4. Опыт времени

Dec 07, 2009 20:06

PREV | NEXT
содержание

4.2. Биография
Происхождение
Биография
Единство «я»
Об опыте времени

Наши рассуждения о времени носили до сих пор предварительный характер. Мы рассматривали возможности приурочения, предоставляемые структурой высказывания. Теперь нам необходимо перейти к исследованию освоения времени, то есть к тому, как эти возможности были использованы для построения личной истории.

В предыдущих разделах мы рассмотрели две линии развития - линию приурочения к временной шкале и линию сквозных деятельностей. Нам представляется, что эти две линии в какой-то момент соединяются. В результате такого слияния мы получаем феномен, который далее будем называть «биографией».

Некто начинает рассказ: «Прошлым летом была ужасная засуха». «Где же я был прошлым летом?» - пытаюсь представить я. Согласован ли рассказ этого человека с моими впечатлениями о прошлом лете? Могу ли я вписать предлагаемое мне повествование в мою личную картину минувших событий?

Другой пример. Я встречаю Петра, и он говорит мне, что утром видел в городе Павла. «Так, так... - соображаю я, - Павел в городе. Если он уедет, то только вечером. Я могу ему сейчас же позвонить и договориться о встрече. Мы успели бы до его отъезда выпить по пинте пива». Привязка к утру факта встречи моих товарищей позволяет мне сделать важные выводы, сориентировать свое поведение в потоке событий.

Я иду на службу в школу и слышу звон колокола, возвещающего о начале школьных уроков. Я ускоряю свой шаг и задумываюсь над действиями, которые я должен буду осуществить по приходу, чтобы загладить свое опоздание.

Подобные временные привязки кажутся нам привычным делом. Нам трудно взглянуть на эти примеры как на проявления сложных и малоизученных явлений. Тем не менее нам следовало бы приложить максимум усилий, чтобы уловить стоящую за этими примерами систему.

Допустим, что моя личная история основана на некоторой сквозной практике - практике происхождения или другой подобной практике. Некоторые события этой личной истории служат для меня основаниями, и всякое мое осознанное действие сопричастно этим событиям. Эти же события служат основаниями и для других людей. Существуют точки пересечения, в которых наши личные истории примыкают друг к другу. Жизнь деревни, складывающаяся из пересекающихся жизненных линий отдельных индивидов, должна быть в некотором роде упорядочена. Как это достигается?

Мы сейчас понимаем биографию человека как последовательность событий его жизни. Остовом биографии служит некоторый типичный набор событий - рождение, школа, брак и т. п. Часто сюда можно отнести и редкие, нетипичные события, повлиявшие существенно на ход жизни. К этим основным событиям примыкают многочисленные мелкие события, не заслуживающие по обыкновению упоминания в кратком биографическом очерке. Для биографии существенно как приурочение событий к некоторой временной шкале, так и внутренняя временная упорядоченность. Мы это чувствуем, осмысляя традицию придания биографическому материалу вектора развития. Нам привычно рассматривать человеческую жизнь как становление.

Зачем человеку биография? Затем, возможно, что на основе биографии зачастую выстраиваются отношения между людьми. Это очень распространенная практика. Идет речь о случайном разговоре или о приеме на работу, предметом беседы становятся биографические факты. Человек без биографии был бы поставлен в весьма затруднительное положение. К такому человеку отнеслись бы настороженно, если не сказать большего (такого человека принимали бы за сумасшедшего). В конечном счете биография во многом определяет и линию собственного поведения человека.

Как биография появилась? Если допустить, что биография столь полезная штука, то нам придется ответить на вопросы «Какую модель времени потребовала биография?» и «Каков механизм осуществления биографии?» Зачем вообще биографическим фактам временная приуроченность? Не могла ли биография строиться по некоторому иному, вневременному образцу?

В основном мы сами являемся носителями своей биографии. Я храню биографию в своей памяти, хотя в ряде случаев могу привести свидетельства по поводу биографических фактов. Здесь существует опасность вымысла, обмана, по­этому должна существовать возможность подтверждения этих фактов другими людьми. А для этого биографический факт должен быть приурочен к некоторым месту и времени. Если факт не вписан в ход времени и не может быть подтвержден (хотя бы в принципе), то он должен принимать иной статус. Но даже не опасность обмана, по нашему мнению, является основной экологической причиной приурочения.

Как работает биографический факт? Если некто скажет, что в таком-то году учился в моем институте, то мы начнем искать общих знакомых или делать что-нибудь в этом роде. Всякая биографическая согласованность есть повод к развертыванию ряда совместных деятельностей. Общая история есть актуальный для нашей культуры аспект. Имеется много личных историй, и они должны быть согласованы друг с другом. Люди, живущие бок о бок в течение долгого времени, постоянно сталкиваются с задачами, требующими согласования фактов.

Проблема приурочения для нас решена сложной системой привязок, сочетающей использование календаря и опорных точек.

Любая совместная жизнь развернута во времени. На любую форму взаимодействия накладывается определенная временная структура. Действия охотничьей стаи должны быть согласованы, синхронизированы. В группе шимпанзе также осуществляются совместные деятельности, но инструментарий синхронизации здесь беден. Это накладывает сильные ограничения на характер совместных деятельностей.

Говоря о механизмах приуроченности, мы говорим об институциях, сложившихся в рамках человеческой культуры. Нужно понять «время» как систему, инструментарий, без которого деятельность со сложной временной структурой была бы невозможна или работала бы со сбоями, несогласованно. Освоенное время скрепляет совместные деятельности. Приуроченность событий, о которых вам рассказывают, дает возможность расширения Вашей личной истории. Те, кто практикует синхронизацию и приуроченность, окажутся более успешными. Более продвинутая модель времени дает больше возможностей. Модель времени определяет степень связности деревенской жизни.

Использование временных моделей позволяет существу вписаться в жизнь деревни. Люди начинают взаимодействовать как личности с биографией. Как же происходит это вписывание? Какие тут царят механизмы?

Подведем некоторые итоги относительно экологии биографии. Группа по каким-то причинам может разбиться на части, и тогда культуры этих частей начинают развиваться самостоятельно. Так мы получаем несколько культурных ветвей. Культуры между тем проверяются на прочность. Во-первых, речь идет о функциональности культуры в заданном ландшафте. Во-вторых, группы могут конкурировать друг с другом. Тут подразумеваются как непосредственная конкуренция за ресурсы и даже военные действия и истребление, практикуемые уже между группами шимпанзе, так и мирные процессы, когда одна группа перенимает культуру у другой.

Культуры, в которых появились сквозные деятельности, оказались в целом успешнее. Реальная польза от таких деятельностей, как мы уже говорили, в накоплении и эффективном использовании ресурса. В войне выиграет то племя, у которого лучше вооружение и которое использует более эффективную тактику. Неурожай перенесет группа, обеспечившая запас пропитания, а бурю - группа, которая выстроила защитные укрепления.

Известно, что у животных иногда имеет место накопление ресурса; в подавляющем количестве случаев речь идет об индивидуальных усилиях. В случае человека речь идет о целых институциях. Важно отметить, что эти институции формируются на основе поведения отдельных индивидов, поэтому «усилия» культуры направлены на культурное освоение индивидуальной жизни, вплоть до формирования таких феноменов, как биография, появление которых невозможно было бы объяснить, если бы мы исходили из индивидуального отношения существа к природе. Биография, в свою очередь, обеспечивает наследственные права, структуру иерархии и другие полезные вещи с точки зрения накопления ресурса.

В конечном итоге все племена приобрели биографию. Это стало общим местом. И тогда уже более частные детали стали определять ход конкуренции.

Факты личной истории за некоторыми исключениями принадлежат нашему личному опыту. Это то, что мы помним лично. В этом смысле факты биографии противопоставлены фактам летописи - тому, что мы знаем из разговоров с другими, из книг и анализа свидетельств. Летопись должна иметь свою временную модель, но поскольку биография и летопись сплетены друг с другом, то и их временные модели друг к другу прилажены. Впрочем, образ мира и истории может принимать весьма разнообразные временные формы.

Летопись является некоторой надстройкой над биографией, новым витком в усложнении совместных деятельностей.
Previous post Next post
Up