Игры-догонялки крестовидной формы типа
Чаупара и Пачизи были очень популярны в древней Индии. Немудрено, что войны и путешествия способствовали их распространению. Проникнув на Корейский полуостров, игра, как это часто бывает на изолированных территориях, обособилась и видоизменилась. Чаупар, как уже говорилось, был излюбленной игрой путешественников; он медлительный, громоздкий, играется вчетвером и на большом поле. В дороге же чаще всего приходилось играть вдвоём. Игра растягивалась на часы и становилась не такой уж увлекательной. Естественно, первая идея насчёт того, как придать динамики игровому процессу, была вполне логичной - уменьшить размер доски и сократить количество полей. И если Чаупар при некотором допущении можно рассматривать как четыре поля для
Сенета, объединённых в одно целое, то в виде корейской игры Ньоут эволюция сама сделала круг и вернулась туда, откуда началась - к быстрым гонкам, но уже на поле крестовидной формы.
«Ниоут» или «Ньоут» (кор. 윷놀이, Nyout-nol-ki, Nyout, Niout, Nyute, Cheok-Sa, Sa-He, а также Yut, Yute и Yut-nori) тоже произошла от индийской игры Чаупар. Корейцы, естественно, утверждают, что дело обстоит совершенно наоборот. Они считают, что игра зародилась три тысячи лет назад, во времена Троецарствия (57 до н.э. - 668 н.э.), но мы будем придерживаться научной точки зрения.
Итак. Если в индийской игре в каждом «рукаве» доски по три дорожки, а в ацтекской
Патолли - по две, то с первого взгляда может показаться, что корейцы пошли ещё дальше, и дорожка в каждом «рукаве» у игры Ньоут одна. На самом деле, это не так: просто центральная дорожка укорочена, а путь проложен по периметру доски. Если «уплотнить» поля, получится обычный для Пачизи «тройной крест».
Путь к международному признанию этой игре проложил американский этнолог и знаток настольных игр Востока Стюарт Кулин. В своём труде «Настольные игры Кореи (с экскурсами в Китай и Японию)», вышедшем в 1895 году, он пишет, что Ньоут была самой популярной игрой в Корее на время издания книги. По его версии, корни игры уходят в Индию и Китай, и связаны с Шахматами и с Пачизи. Точный возраст и подлинная история игры Ньоут неизвестны, достоверно известно только то, что эта настольная игра пришла в Корею из Китая в третьем столетии («переходная версия» этой игры -
Цюй-Пу [T'shu-P'u] в Китае при этом исчезла). В то время, как игральные кости в виде палочек были известны также в Древнем Египте и Древнем Китае, форма и дизайн игровой доски отсылают нас к событиям реальной истории, которые произошли в Корее в 200 г. до н.э. (так, 29 полей на доске символизируют боевую конницу корейского генерала Хи Йенг Ю, прославившегося своими победами около 291 г. до н.э.).
Есть также любопытная гипотеза, что некогда игра имела непосредственное отношение к практике гадания и предсказания будущего в Древнем Китае. У каждого пункта игровой доски есть собственное имя, хотя они не до конца ясны сегодня даже самим корейцам. Считается, что внешние пункты символизируют Небеса, а внутренний квадрат - Землю. Вся доска целиком тоже может интерпретироваться как отображение универсальной симметрии и астрологических орбит, отражая элементы корейского шаманизма.
Однако надо помнить, что к тому времени, когда Кулин писал свою книгу, Ньоут уже много веков использовалась исключительно как азартная игра, популярная у низших классов корейского общества. Часто она шла на деньги, и репутация у таких игроков была неважнецкая.
