Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Прочтя
предыдущую статью, некоторые могут задать вопрос: а как же тогда нам знакомить людей с религией Аллаха, не отпугивая их? Ведь Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорил на сей счёт:
«Облегчайте, а не затрудняйте, радуйте, а не отталкивайте» (аль-Бухари, Муслим; см. также
Ереси и пути к облегчению).
Разумеется, в исламском призыве - равно как и в других делах - существуют рамки размеренности и поэтапности, которые мы обязаны чуять, беседуя с тем или иным человеком. Однако доносить религию и шариат Аллаха мягко и терпеливо ни в коей мере не означает искажать их! Вспомним, как Аллах впервые ответил на вопросы мусульман об алкоголе:
«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: "В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы"» (Коран, 2:219).
Мягко, но ясно и недвусмысленно Он дал понять, что эти вещи вредны и заслуживают порицания - подготовив мусульман к их полному запрету. Аналогично Аллах до поры терпел временные браки - но лишь среди муджахидов:
"Сказал кады Ияд: «Хадисы о дозволенности временного брака передали множество сахабов; Муслим упомянул это в преданиях от Ибн Мас'уда, Ибн Аббаса, Джабира, Салямы бин аль-Аква'а, Сабра бин Ма'бада аль-Джуханни. Но в этих хадисах нет и речи о (дозволенности таких браков) в оседлой жизни. Они (считали их дозволенными) только в длительных военных походах при крайней необходимости и отсутствии женщин, если в их странах жарко и терпения (удерживать себя) от них не хватает»" («Шарху сахихи Муслим»,
9/179-180; читайте также
здесь).
Таким образом, не следует путать поведение тех, кто мягко призывает к шариату, и тех, кто играет с законами Аллаха в угоду чьим-то капризам - по принципу «сладкая ложь, объединяющая нас, лучше горькой правды, которая нас разобщит». Что же касается хадиса:
«Не является лжецом тот, кто исправляет (взаимоотношения) между людьми, прибавляя благое или говоря благое» (аль-Бухари, Муслим),
то здесь нет и намёка на то, что кто-то вправе искажать установления Аллаха! Как пояснил имам Абу Сулейман аль-Хаттаби:
«Ложь в примирении двоих (означает, что) некто, (донося слова) от одного из них его товарищу, прибавляет хорошее и доносит их красиво, даже если он и не слышал этого, желая тем самым примирения» («Шарху-с-сунна» аль-Багави,
13/119).
Имам Шамсу-ль-Хакк аль-Азым Абади прокомментировал хадис так:
"«Он прибавил благое» - т.е. он доносил им обоим хорошие (слова), которые не слышал от них: «такой-то передаёт тебе приветствие миром, любит тебя, не говорит о тебе ничего, кроме благого, и т.п.»" («Ауну-ль-ма'буд: шарху сунани Аби Дауд»,
13/214).
Имам ас-Саффарини сказал:
«Или же он, услышав от (одного из поссорившихся) неприятные слова (в адрес другого), заменил их благими (речами, якобы услышанными) от того. Ведь если бы он воздержался от этого, то пререкания между ними бы только возросли и вспыхнула вражда» («Газау-ль-альбаб фи шархи манзумати-ль-адаб», 1/140).
Разве можем мы оправдать этим хадисом тех, кто «ради всеобщих любви и мира» явно поддерживает чьи-то грехи? Ведь это прямое противоречие тому, чем обязал нас Всевышний Аллах:
«Вы стали лучшей из общин, порождённой на благо человечества, повелевая (людям совершать) одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3:110);
«Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите ваше воздаяние сполна. Кто будет удалён от Огня и введён в Рай, тот преуспеет по-настоящему, а земная жизнь - всего лишь (временное) наслаждение соблазнами. Вы непременно будете испытаны вашим имуществом и вашими душами (т.е. сами подвергнетесь испытаниям), и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от язычников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то в этих делах (надлежит проявлять) решимость» (Коран, 3:185-186).
Читайте также:
«Они хотели, чтобы ты уступил, и они бы уступили...» Польза и вред для уммы Принуждение к грехам Основные правила исламского призыва И хвала Аллаху, Господу миров.