НЭНСИ МЭЛЛОН РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ (перевод М.Шаскольской) Рассказ 6. Сокровищница сказочника: память и воображение Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Ф.М.Достоевский. «Братья Карамазовы» (Слова старца Зосимы) Счастливы те, кто видит неразрывную связь между концом жизни и ее началом. И.В.Гёте Память. Сказка о том, что случилось за день
(рисунок с сайта http://bigpicture.ru/?p=661653 - добрые сказки художника Аленсандра Маскаева) - Давай, расскажи опять, что случилось сегодня, - говорит ребенок лет четырех. Он весь собрался и приготовился слушать, что же родители заметили, запомнили и могут сказать о том, что он пережил и почувствовал за день: вот он встал, вот у него порвался шнурок, вот котенок мяукал и просил есть. Естественное желание ребенка еще раз, вместе с внимательным и доброжелательным взрослым, пересмотреть подробности своего дня помогает ему заснуть здоровым сном. Он вслушивается в рассказ о своих достижениях, чувствах, открытиях и сплетает из них гнездышко для понимания и для снов. Став сказочником, вы помогаете детям завершить их день и придать ему смысл как некой целостности. Каждый день построен как сказка - там есть начало, середина и конец. Ваши дети учатся у вас, как любить реальность и выстроить ее в словах. Вы разворачиваете их опыт перед ними с теплом и пониманием, и они учатся замечать чувства других почти так же, как свои собственные. «Перед завтраком ты пел птичкам», «Дедушка смеялся так, что у него чай пролился», «Мы сегодня услышали, как наш сосед свистел». Ребенок слышит, как о жизни других рассказ ведется с такой же любовью, симпатией и уважением, что и о его собственной, и у него возникает живое отношение ко всему, что приносит ему день. [читайте дальше]
Одна мама когда-то положила у кровати своей совсем еще маленькой дочки большую красивую раковину. Вечером она зажигала свечку и прикладывала раковину к уху, чтобы послушать, что нового случилось за день. Даже младенцы до года могут начать откликаться на сказки про то, что они видели и делали за день, когда учились говорить и ходить. Чем-то поделиться, что-то взять, что-то отдать, какое-то их желание, радость от исполнения желания, настроение и действие - все стремится обрести себя в словах. Вы бережно присоединяете свой голос к их опыту, ваши слова играют в них и вокруг них, и они учатся любви к языку, которая сохранится и во взрослом возрасте. Просыпаясь после дневного сна или вечером перед ночным сном, они особенно восприимчивы к чувству и красоте языка, бесконечно впитывая все, что их окружает. Лучшие сказки получаются из маленьких драматических эпизодов дня. Глубокие интуиции и инстинкты ведут нас, подсказывая, в чем они нуждаются, чтобы им рассказали. Одна мама не сразу решилась, но в конце концов, отложив свои дела, выделила время для трехлетней дочки по имени Сара. Начинала она всегда мягким и уверенным голосом: «Жила-была девочка, звали ее Сара Элизабет. Она жила в большом коричневом доме с мамой, папой и собакой. А ее подружка мышка Сара жила в норке на кухне». Истории всегда отражали жизнь девочки - ее радости и вопросы, огорчения и страхи. С Сарой-мышкой часто происходили точно такие же события. У нее тоже были родственники, друзья и враги, которые жили в лесу, в кустах и в траве. Вечерние сказки с рассказом о прожитом дне помогают строить отношения между сиблингами (братьями и сестрами одной семьи). Уставая после рабочих дней, один отец обнаружил, что заряжается новой энергией, когда рассказывает про прожитый день двум своим сыновьям сразу и ему не надо делить свое внимание между ними. Главными героями в его историях были два мальчика точно того же возраста, имена у них совпадали со средними именами сыновей. Мальчики-персонажи жили с родителями и с двумя большими сторожевыми собаками с золотыми глазами. И отец каждый вечер уверенно начинал новый эпизод: «В одном доме, недалеко от дороги, жили-были два маленьких мальчика вместе с мамой, папой и двумя добрыми собаками». Пока сыновья были совсем маленькими, приключения в сказке были точно такими же, как в жизни - такая же погода, такое же настроение, такие же занятия. По мере того, как сыновья подрастали, собаки в сказке становились все более и более волшебными. Особо хаотичный и буйный день может быть преображен в сказку о спокойной и размеренной семье, где родители полны благодарности за прекрасный день, а дети дружно играют вместе и чистят зубы перед тем, как прочитать вечерние молитвы. Любящая всякую погоду мама сочиняла сказки, которые всегда начинались с того, что двое детей просыпались, подходили к окну и смотрели, как сегодня выглядит небо. Потом дети в сказке одевались, хорошо завтракали и отправлялись навестить людей, зверей, разные сады и магазины. Дети подрастали, им было уже шесть, потом семь, а истории становились все фантастичнее и фантастичнее, но каждый раз герои целые и невредимые возвращались домой к ужину. Многие взрослые знают о том, что дети нуждаются в сказках и историях, - поэтому они включают видео, аудио и другие такие способы занять детей. Но та уникальная история, которая идет от взрослого, знающего сиюминутную каждодневную жизнь ребенка, переживается совсем по-другому. Высвечивая то одно, то другое переживания ребенка в своих сказках. Повествуя о них голосом, полным покоя и любви, включайте туда их радости, огорчения, вопросы. Каждая сказка одновременно вселяет уверенность и дает поразмыслить в конце дня, особенно когда вы говорите ровно и спокойно. Если вы пропустите какую-то деталь, дети всегда готовы дополнить ваш рассказ. Оживите вашу собственную память
Маленькие дети обычно с радостной готовностью переживают каждого человека здесь и сейчас. Когда же они дорастают до 4-5 лет, то у них появляется желание услышать о вас и о других взрослых в том же возрасте. Где вы жили? С кем играли? Что и кого вы любили? Что ваши родители помнят о вашем детстве? Вы рассказываете им то одно, то другое событие, и они особенно интересуются вашими чувствами. Поскольку у детей есть вечное чувство, что на них, как и на всяком творении, пребывает любовь и забота, им нужно также слышать, как о всем большом их семейном единстве говорится с любящим и благожелательным интересом. От нас они могут научиться, как сопереживать другим членам семьи и уважать их. Я знаю душевную и ясно мыслящую бабушку, которая часто встает перед большим зеркалом вместе со своими внуками и произносит: «Спасибо за каждый миг, когда я могу здесь встать и почувствовать, какая я замечательная. Мои родители заботились обо мне, когда я была маленькой, и я им так благодарна - они хотели, чтобы я занималась, училась пению и всем тем вещам, которые сегодня делают мою жизнь счастливой». Затем она садится в свое любимое кресло и рассказывает им истории о том, как она была маленькой: как ели в их доме, как работали и играли, как ссорились ее родители, как она ссорилась с другими. Она говорит о том, как она и ее семь братьев и сестер любили, когда им покупали новую обувь, где она жила, как давали имена детям в ее семье. Ее любимые воспоминания детства собираются по неделям, месяцам, временам года и годам. «Когда мне было четыре года, я наблюдала, как пчелы залетают в колокольчики в саду у моего дедушки. А бабушка окружала меня любовью. В сентябре я всегда шла в школу, в марте мои братья надрезали клены, чтобы собирать сладкий кленовый сок. По субботам я просыпалась с восходом солнца и сразу выбегала из дому». У одной мамы дети уже подросли, и она хотела приготовиться к тому, чтобы когда-нибудь стать мудрой бабушкой и научиться рассказывать про свою семейную историю. Методом проб и ошибок она расшевеливала свою фантазию и сочинила начало сказки для самой себя, созвучной ее собственной жизни: «Жила-была принцесса. В наследство от предков досталось ей сокровище. И вот, когда она подросла, узнала она, что есть такое сокровище и что оно принадлежит ей. Подошла она к двери и спросила, можно ли ей посмотреть, что там за дверью. Но у двери стояли два стражника. Один из них сказал: «В этом доме вещи очень старые и уже никуда не годятся». Принцесса просила-просила, чтобы ей разрешили посмотреть и самой решить, но стражники скрестили копья так, чтобы она не могла пройти. И пришлось принцессе отправиться по белу свету и набраться мудрости, но она всегда помнила и хотела узнать, что же там за дверью, в доме ее предков. Когда ее