PREV |
NEXT содержание 5.1. Жребий
Феномен свободы воли Выготский о жребии Присваивание жребия Практика индивидуального решенияИнициация
Как мы можем себе помыслить перерождение существа в субъекта выбора? Должны ли мы представить своеобразный обряд инициации, где человек принимает первое в своей жизни решение?
Вообразим, как доброе племя дружно собирается с наступлением праздника. Все расступаются перед юным существом, к которому до самого последнего момента племя относилось не как к человеку, а скорее как к цветку. И даже слова в его устах воспринимались всего лишь как птичий лепет и шуршание листьев.
И вот вождь племени подходит и вкладывает в руку испуганного ребенка игральную кость. На кон поставлено важное решение относительно будущего. Тут все начинают кричать и вопить, подталкивая жестами неразумное существо к самому важному в его жизни шагу. И как только игральная кость делает последний переворот, падая на одну из своих граней, все преображается. Все ликуют: «Он принял решение, свершилось чудо». Перед всеми стоит человек. Слова его наконец-то приобретают смысл. За каждое свое действие он теперь будет нести ответственность.
С этого момента начинается новый этап в личной истории нашего существа. Мало-помалу ему придется учиться отвечать за свои решения, ибо ему предначертано быть человеком.
Итак, ответственность за выбор накладывается не на силы природы, управляющие игральной костью. По большому счету механизм выбора оказывается вообще неважным. Правильнее сказать, что важно лишь строгое соблюдение установленного ритуала, обеспечивающее присваивание. Ответственность вменяется субъекту броска, а сама оказия вписывается в его личную историю.
Процедура жребия, случайного, как мы теперь понимаем, выбора равнодушна к личным качествам выдвигаемого по иерархической лестнице существа. Но жребий может рассматриваться только как простейший механизм принятия решения, отвечающий за создание иерархии определенного типа, и впоследствии этот механизм будет заменен другими.
Несмотря на все эти оговорки, мы все же должны отдать дань жребию как механизму принятия решения. Нужно лишь адекватно понимать культуру, построенную на жребии. Человек, выкидывающий жребий, берет на себя ответственность за выбор, однако, никто никогда не спросит, чем этот человек руководствовался в своем решении. В данной культуре этот вопрос не имел бы смысла (впрочем, если считать, что жребий может придавать силу основаниям, то последнее утверждение окажется неверным).
Имеет смысл спорить, насколько может быть богата личная история, построенная на жребии, ведь версии поведения низведены тут до чистой альтернативности, то есть момент содержания выхолощен. Впрочем, не это сейчас важно. Важно то, что вместе с введением жребия меняется форма манифестации «я» - существо становится субъектом выбора. Модель волевого действия, основанного на жребии, может сослужить нам хорошую службу. Эта модель чрезвычайно проста, и можно надеяться, что уже здесь нам
удастся прояснить, каким образом механизм ответственности порождает опыт свободы.
Впоследствии, с развитием представлений о механическом движении и вероятностях, жребий потеряет свою силу. Допустим, что сегодня, находясь в здравом уме и памяти, я выкину жребий. Если бы я сопроводил это действие словами «Смотрите, я принимаю решение», то, скорее всего, это было бы принято за шутку. Во-первых, всем известно, что выпавшая участь для меня не является психологически неотвратимой. Я все равно задумаюсь, стоит ли мне выполнять предписание (вот где фактически принимается решение!). Во-вторых, процедура жребия объективирована. Окружающие меня люди сказали бы, что я вверил свою жизнь случайности. Я поставил на красное, и выпало красное. Никто не будет восхищен тем, насколько хорошие решения я способен принимать. Мне просто улыбнулась удача. В-третьих, не существует никакого жесткого ритуала, предписывающего мне прибегнуть к жребию. В культуре жребия я должен был бы прибегать к этой процедуре не задумываясь.