Ват Арун. Храм Утренней зари

Feb 21, 2021 22:25


Ват Арун - не вполне типичный для Бангкока буддийский храм, где сплелись воедино элементы разных культур. Ансамбль из пяти ступенчатых башен-пагод в кхмерском стиле обильно украшен китайским фарфором, а своё поэтичное название, "Храм Утренней Зари", он получил в честь индуистского божества Аруны, отождествляемого с первыми лучами солнца.



Считается, наиболее впечатляюще выглядит и после отдаётся вау-эхом в воспоминаниях утренняя панорама пагод, когда с рассветом они начинают блестеть и мерцать. Но вставать рано и надеяться на свет любят только максимально дисциплинированные фотографы. Либо есть вариант заякориться со штативом на балконе одного из видовых кафе на противоположном берегу реки Чао Прайя и ожидать, что на закате небесное полотно вокруг центрального пранга, до эпохи небоскрёбов являвшегося самым высоким сооружением Бангкока, окрасится в яркие и сочные цвета.

Есть такие везучие фотографы, что куда не приезжают - перестаёт идти дождь, природа радует и рассветами, и закатами, и фактурными пухлыми облаками на синем небе, и за единственный день они забивают карточки памяти шедеврами под завязку. Каким Богам они молятся и каких духов задабривают? Ваш корреспондент не из их числа, и закат у Ват Аруна вышел в тот вечер на слабую четвёрочку с натягом, хотя сам храм (четвёртый значимый бангкокский храм за день!) осмотреть и проникнуться формами и декором удалось.

Ват Арун - это не только пять башен-прангов, в комплекс входит ещё несколько строений, только когда мы пересекли реку на пароме, закат уже занимался, пусть и где-то в стороне, так что проскочив через ворота мимо двух устрашающих гигантов-стражников, мы направились напрямую к прангам. А стражники - те же якша из тайского эпоса "Рамакиен", что пару часов назад мы видели в храме Изумрудного Будды; белого зовут Сахатсадеча, а зелёного - Тхотсакан, считается, что в оригинальном индийском тексте "Рамаяны" его прототипом был главный антигерой Равана, тот самый, что украл Ситу у Рамы и унёс её на Шри-Ланку.

2.  

Буддийский храм здесь на берегу реки существовал ещё в XVII столетии, тогда он назывался Ват Макок. Когда пала Аюттайя и провозгласивший себя королём Таксин перенёс столицу Сиама в поселение Тхонбури, он повелел привести обветшавший храм в порядок и поместить туда спасённую от бирманских захватчиков статую Изумрудного Будду, ставшую главной святыней Сиама. Волшебная фигура из цельного куска жадеита пробыла в Ват Макоке несколько лет, а после была перевезена через реку в 1785м году в новый храм Ват Пхра Кео, да и сошедший с ума Таксин к тому времени отправился в мир иной и править Сиамом стал его бывший полководец из рода Чакри, получивший имя Рама I. В третий раз подряд подробно расписывать эту историю уже не хочется, так что читайте предыдущие два поста.

3.  

Поскольку Рама I решил избавиться от всего, что связывало его хоть как-то с Таксином, то и храм пребывал некоторое время в заброшенном состоянии, и только при Раме II и Раме III в первой половине XIX века Ват Арун существенно отреставрировали: достроили центральный пранг до высоты более 70 метров и построили вокруг 4 сателлитных пранга поменьше. Соседство с кхмерами сказалось на выборе архитектурного стиля - очень уж похожи пранги на башни Ангкор Вата.

Центральный пранг является олицетворением священной для всех буддистов и индуистов горы Меру, центра мироздания и обители богов, а вот с четыремя прангами поменьше выходит путаница: в одних источниках пишут, что они посвящены богу ветра, а в других - являются обителью богов Луны, в третьих же - олицетворяют воды мирового океана. И кому тут доверять, если версии столь кардинально отличаются?

4.  

Многоуровневость центрального пранга соответствует представлениям о космогонической структуре мироздания и множественности миров, составляющих Вселенную. До определённого яруса на 79-метровый пранг можно подняться по весьма крутым лестницам и чуть получше рассмотреть не через зум-объектив, что же скрывается среди богатого декора из битого фарфора и керамической и стеклянной разноцветной мозаики. А на самой вершине в качестве шпиля трезубец, называемый трезубцем Шивы. Ниже в выходящих на каждую сторону нишах - скульптуры бога Индры верхом на слоне Эраване. По периметру пранг поддерживают, как атланты, якши.

Такое смешение буддизма и индуизма я никак не ожидал увидеть в тхеравадинских храмах Таиланда. Вот, в Катманду привычно видеть столь богатый на традиции и символику микс верований, в руинах храмов Ангкора ввиду исторических метаний между индуизмом и буддизмом тоже подобный симбиоз понятен. Но в историческом центре Бангкока, ещё и в таких масштабах? И если бы не пошла мода на высотки из железобетона со своими 79 метрами от основания до кончика шпиля центральный пранг Ват Аруна ещё долго мог бы оставаться самым высоким строением Бангкока.