дети выросли, а в волосах появилась седина, она пришла еще раз к двери той сокровищницы. Стражники там были уже другие, добрые, и смотрели они ласково и приветливо». Воспоминания о вашем раннем детстве могут быть затеряны, словно в мутном облаке, вы можете помнить лишь небольшие обрывки, но дети все равно нуждаются в этих рассказах и будут слушать, как вы рассказываете о себе маленьком или маленькой с уважением и теплом. Самое жестокое детство можно обратить в сострадательную и проникновенную сказку. Каково бы ни было ваше родство, право стать семейным рассказчиком принадлежит вам по рождению, право беречь и пестовать семейные предания. Вы можете задать себе вопрос про собственную историю: как превратить ее в дорогой подарок для моих детей? Как она поможет им обрести те качества, которыми я восхищаюсь, - силу, доброту, отвагу, верность, веселость, юмор? Моя подруга рассказала мне такую историю про самое себя: «Мой отец работал в саду. Я взяла немножко семечек подсолнуха из птичьей кормушки, зашла за сосны и посадила их все в землю. Ямки для них копала пальцами. Взяла большую папину лейку и пошла к своему садику, босыми ногами наступая на мягкие, теплые, немножко колючие сосновые иглы. Семечки проросли. Я рассказывала маме, что у меня есть сад, но она мне не верила. И в один какой-то день я ее упросила пойти со мной и посмотреть. Мама не могла поверить своим глазам. Мои подсолнухи были выше нее». Воспоминания раннего детства могут стать основой для множества маленьких рассказиков. Эти воспоминания часто связаны с растениями, животными и теми людьми, что играли какую-то роль в той жизни. Одна преуспевающая в своей профессии женщина, которая была уверена, что никаких историй детства у нее нет и поделиться с другими участниками «сказочной группы» ей нечем, с удивлением вдруг увидела, как у нее перед глазами колышется хорошо знакомая ива. Ей предложили написать все слова и фразы, которые всплывали у нее при этой картине, и она написала: «Низкие толстые ветки, желтая и зеленая золотистая кора, широкий навес тонких ветвей, колышущихся на ветру, бугристые корни, фиалки». Она вдруг вспомнила, как в шесть-семь лет весной взбиралась на молодую иву у них во дворе. И там, к своему изумлению нашла гнездышко с нежными небесно-голубыми яичками малиновки, а в какой-то другой день уже вылупившихся птенцов. А дальше перед ней забрезжила картина сосен, которые ее дедушка посадил во дворе, и память о том, как было больно, когда их срубили к Рождеству; крепкий дуб, на ветвях которого висели качели; кусты волчьих ягод - нарочно посаженное укрепление от набегов соседских подростков на их сад; березу, под которой она училась читать, опершись на ствол. Список ее друзей-деревьев все ширился и ширился, и теперь она знала, что у нее вполне достанет материала, чтобы сочинять свои сказки. В возрасте лет шести дети начинают интересоваться, какие значительные уроки их родители и дедушки и бабушки получили в детстве. Надевали ли они туфли, которые не разрешали надевать в школу? Бегали через дорогу без разрешения и были ли наказаны? Кидали камнями в проезжающие машины? Катрина, редактор по профессии, которая приходила в «сказочную группу» набраться уверенности в придумывании сказок для своих детей, а позднее стала писать о своем опыте сказочницы, рассказала нам о том вечере, когда она и ее муж впервые стали рассказывать. Это было во время долгой поездки домой с сыновьями, которым тогда было три и шесть лет. Сперва они предавались воспоминаниям для детей, но вскоре, подхлестываемые старшим сыном стали вспоминать «ужастики» давних лет. Муж ее как-то швырнул в лучшего друга камнем и попал в него, один раз он рубанул себя топором, а еще один раз его укусила собака. А она сама рассказала жуткую историю, как въехала верхом на лошади в осиное гнездо, как лошадь сбросила ее на землю а осы ужалили в семи местах. Еще вспомнилось про переломы костей, про аквариум с золотыми рыбками, вывернутый кому-то на голову, и про двоюродного прадедушку, погибшего под колесом трактора. «Мы вообще не заметили, как доехали до дому, - пишет эта женщина. - Мало того! У нас с тех пор появился ненасытный аппетит к рассказам» Вежливые и послушные дети особенно склонны слушать такие истории, что может сильно удивить их родителей. Мне случалось навещать семью с двумя девочками, которые очень любили мои рассказы про самые ужасные непослушания, какие мне только были известны. Этим хорошим девочкам не хватало какого-то озорства. Я раздувала мелкие детские проказы, зная, что дети рассуждают не так, как взрослые, и непроизвольно стремятся к подражанию. Послушных детей постарше особенно восхищают такие повести как «Пеппи Длинныйчулок» или «Роня, дочь разбойника» Астрид Линдгрен. Вы можете осторожно оградить свои чувства, бережно дистанцироваться от них, рассказывая свои детские воспоминания с необычной точки зрения. Кто-то рассказывает от лица родного дома, кто-то - от лица дерева, росшего во дворе. Для маленьких детей все обладает жизнью: дом может грустить, радоваться, переполняться чувствами. Может помочь вам и рассказ от имени почтальона, привозившего почту, от шумного и энергичного соседа - реального или придуманного. Очень веселый способ разбирать старые картины детства - рассказать о них от лица домашнего любимца: «Жил однажды пес по имени… . Жил он с небольшой семьей в потемневшем деревянном доме на оживленной улице…». Если при вашем рассказе присутствует кто-то, кто относится к таким россказням критически или саркастически, попросите их, чтобы они слушали это «как рассказ», не вмешиваясь; объясните, что это рассказ о детстве, ваши чувства уязвимы и нуждаются в уважительном слушании. Отец, который занимался сыновьями, пока мать ходила на работу, с самых ранних лет стал ходить и ездить с ними в те места, где он бывал в своем детстве. Спустя много лет, когда сыновья выросли и у них уже были свои дети, все они дружно и радостно приезжали в те же любимые папины места, чтобы снова послушать его рассказы. Другой отец, выросший в невеселой атмосфере замкнутости и молчаливости родителей, часто начинал свои рассказы сыну: «Когда я был маленький, у меня были приключения и мечты». Тем самым он утверждал право сына иметь свои собственные, ни на что не похожие мечты. Семейный сказочник может почерпнуть массу вдохновения от члена семьи, который поступал и вел себя не как все люди, - особенно рассказывая для детей буйного подросткового возраста. Тогда хорошо годятся такие живые биографии как, например, «Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла. Однако дети более младшего возраста еще не готовы к таким резким и выразительным деталям жизнеописаний. Про самых несчастливых или необычных членов семьи лучше что-то сочинить. Искренний рассказ о том, что прадедушка пьянствовал, или о том, что бабушка ни дня в жизни не работала, для ребенка слишком перегружен осуждением и абстрактен. Дети ждут от вас ваших любви и уважения к самим себе и собственному опыту. Вам может вполне хватить одного-единственного воспоминания о том, как вы проявили настойчивость, или отвагу, или выдумку. Сделайте из этого маленькую историю или сказку. Вы можете почувствовать, как ваши собственные воспоминания здоровы, как они насыщают вас. И дети могут воспринять весь рассказ целиком, вместе с впечатлением от вашего повествования, и останутся под его воздействием на долгие годы до собственного взрослого возраста. Многие родители начинают составлять сборники рассказов о своем детстве, которые начинаются примерно так: «Когда мне было столько лет, сколько тебе…». В этих рассказах появляются их матери, отцы, братья, сестры, соседские дети, поездки к бабушкам-дедушкам, к другим друзьям и родным. Вы можете рассказать самыми простыми словами о любимом дереве, о тайнике, в котором прятались, о домашнем звере, о праздниках, о своем друге. Ваша собственная любовь и переживание чуда даст место этим качествам и в ваших детях. До изобретения печатного станка память в людях была гораздо более активной. Поиграйте в игру «Помнишь, ли ты, когда….?». Когда пишете свои воспоминания и затем перечитываете их как рассказ, постарайтесь, чтобы сама структура и форма рассказа помогала детям в их памяти, чтобы они почувствовали важность дорогих воспоминаний. Расскажите вашу собственную версию сказки «В стране, называвшейся…., в городе под названием…, на улице такой-то, где я жил(а), когда мне было…»