Билеты в Иркутск были куплены более чем за полгода на тщательно подобранные даты. Ведь именно в эти даты на монгольском озере Хубсугул протекает золотая осень. Я давно мечтал побывать на этом озере, и мы с отцом решились на байдарочный вариант - двух недель с головой хватало, чтобы проплыть Хубсугул полностью с юга на север. Но дела с Хубсугулом не задались. Для Хубсугула требовалось оформить пропуск в погранзону, с этого я начал как с самого критичного. Это можно сделать только через турфирму посредника. Отвечали мне вяло, время шло, и за это время, изучив Хубсугул поподробнее, я понял, что байдарочный вариант - не самое лучшее для этого озера. У Хубсугула нет или почти нет скалистых берегов, а ведь байдарка на то и байдарка, что позволяет посмотреть берег там, где вдоль него нельзя пройти пешком. Да, Хубсугул - это все-таки скорее велосипедный поход. И поняв это окончательно, я перенес наше плавание на второе место, где я хотел побывать с байдаркой - на Байкал - благо билеты в Иркутск у нас уже были как должное.
Байкал на байдарке - это также была не новая идея, уже пару лет мы об этом подумывали, но в первый раз идти на такое озеро было страшновато, почему мы и решили потренироваться на Хубсугуле. К тому же, после отмены виз в Монголию не исключено, что Хубсугул может быстро загадиться нашими туристами и рыбаками, которые повалят через границу большими толпами. В общем, подумать было о чем - можно было либо байдарку поменять на велосипед, либо Хубсугул на Байкал. Что ж, вышло так, что поехали на Байкал. Наверное, хотелось новых впечатлений, такой формат путешествия мне в новинку. Когда теперь попаду на Хубсугул, не знаю, но хочется, чтобы его все-таки не усрали к тому моменту.
На Байкале с золотой осенью мы пролетали, это я понимал со всей ответственностью твердо и заранее. Дело в том, что когда на Хубсугуле золотая осень заканчивается, на Байкале она только начинается. Байкал обеспечивает такую тепловую инерцию, что тамошняя осень по датам напоминает таковую в Краснодаре. По сути, мы поплывем по-летнему. По крайней мере, изначально я так думал. Теперь, уже после нашего плавания, я понимаю, что если бы мы изначально ставили планом Байкал, и сделали бы ставку на более поздние даты, то мы бы хлебнули такого жесткача, о каком внукам не стыдно рассказать. Ребята, по Байкалу лучше ходить летом. Потом расскажу, почему.
Отдельно стоит рассказать о геморрое с перевозкой байдарки в самолетах компании Аэрофлот. Аэрофлот помимо веса багажа считает количество его мест. В пределах одного места можно варьировать вес от 0 до 23 килограммов. Но если у вас будет две сумки по 10 килограмм - это уже два места, а в билет включено лишь одно. У нас с отцом получалось 2 рюкзака и байдарка, то есть уже 3 места, причем байдарка весит 30 килограмм, стало быть платить пришлось бы за 4 места - даже если бы по суммарному весу мы уложились бы в 2 места (46кг на двоих). В общем, пришлось мне раскладывать детали байдарки по двум рюкзакам - своему и отцовскому, вперемешку с вещами. Часть вещей взяли в ручную кладь, в том числе набитый барахлом гермомешок. Одним словом, ничего переплачивать не пришлось, в квоты мы уложились, эту страну не победить, но на Аэрофлот я зол праведным гневом.
Маршрут по Байкалу планировалось начать в Больших Котах (в Котах ударение на о). Плыть, естественно, на север. О маршруте я расскажу позже по пути повествования, а вот о Котах сейчас. Большие Коты - прибайкальская деревенька недалеко от Листвянки, не имеющая подъездных дорог. Туда можно попасть только по озеру - летом на катере или рейсовом корабле (как сделали мы), а зимой даже и на машине по льду. Одним словом, тихая деревушка. Восточно-Сибирское пароходство заканчивает навигацию рано, не дожидаясь начала сентября, но в качестве исключения оставляет один рейс в день на Большие Коты, курсирующий почти до начала октября. Это рейс нам и был нужен. Самолет прилетал утром, а рейс на Коты был в 12:30. Благо, речной вокзал находится близко к аэропорту, самолет не опоздал (ну ладно, хоть одна польза от имени "Аэрофлот"), и времени в аккурат хватило, чтобы закупиться продуктами, обилетиться и так далее. В 15 часов, а то и раньше, мы высадились в Котах на высокой деревянной пристани.
Оглавление:
- Участок Большие Коты - мыс Большой Кадильный
- Мыс Малый Кадильный
- Приморский хребет до Голоустного
- За Голоустным
- Песчаная
- За Песчаной
- Река Харгин и скала Дыроватая
- Шторм под большими вершинами
- 17 километров до Бугульдейки
- Бугульдейский поворот
- Куяда
- Два непогожих дня до Саган-Забы
- Саган-Заба
- Переход до Анги, завершение
Дополнительно: