Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Рассуждая о религии Аллаха, мы часто противопоставляем верующих лицемерам (т.е. притворным мусульманам) и неверным, говорим о том, что те и другие по-разному относятся к шариату нашего Господа, а также к событиям, происходящим по Его воле. Но вот вопрос: где проходит реальная грань между верующим и неверным? Всевышний Аллах отвечает нам:
«Среди людей есть и такой, кто поклоняется Аллаху, находясь на грани (между верой и неверием). Если ему достаётся добро, то он успокаивается этим, (сохраняя веру); если же его постигает испытание, то он отворачивает лицо (от религии Аллаха), теряя (счастливую судьбу) как в этом мире, так и в будущей жизни. Это и есть очевидный убыток! Вместо Аллаха он начинает взывать к тому, что не приносит ему ни вреда, ни пользы. Это и есть глубокое заблуждение!» (Коран, 22:11-12).
Муджахид, Катада и другие знаменитые табиуны (ученики сподвижников) истолковали слова Аллаха «находясь на грани» как «пребывая в сомнениях». Ибн Аббас рассказал, что причиной ниспослания этих аятов стал один мужчина, который принял Ислам и явился в Медину - на территорию заразных болезней. Пока его тело было здоровым, кобыла родила хорошего жеребёнка, а жена - мальчика, он был доволен религией Аллаха и уверен в ней, говоря: «За то время, что я исповедую эту религию, мне не досталось ничего, кроме благого». Однако когда этого мужчину настигли испытания - его поразили недуги Медины, жена родила девочку, а материальная помощь, выделяемая ему из средств закята (т.е. из государственной казны) стала запаздывать, Шайтан пришёл к нему и сказал: «Клянусь Аллахом, тебе не досталось за то время, что ты исповедуешь эту религию, ничего, кроме дурного!» (см. «Тафсиру-т-Табари», 18/575-576).
Таким образом, мусульманин, обладающий едва различимой крупицей веры, рискует потерять её при первых же серьёзных трудностях и соблазнах; Аллах лишит его веры за небрежное отношение к этой религии. Такие маловеры находятся на перепутье: либо крепко уцепиться обеими руками за единобожие и сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха), либо окончательно уйти к неверию и культу идолов. И не надо думать, что помощь и благоволение Аллаха в Исламе сопутствуют каждому, кто произнёс шахаду (слова свидетельства веры) и формально выполняет некоторые обряды поклонения.
«Бедуины сказали: “Мы уверовали”. Скажи (им, о Мухаммад): “Вы ещё не уверовали, поэтому говорите: "Мы приняли Ислам", ибо вера ещё не вошла в ваши сердца!”» (Коран, 49:14).
Имам аз-Зухри сказал об этом аяте:
«Мы полагаем, что Ислам - это слово (т.е. шахада), а вера - дела!» (Абу Дауд в «Сунан», 4/221; аль-Лялякяи в «Шарху усули-ль-и'тикад», 4/893 и ат-Табари в «Джами'у-ль-баян», 22/314).
Т.е. к подлинно верующим относятся только те, чьи убеждения и дела соответствуют шахаде, о чём говорил и шейх аль-Газали:
"А кто считает, что достаточно простой веры, тот не знает истинную суть веры и пренебрегает словами (Пророка, мир ему и благословение Аллаха): «Кто искренне скажет “Нет божества, кроме Аллаха”, тот войдёт в Рай». Искренность означает, что его убеждения и поступки должны совпадать с его словами, а не то он будет лицемером" («Мизану-ль-'амаль»,
стр. 35).
Также процитируем Ибн Хаджара:
«Возможно, аз-Зухри имел в виду, что Ислам человека следует признать, называя его мусульманином, если он произнёс слово, т.е. слова шахады, однако его не стоит называть верующим, кроме как при наличии дел, причём дела охватывают как действия сердца, так и действия конечностей» («Фатху-ль-Бари»,
1/81-82).
Читайте также:
Испытания и помощь Аллаха Важнейшие виды терпения Что будет с теми, кто сомневался? Откуда к нам приходят мысли? О важности прямоты Причины массового вероотступничества при Абу Бакре И хвала Аллаху, Господу миров.