5.  

Закат начинал пылать где-то вдалеке, и стало ясно, что даже вернувшись мы в ту же минуту на противоположный берег, всё равно бы не получились яркие снимки, как на фотостоках. Что ж, тогда продолжаем осмотр, пусть он и на фоне посещений предыдущих трёх храмов в тот день вышел несколько беглый.

У малых прангов, высотой всего 16 метров, в нишах установлены конные статуи индуистского бога ветра Вайю. Хотя согласно вики он ездил на олене, а не на лошади. А если вспомнить тибетские молитвенные флажки лунгта пяти цветов, что развешиваются на перевалах, там символом ветра является как раз конь. Тогда выберем эту версию относительно принадлежности сателлитных прангов из трёх, озвученных выше. А на верхушке пучок молний, ваджра, оружие бога Индры - тоже широко распространённый символ и в буддизме, и в индуизме.

6.  

7.  

На разных ярусах прангов установлены типичные для бангкокских храмов, как выяснилось, статуи китайских воинов и различных животных. Снимать их изолированно без людей в условиях надвигавшихся сумерок и накатывавшей усталости уже не получилось.

8.  

9.  

10.

Китайский след тянется непосредственно к украшению Ват Аруна не столько к нескольким статуям воинов, сколько к битому фарфору, которым декорированы все пять прангов. То ли битый фарфор специально за бесценок скупали в Китае и привозили, чтобы создать из разноцветных кусочков ажурные орнаменты ярусов прангов и украсить многочисленные скульптуры якша, смекнув, что на солнце он будет блистать на всю округу. То ли, по расхожей версии, битый фарфор использовался в торговых джонках, прибывавших в Бангкок из Китая, в качестве балласта и лежал в мешках в трюмах, пока кто-то также не придумал гораздо более изысканное применение столь дорогому и ценному материалу, как китайский фарфор, пусть и битый.

11.

12.

В 2013-2017м годах проводили очередную масштабную реставрацию - заменяли совсем уж потрескавшуюся и побившуюся плитку, коей за пару столетий накопилось не мало, да и оригинальную штукатурку и цемент существенно заменили современными аналогами. В результате чего Ват Арун стал выглядеть чересчур выбеленным, поднялась буча, петиции писать бангкокцы ринулись, да в итоге министерство культуры развело руками и сказало, что исторический облик нарушен не был, так что нечего возбухать и устраивать демонстрации.

13.

Если посмотреть поближе, то далеко не везде прям идеально всё отштукатурено и новоделом Ват Арун ни на секунду не кажется. Но мы то, как туристы, смотрим с широко раскрытыми от изумления глазами на неизведанный пока колорит, а для жителей Бангкока как никак один из главных храмов столицы и священное место.

14.

Солнце уже стремительно садилось за горизонт, и последние лучи окрашивали ярусы Ват Аруна в тёплые оранжевые оттенки. А мне казалось, что я нахожусь в уникальном месте, но что-то не могу его прочувствовать то ли в силу скоротечности визита и повсеместных толп туристов и горожан, то ли стоило попытаться приехать чуть пораньше и на подольше и побродить вокруг прангов более вдумчиво. Да по сути, там ходить не шибко есть куда.

15.

И тем не менее, когда смотришь снизу или с расстояния на пранги и пытаешься осознать, какая титаническая работа была проведена не столько по возведению башен, сколько по покрытию всех поверхностей обломками китайского фарфора и формированию узоров и орнаментов, то понимаешь, что приехать и увидеть Ват Арун непременно стоило. А повезло с погодой на все 100 процентов или нет - уже вторично.

16.

17.

18.

Отправившись занимать очередь на обратный паром, периодически оглядывался с надеждой: "А вдруг светанёт?" Не судьба.

19.

Когда сели на паром, уже включили подсветку. Напоследок уж открою правду, что на части фотографий идущие к вершинам прангов провода я удалил в фотошопе, где не совсем тяжёлый случай. Ну как так, неужели все нельзя было аккуратно по поверхности пранга пустить, чтобы они не мозолили глаза?

20.

Посещать аж 4 крупных храма за один день в Бангкоке, мягко говоря, утомительно. Однако, калейдоскоп красок, чеди, прангов и различных статуй Будды не смешиваются в один клубок, что уже невозможно распутать. И спустя много лет я всё равно буду помнить, где что смотрели, в крайнем случае, всегда на помощь придут эти заметки. Теперь же настало время немного посмотреть другие районы Бангкока, покончив одним махом за первый день с основной культурно-религиозной программой. Keep it locked!

Другие посты о Бангкоке:

Храм Изумрудного Будды


Ват Пхо. Где появился тайский массаж


Ват Сакет. Золотая гора



Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Таиланд, фотге, trips

Previous post Next post
Up