4. Опыт времени

Dec 08, 2009 23:22

PREV | NEXT
содержание

4.2. Биография
Происхождение
Биография
Единство «я»
Об опыте времени

Моменты, когда в нас просыпается собственное «я», когда мы практикуем это «я» в развернутой или интериоризованной форме, представляют собой не единое событие, а череду событий. Все такие события имеют схожую структуру, но каждое - свое собственное начало и собственный сюжет.

Иногда задают такой вопрос: «Вчерашнее «я», позавчерашнее «я» и, наконец, сегодняшнее «я» - это одно и то же «я» или разные?» На этот вопрос можно ответить и «да», и «нет». Это разные «я» в том смысле, что вчерашний и сегодняшний акт самоотождествления суть разные события. Между ними есть связь - связь обязательства, в рамках которого сегодняшнее действие может отсылать нас к событиям, произошедшим вчера. Если взглянуть на вещи со стороны, то можно заключить, что оба события принадлежат одной личной истории - ложатся в одну смысловую линию, объединенную единством тела, имени и обстоятельств. Эти два события всегда будут интерферировать как события одной личной истории. Мы видим, что необходимо приложить некоторое теоретическое усилие, чтобы этот карточный домик не рассыпался на отдельные фрагменты. На практике же нам не приходится об этом беспокоиться.

Однако существует еще и внутреннее ощущение единства своего «я». Что лежит в основе такого ощущения? Как это единство можно было бы помыслить?

Человеку суждено все время находиться в настоящем. Только с этой позиции он может обозревать прошлое или загадывать будущее. Всякий акт самоотождествления происходит здесь и сейчас. Акт объединения событий личной истории также происходит здесь и сейчас. Этот акт повторяется все снова и снова по мере того, как мы перепрыгиваем из одной точки настоящего в другую. Всякий раз личная история собирается заново. Существуют некоторые инварианты, то, что не изменяется. Другие же составляющие варьируют. К вчерашним событиям прибавляются события, произошедшие час назад. В ряде случаев культура санкционирует забытье. Мы все время меняемся и в то же время остаемся самими собой. Эта видимая тождественность «я» во времени каждый раз заново конструируется в настоящем. Сверх этого было бы излишним искать еще какое-то единство.

Что же касается единства перцептивного поля и нерасщепленности «я», то это единство есть атрибут отдельного события самоотождествления.

Из чего складывается настоящее? Человек осознает, что он делает в данный момент - ест, умывается, готовит кушанье и т. п. Это осознание было бы невозможно, если бы все эти действия не подверглись в свое время освоению и не были бы инкорпорированы в личную историю. Если говорить осторожнее, то следует заметить, что до этого освоения действий как таковых не было вовсе. Они тут впервые вычленяются из бесконечной и монотонной последовательности механической причинности.

Возможно, что идея освоения действий не слишком оригинальна. Однако мало кто задумывается серьезно над тем, что этот предмет имеет свою историю и свои сложные механизмы.
Previous post Next post
Up