно представить его первоначальный облик…". Эта часть статьи будет ещё дополняться. Читаем далее >>



ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ: Шарнассе Э. Шестиструнная гитара /от истоков до наших дней/. М., Музыка, 1991.
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Мартынов И. Музыка Испании. М., Советский композитор, 1977.
Испания и Португалия. М., ОГИЗ "Советская энциклопедия" 1947.
Отюгова Т., Галембо А., Гурков И. "Рождение музыкальных инструментов". Л., Музыка, 1986.
ГИТАРА Музыкальный альманах. Вып 1. /статья Е. Ларичева "Шестиструнная гитара"/. М., Музыка, 1986.
Хуан Руис. Книга благой любви. [Литературные памятники]. Л., Наука 1991.
Вступительная статья С. Пискунова к изданию Лузитанская лира. М., Художественная литература, 1986.
ИСТОЧНИКИ WEB-a:Официальный сайт группы ГРЕНАДА - с любезного разрешения Сергея Владимирского.
De Musica. Boethius. с изумлением лицезрённая мною благодаря рассылке от http://www.spolo.jazztel.es. - Не забыть бы оповестить, доблестных и гордых испанцев, что картинка средневековых хордофонов уже любезно скоммунизжена мною на пользу данной статьи!

Разделы статьи “ГИТАРА, ВИУЭЛА, ЛЮТНЯ - история, традиция, культура”:
[Введение] [Древн.мир и античность] [Средние века, ч.1] [ Средние века, ч.2]

[ XV-XVIIвв] [ XVIIIвек] [XIX - XXвв]
навигатор проекта Guitarra-Antiqua > история хордофонов





история инструментов

Previous post Next post
Up