В понимании корейцев Ньоут символизирует собою скачки, гонки лошадей. Аллюзия вполне понятная (можно вспомнить французов, которые называют Пачизи «Игрой в лошадки»). Цель игры - провести четыре фишки-«лошади» вокруг доски обратно к дому и вывести их за пределы доски. В старину доска была круглой, современная традиционная корейская доска квадратная, расчерчена она диагонально (дорожки идут из угла в угол). Поле для игры рисовали на соломенной циновке, листке бумаги, на полу или на земле. Когда игру стали производить в Европе и США, неожиданно снова вернулась мода на поля античной формы с внешней дорожкой в виде круга. Часто на доске рисуют иероглифы, обозначающие начало и конец пути. В наборе обычно три цвета фишек - белые, чёрные и серые. Фишки в игре или традиционно плоские (в форме шашек), чтобы их удобно было ставить друг на друга, или фигурные, напоминающие шахматные, или же традиционные корейские фаянсовые камни, такие же, как для игры в Бадук (Го).
Вместо костей D6 корейцы используют четыре палочки D2, как в египетском Сенете, в изготовлении которых корейцы достигли немалых высот. Поле для игры они могут сделать буквально из ничего, но вот к палочкам относятся с большим почтением. Палочки в Корее традиционно делают двух видов: короткие «bam yut» (밤 윷), около дюйма в длину
И длинные «jang-jak yut» (장작 윷), длиной приблизительно четыре дюйма.
Дети обычно играют короткими палочками, которые бросают в специальные чаши.
Для совсем маленьких делают прозрачные «неваляшки» с костями внутри, дабы не было ненужных эксцессов.
Взрослые пользуются длинными и обходятся без чаш. Длинные палочки всегда отполированные, чуть суженные к концам, одна сторона у них плоская, другая выпуклая. Выпуклую часто украшают насечками, рисунками, надписями, пожеланиями удачи, отжигают на огне или просто красят в чёрный цвет.
Традиционный рисунок на таких палочках - пейзажи, виды гор, цветущие ветви сливы или корейская национальная широкополая шляпа и курительная трубка, отсылающие нас к старинным акварелям, изображающим игроков в Ньоут.
Сегодня (особенно в наборах для детей) палочки делают и из пластика.
Каждая комбинация в Ньоут (вернее, каждый ход) имеет своё название по количеству выпавших очков:
* Одна плоская сторона - 1 очко («To» - «Свинья»)
* Две плоских стороны - 2 очка («Gae» - «Собака»)
* Три плоских стороны - 3 («Koul» или «Geol» - «Овца»)
* Четыре плоских стороны - 4 очка и дополнительный бросок («Yoot» - «Корова»)
* Четыре выпуклых стороны - 5 очков и дополнительный бросок («Мо» - «Лошадь»).
* Необходимое уточнение: дополнительные броски обычно делаются прежде, чем перемещают фишку. Результаты нескольких таких бросков можно суммировать, а можно распределить между несколькими фишками. Выброшенные очки накапливаются, и если фишка в итоге попадает на поле, занятое фишкой соперника, она не может сделать этот ход.
Названия эти присвоены не просто так и связаны со скоростью животного. Самой быстрой считается лошадь, самой медленной - свинья. Как видите, выражение «Лошадью ходи!» с успехом можно применять не только к шахматам. В детских наборах для игры часто используют фишки с изображением лошадей, фигурки животных или просто фишки разных цветов, а поскольку игра изначально позиционируется как «лошадиная», среди детворы порой случаются ссоры за обладание самыми «быстрыми» фишками-животными.
В разных регионах Кореи играли в Ньоут по разным правилам. Белл в своих трудах приводит вариант, который является сегодня общепризнанным и международным (а заодно и наиболее красивым и логичным).
Правила эти таковы:
* Играют 2, 3, 4 или 6 игроков. Количество игроков в Ньоут обычно два или три или кратно двум или трём. Максимум могут играть 12 человек (а при желании и больше). В изначальном варианте Ньоут - командная игра, в которую играют пара на пару. Когда играют вчетвером или вшестером, два союзника садятся друг напротив друга и играют фишками одинаковых цветов. Если играют трое (общепринятый стандарт в игре - три цвета), то каждый игрок играет фишками одного цвета.
