PREV |
NEXT содержание 4.2. Биография
Происхождение Биография Единство «я»Об опыте времени
Все наши образы, в том числе и образы минувших событий, располагаются в некотором ментальном пространстве, рядоположены друг другу. В этом пространстве как таковом нет времени. Вопрос о том, каким образом в нашем сознании эти образы укладываются в некоторую временную структуру, должен представлять значительный интерес. Отметим, что эта структура наложена внешним образом и, в принципе, могла бы быть очень разнообразной.
Извлекая из памяти образ некоторого события, мы вместе с тем извлекаем из содержания образа некоторые элементы, позволяющие вписать событие в структуру времени. То, каким образом это делается, определяется культурными практиками. Как мы уже выяснили выше, основу этих практик составляет система привязок и шкал, причинно-следственных цепочек.
Допустим, я пытаюсь датировать некоторое событие - пикник. Я оживляю образ, вспоминая некоторые детали. Осень; с нами был такой-то человек; потом он уехал в другую страну; это означает, что пикник состоялся раньше его отъезда. У каждого человека есть собственная система привязок, и в несколько шагов он доходит до общезначимых шкал. Этот процесс отчасти напоминает объяснение того, как «пройти к вокзалу». Мы начинаем с популярных ориентиров, используем планировку города («несколько кварталов вдоль улицы Пушкина») и заключаем привязками («повернуть на том перекрестке, где находится аптека»).
Я следую некоторому алгоритму, практикую время. События моей личной истории охвачены временным континуумом. При всякой попытке апеллировать к своей личной истории я сталкиваюсь с незримым присутствием упорядоченности и меры. Я отчетливо представляю себе сегодняшний день. Я планирую вечер или вспоминаю утро. Как только я вхожу в некоторое взаимодействие с другими людьми, я всегда нахожу себя в некоторой точке временной шкалы, в настоящем, от которого протянуты нити в прошлое. Это опыт времени.