PREV |
NEXT содержание 4.4. От рождения к смерти (некоторые нерешённые проблемы)
Рождение и смерть СонРейхенбах
Вопросы, затронутые в этой главе, тесно связаны с представлением о «стреле времени», предмете, который по обыкновению проходит по ведомству физики. Чаще всего этот вопрос связывается со вторым законом термодинамики, определяющим, в каком направлении должны протекать термодинамические процессы. Примером такого подхода служит несколько причудливая, но изящная теория Ганса Рейхенбаха, описанная в книге «Направление времени». Утверждается, что Рейхенбах намеревался посвятить последнюю главу своей книги вопросу о соотношении «между субъективным переживанием времени человеком и объективными свойствами времени в природе»
[20, 357], однако
не успел этого сделать. Мы позволим себе остановиться на некоторых положениях теории Рейхенбаха. Рано или поздно нам придется искать те фундаментальные обстоятельства, которые обусловили культурный опыт времени, наводить мосты между физикой и психологией.
Парменид известен изречением «Цельное все, без конца, не движется и однородно». С этой точки зрения время является своеобразной иллюзией. А если и не иллюзией, то всего лишь формой созерцания, не имеющей, однако, никакого значения для вещей вне их отношения к наблюдателю (так считал Кант). Альтернативная точка зрения предполагает, что время, напротив, является атрибутом самой реальности. В этом случае субъективное переживание времени («прошлое никогда не возвращается» или «будущее доступно контролю, хотя и ограниченному») отражает его объективные свойства.
В отличие от геометрии, которая равнодушна к категории времени, физический мир, каким видит его механика Ньютона, представляет собой совокупность механических систем и событий, которые выстроены во временной ряд. Эта последовательность событий задается математическими уравнениями. В этом смысле время объективно. Впрочем, неоднократно подчеркивалось, что любой процесс, обратный некоторому другому механическому процессу, также удовлетворяет уравнениям Ньютона. Таким образом, два направления временной оси не имеют никаких структурных различий, другими словами, этому времени не присуще направление. Ему также не присуща и выделенность момента «теперь» (никакой момент времени не является здесь привилегированным).
У нас появляется надежда на то, что направление времени найдет свое обоснование в классической термодинамике. И действительно, 2-й закон утверждает, что так называемые необратимые процессы «развиваются» в сторону увеличения энтропии. Обратный процесс в этом случае - такой, например, как самосборка разбитого стакана, - просто противоречил бы 2-му закону. И все было бы замечательно, если бы не Людвиг Больцман, трудами которого термодинамику фактически удалось свести к классической механике. С этой новой точки зрения (молекулярная и статистическая физика) процессы «развиваются» в сторону наиболее вероятного состояния. Процесс самосборки не запрещен, он просто маловероятен. Более того, система, предоставленная самой себе в течение неограниченного времени, находится на участках повышения энтропии столько же, сколько и на участках понижения. Казалось бы, что этот парадокс обратимости сводит на нет все наши надежды. В действительности же это не совсем так. Рейхенбаху (вслед за Больцманом) все-таки удается выстроить теорию направления времени, так называемую секционную теорию. Это самое важное, но, видимо, и самое трудное место.
Допустим, что наша часть Вселенной находится на участке возрастания (помним, что направление времени еще не определено) энтропии. В таком случае, как следует из рассмотрения Рейхенбаха, наш мир оказывается наполненным многочисленными необратимыми процессами. Рейхенбах называет их также «ветвящимися структурами». Примером такой структуры является тот же разбивающийся стакан. В некоторый момент стакан ответвляется от остальной Вселенной и далее, в течение некоторого времени, остается изолированной системой (в эту систему нужно также добавить и стол, о который стакан разбивается). Сразу после ответвления энтропия такой структуры оказывается малой (это объясняется общей низкой энтропией Вселенной), и система «развивается» в сторону ее увеличения. Важно то, что все ответвляющиеся структуры ведут себя подобным образом, т. е. все эти процессы оказываются направленными в одну сторону временной оси. Это направление мы и можем взять за положительное направление времени. Вместе с этим находят свой смысл также категории причины и следствия.
Рейхенбах предполагает, что существуют и другие секции, где время течет (в рассматриваемом смысле) в обратную сторону (образ жизни антиподов там не будет отличаться от нашего). Мы и сами можем оказаться в другой секции, только вряд ли до этого доживем, так как нам нужно будет пройти через тепловое равновесие, чтобы туда попасть. Итак, мы не направили всю временную ось (как целое), но нам удалось разбить ее на секции. Внутри каждой такой секции время обладает направлением (т. е. время состоит из нитей разного направления, связанных своими концами; вспомним, что для определения порядка не нужна энтропия).
Теория, разработанная Рейхенбахом, описывает фрагмент тех фундаментальных обстоятельств, с которыми столкнулась культура при формировании личной истории. Вопрос о том, каким образом эти обстоятельства осваивались, еще совершенно не изучен.