* Выбросивший наибольшее количество очков начинает игру.
* Чтобы вывести фишку на доску, необходимо выбросить «4» или «5». Стартовым полем является ближайший к игроку угол (при квадратной разметке) или поле на перекрёстке диагонали и круговой дорожки (при круглой разметке). По другим вариантам - фишки всех игроков стартуют с одного обозначенного поля.
* Фишки движутся по доске против часовой стрелки.
* Чтобы вернуть «Лошадь» «домой», необходим точный бросок.
* Никто не может срубить фишку, стоящую на последнем поле перед домом.
* Фишки рубят друг друга, вставая на поле, занятое фишкой противника. Срубленная фишка возвращается на базу, а срубивший её игрок получает дополнительный бросок (его обычно тоже делают прежде, чем переместить фишку). Дополнительный бросок только один, независимо от того, сколько фишек было срублено.
* Если кости упали так, что фишка попала на поле, где уже находится фишка своего цвета, они могут быть «запряжены» и двигаться далее уже как единое целое. Выпавшие очки для такой пары удваиваются. Нельзя соединять одним ходом больше двух «лошадей», но в перспективе можно собрать и «тройку» и «четвёрку». (Я, правда, не смог уяснить, происходит или нет утроение и учетверение очков, а также - можно или нет разделить фишки обратно. Скорее всего, ответ на оба вопроса - «нет».) В отличие от Чаупара, в Ньоут это довольно рискованный манёвр, поскольку противник рубит их обычным порядком и рубит при этом сразу группу фишек, а вводятся они в игру заново всегда поодиночке.
* При командной игре союзники могут ставить свои фишки на одну клетку, но не имеют права соединять их в пару.
* Игрок может двигать в свой черёд фишки за своего партнёра. Игроки-союзники возвращают свои фишки в одну и ту же отправную точку.
* Если фишка остановилась на «угловом» поле или на пересечении диагоналей, она может свернуть на короткий путь домой. Это развилка или «станция». Допустим, игрок выбросил в начале игры пятёрку, провёл фишку в первый ближний угол, на перекрёсток, там свернул и выбросил тройку, пришёл на центральное поле, выбросил четвёрку и вывел фишку с доски. Таким образом, у игрока 4 варианта движения фишек.
* Однако если фишка не остановилась и «пробежала» такой перекрёсток, она обязана двигаться дальше по кругу. Если фишка игрока стоит на перекрёстке (или на центральном поле), игрок обязан свернуть на короткий путь, ему не разрешается идти длинным, даже если есть возможность этим ходом срубить фишку противника.
* Игрок (или команда), первой выведший с доски все свои фишки, побеждает.
* По-договорённости (если, скажем, игроков набралось 12, и каждый играет за себя) можно ставить условие, чтобы каждый прошёл до финиша несколько кругов.
В Европейском варианте игры все палочки делают одинаковыми. В Корее же имеет место любопытное правило. Иногда игроки помечают плоскую сторону одной, двух или даже трёх палочек, и у каждой появляется дополнительное значение.
* Одна палочка метится иероглифом 서울 («Сеул»). Если эта палочка единственная выпадает плоской стороной вверх, фишка сразу перемещается в центр доски (который в этом случае зовётся Сеулом).
* Другая палочка метится иероглифом 부산 («Пусан»). Если она единственная выпадает иероглифом вверх, фишка отправляется в противоположный от стартового угол доски (который, естественно, является Пусаном).
Эти два правила (их называют «Правило Сеула» и «Правило Пусана») действуют только в том случае, если ещё не все фишки находятся на доске. Сеул, как вы помните, столица Южной Кореи и находится практически в центре Корейского полуострова, Пусан - второй по величне город страны и крупнейший порт, находится на побережье. