Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В неисламских странах вообще и в России в частности постоянно встаёт вопрос о шариатской дозволенности тех или иных профессий. Выбирая место работы или вид бизнеса, которым мы хотим заняться, важно помнить одно универсальное правило: мы не вправе помогать неверным и нечестивцам в их грехах, как говорит об этом Всевышний:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2).
Статус же профессии зависит от преобладающей цели, для которой большинство клиентов пользуются товарами и/или услугами данной фирмы:
«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: "В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы"» (Коран, 2:219).
Вот пример: Шейху-ль-ислам сказал:
«Любая одежда, о которой догадываются, что её ношение поможет (людям) в их нечестии - не дозволено продавать и шить её тому, кто воспользуется ей для ослушания (Аллаха) и несправедливости» («Шарху-ль-'умдати фи-ль-фикх»,
4/386).
Допустим, автомашины, мебель и бытовую электротехнику неверные обычно используют для благих целей, и потому продажа и ремонт этих вещей в неисламской стране тоже дозволены. А вот фотоаппараты и видеокамеры - это средства для создания изображений живых существ, которое в основе является запретным (см.
Создание фото и видео), и бизнес по сбыту и починке этих предметов запрещён. Процитируем шейха Салиха аль-Фаузана:
«В любом случае, продажа приборов для создания изображений не дозволена, будь они в составе мобильных телефонов или чего-то ещё, продажа камер не дозволена, присутствуют они при мобильных телефонах или других (вещах) - потому что эти приборы (ведут ко) злу и ослушанию (Аллаха)» (
фетва № 7987).
Или вот аналогичная фетва Постоянного комитета саудовских муфтиев:
"Вопрос: «Является ли работа по ремонту радио, электропроигрывателей и телевизоров дозволенной или же запретной....?»
Ответ: «Часть того, что слушают посредством этой аппаратуры, запретна, а часть дозволена, и это же (относится к) тому, что смотрят через некоторые (из данных приборов). Однако её эксплуатация для запретных целей является преобладающей, как это на деле (обстоит) с телезрителем. И потому мусульманину необходимо быть в стороне от работы по ремонту и производству (этой аппаратуры) ввиду преобладания в ней дурного над благим»" («Фатава-ль-ляджнати-д-даима», фетва № 4827).
Катарский Центр по изданию фетв, отвечая на вопрос о работе по производству компьютеров, среди прочего указал:
«Если сомнительно, что (покупатель) будет использовать (компьютерную технику) для разрешённых дел, и его состояние неизвестно, то к числу (признаков) богобоязненности и мер предосторожности в (вопросе) религии относится неучастие в производстве (этой техники)» (взято
отсюда).
Кроме того, мусульмане не должны заниматься строительством и ремонтом тех заведений, в чьей деятельности грех перевешивает благо, как то: вино-водочные магазины, игорные дома, танцевальные клубы, театры и кинотеатры, храмы и школы неисламских религий и др., а также содержать их и работать в их стенах. Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал:
"Нельзя работать в ростовщических учреждениях, даже в качества водителя или охранника, потому что из обслуживания таких учреждений вытекает согласие с их (деятельностью). Ибо тот, кто не одобряет что-то, не будет работать на благо этого, а если он работает на его благо, то он будет согласен с этим. А того, кто доволен чем-то запретным, касается сей грех.
А если он принимает непосредственное участие в регистрации сделок, записывании, отправке, депонировании и т.п., то нет сомнения в том, что он принимает непосредственное участие в запретном. Достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял берущего лихву, и дающего её, и двух свидетелей этого, и записывающего это, и он сказал: «Между ними нет разницы»" («Фатава ислямийя»,
2/401).
Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам постановил:
"Нельзя мусульманину работать в ростовщическом банке, даже если работа, которой занят этот мусульманин в банке, не имеет (прямого отношения) к ростовщичеству - так как он обеспечивает сотрудников, занятых ростовщическими сделками, тем, в чём они нуждаются, и помогает им в их делах, связанных с лихвой, ибо Всевышний сказал: «Не помогайте друг другу в грехе и вражде»" («Фатава-ль-ляджнати-д-даима», фетва № 2608).
Есть и другая крайность в этом вопросе: некоторые мусульмане запрещают трудиться в любых фирмах, руководство которых получает прибыль от грязных сделок - даже если в деятельности самой фирмы нет ничего греховного. Например, запрещают работать инженером в метзаводе, директор которого владеет крупным пакетом акций известного ростовщического банка. Таким крайним фанатикам достаточно напомнить о пророке Юсуфе, который был хранителем богатств доисламского Египта:
«Он (Юсуф) сказал: "Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я - знающий хранитель"» (Коран, 12:55).
Согласно одному из популярных мнений, Юсуф попросил египетского царя доверить ему контроль над складами продовольствия, поскольку он хорошо знал о том, какие годы будут неурожайными.
Само собой, что этот пророк Аллаха, мир ему, получал жалованье из государственной казны, где было много денег, собранных несправедливыми путями (к примеру, налоговых сборов; см.
Разница между налогами и закятом). Однако он ничего не мог поделать с этой несправедливостью и не был её соучастником, исходя из слов Аллаха:
«О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете. Воистину, ваша религия - религия единая, а Я - ваш Господь. Бойтесь же Меня!» (Коран, 23:51-52).
Толкование шейха ас-Саади:
«Из всего сказанного следует, что всем посланникам было дозволено вкушать чистую и добротную пищу, запрещено питаться скверной пищей и велено совершать праведные деяния. И хотя некоторые религиозные предписания, данные различным пророкам, различались, все они относились к числу праведных деяний. А существовавшие между ними различия объяснялись требованиями того или иного времени».
Вот почему Юсуф, мир ему, не мог иметь греховный заработок, а его пример актуален и поныне для всех мусульман, живущих и работающих в неисламских странах. Читайте также:
Без обмана! О тайнах Вопрос о банках Служба в армии неверных Хиджра И хвала Аллаху, Господу миров.