Злословие о неверных

Oct 23, 2015 17:58

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Общеизвестно, что сплетни мусульман друг о друге греховны, как об этом сказал Всевышний:

«Не следите друг за другом, и пусть одни из вас не сплетничают о других. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха!» (Коран, 49:12).

Но вот вопрос: а можно ли обсуждать недостатки неверных? Ненавистно ли это Аллаху в той же мере, что и сплетни о мусульманах?

Для ответа обратим внимание на то, что Аллах образно говорит о «поедании мяса брата», т.е. другого верующего, а не кого угодно. Неверные и вероотступники братьями мусульман не являются (см. Правила обращения к неверным), следовательно, и упомянутый аят злословие о них не запрещает. Оно и понятно: считать человека кяфиром (или совершающим куфр) и так есть наихудший вид злословия, рядом с которым все остальные сплетни просто меркнут. Поэтому

"Ибн аль-Мунзир сказал относительно слов (Пророка), мир ему и благословение Аллаха: «(Сплетнями является) упоминание о твоём брате (за его спиной) того, что ему неприятно»:

«В этом есть указание на то, что не являющийся твоим братом (неверный) из числа иудеев, христиан или последователей других религий, а также тот, кто внёс (религиозное) новшество, выводящее его из исламской религии - для такого не (запрещено) злословие»" («аз-Заваджир» аль-Хейтами, 2/27).

Исключение из этого правила составляют зиммии, т.е. неверующие, но законопослушные граждане исламской страны (см. Права и свободы человека в исламском государстве). Как говорил имам Закария аль-Ансари:

"Злословие о неверном запрещено, если он является зиммием, потому что это отталкивает их от принятия (договора о выплате) джизьи и этим (мусульмане) уходят от соблюдения своих обязанностей перед зиммиями ввиду слов (Пророка), мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто опозорит зиммия, непременно будет (гореть) в Огне!» Передал Ибн Хиббан в своём «Сахихе»" («Асна-ль-маталиб фи шархи рауды-т-талиб», 14/313).

Кроме того, мусульмане не должны тратить всё свободное время на перемалывание чужих костей, как сказано в хадисе:

«Признаком хорошего Ислама человека является его отказ от всего, что его не касается» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, Малик. Большинство имамов назвали хадис достоверным в форме мурсаль. См. «Джами'у-ль-'улюм» Ибн Раджаба, 1/287).

Поэтому даже разрешённое злословие о неверных может привести к греху, если мусульмане будут уделять чужим недостаткам больше внимания, чем собственным. Читайте также:

О добром совете
Сплетни о мусульманах
Ещё о злословии
О миротворчестве
О словоблудии

И хвала Аллаху, Господу миров.

Взаимоотношения с неверными, Грехи и заблуждения мусульман, Красоты Ислама

Previous post Next post
Up