Напоминаем, авторство статей на «Античной гитаре» принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
навигатор guitarra-antiqua >
история хордофонов Rustik68 ©1998 ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
"ГИТАРА, ВИУЭЛА, ЛЮТНЯ - история, традиция, культура":
[Введение] [Древн.мир и античность] [Средние века, ч.1] [ Средние века, ч.2] [ XV-XVIIвв] [ XVIIIвек] [XIX - XXвв] XIX - XX вв.
«…Нам сказали: это стиль модерн, югендстиль.
Мы решили, что эта штука имеет какое-то
отношение к детям. Только позднее мы стали
понимать, что под этим словом подразумевается
определённая эпоха в истории искусства, тесно
связанная с именами Уильяма Морриса и Анри Ван
де Вельде»
Луитпольд Штейдле «От Волги до Веймара»
/ Из воспоминаний об отчем доме /
Век девятнадцатый пока несколько обделён вниманием историков, с точки зрения его оценки. И если двадцатое столетие охарактеризовало себя как век прорыва в области технологий, открытие совершенно новых источников энергии и осуществления выхода человека в космос, то предыдущее столетие знаменует эпоху более значительных перемен в истории человечества. Именно тогда, во второй его половине, произошли существенные изменения в мировосприятии окружающего мира: благодаря новым средствам коммуникации человечество стало способным к быстрому восприятию всего нового. Колоссальное развитие типографского производства, телеграф (1832), а позднее радиосвязь (1897) позволили разносить новости по всему миру с немыслимой до этого скоростью - происходила ломка догматики, умы людей начали будоражить новые открытия в различных областях знаний. Фундамент, заложенный в «Век Просвещения» позволил встать на ноги новому человеку, которому стало под силу возвести массивную башню НАУКИ.
Начинающееся в то время выдвижение науки на передний план, - фактор, без которого трудно представить дальнейший прогресс (в т.ч. и появление интернета), - позволило повсеместно использовать революционные открытия в практической сфере. Именно это сделало XIX век, веком науки. Популяризация научных знаний, в то столетие набирало обороты, причём в начале следующего века, романы Жюля Верна так повлияли на юного
Исаака Альбениса, что он, будучи ещё мальчиком, смело отправился в самостоятельное путешествие, сулившее различные приключение - путешествие через океан, в Америку. Коснулись существенные новации и различных областей искусства, в живописи один из стилей так и назывался ars nuvo (modern, Jugendstil), или новое искусство. А гитаристам славное XIX столетие подарило новых адептов инструмента, способных продвинуть славу гитары далеко вперёд… Но искусство некоторых из них, расцвело уже в следующем столетии.
Уже к началу девятнадцатого столетия гитара имеет черты близкие современному инструменту.
Каролина фон Гумбольдт с гитарой
Gottlieb Schick (1805) Продолжаются поиски новых решений в конструкция гитары позволяющих улучшить её звучание. Наиболее удачные решения, правда значительно позднее, появляются в Испании (Антонио Торрес, XIX в.) и в Германии (Герман Хаузер, 1900). Как отмечает
Евгений Ларичев, в первой половине XIX века наступает «золотой век» гитары. Для неё пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф.Шуберт, Г.Берлиоз, К.М.Вебер. Гениальный скрипач Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определённой мере обязан гитаре, так как многие технические приёмы перенёс с неё на скрипку. Паганини написал для гитары сто сорок сольных пьес, две сонаты для гитары и скрипки, дуэты для скрипки и гитары, трио и квартет для смычковых с гитарой.
Школа Ф. Сора В это время выдвигается целый ряд выдающихся исполнителей-виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической музыкальной литературы для неё. В числе первых новаторов подъёма гитарного искусства века девятнадцатого, пожалуй, были испанские гитаристы - блестящие виртуозы -
Фернандо Сор и
Дионисио Агуадо. Заслуга, вышедших в 1825 г. «Школа для гитары» Агуадо, а в 1830 г. «Школа для гитары» Сора, в том, что они способствовали существенному продвижению исполнительской техники, благодаря широкому внедрению новых технических приемов. Это принятый сейчас всеми гитаристами приём барре, обеспечивающий свободное пользование тональностями, новая постановка руки, открывающая возможности технического совершенствования (Ф.Сор) и использование ногтевого способа звукоизвлечения (Д.Агуадо).
Методика АгуадоИ, несомненно, надо отдать должное Фернандо Сору за создание нового гитарного репертуара, - по утверждению
Андреса Сеговии он лучший гитарный композитор XIX века - сегодня нет, пожалуй, ни одного гитариста, в репертуаре которого не было бы его сочинений. На фоне этих испанских гитаристов, которые порой выступали в совместном дуэте (Сор-Агуадо), как-то блекнут имена Мауро Джулиани и Луиджи Леньяни… Между тем, Джулиани самостоятельно занимавшийся на гитаре, достиг к двадцати годам таких блистательных результатов, что музыкальные критики называли его первым гитаристом Италии. Ширится ряд имён виртуозных гитаристов и композиторов пишуших сочинения для гитары. Многие гитаристы пишут свои пьесы, выпускают методические пособия и школы игры на гитаре. Наиболее известные это «Школа игры на гитаре» и пособие «Гармония в применении к гитаре» Ф.Карулли; «Школа» М.Каркасси; «Школа» М.Джулиани и написанные им около трёхсот сочинений для гитары.
Сорру, мой юный Друг. До этого раздела никак руки не доходят. Пока можно посмотреть информацию о некоторых гитаристах и композиторах этого времени:
Дионисио Агуадо,
Лев Андронов,
Мария Луиза Анидо,
Хулиан Аркас,
Эрнесто Битетти,
Х. Босх,
Лео Брауэр,
Эйтор Вилла-Лобос,
А.М. Иванов-Крамской,
С. де ла Маса,
Нарсисо Йепес,
Николай Комолятов,
Энрике Гранадос,
Константин Кочолис,
Ю.Поврожняк,
Мануэль Мария Понсе,
Эмилио Пухоль,
Хоакин Родриго,
Сабикас,
Сагрерас,
Андрес Сеговия,
Фернандо Сор,
Франсиско Тáррега,
Федерико Морено Торроба,
Хоакин Турина .
Постоянно появляются новые имена, есть они и в нашей стране. Возможно, что скоро появится новая «Первая леди гитары». Запомните это имя - Анна Лихачёва (Ростов-на-Дону) - совсем ещё маленькая девочка уже исполняет сложнейшие виртуозные пьесы, такие например, как «Колибри» Сагрераса! (UPD 2017 - теперь уже не маленькая девочка, а достаточно известная гитаристка)
На км.ру UPD: 2007 г.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Вайсборд Мирон. "Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века". М., Советский композитор 1989
Разделы статьи “ГИТАРА, ВИУЭЛА, ЛЮТНЯ - история, традиция, культура”:
[Введение] [Древн.мир и античность] [Средние века, ч.1] [ Средние века, ч.2] [ XV-XVIIвв] [ XVIIIвек] [XIX - XXвв] навигатор проекта Guitarra-Antiqua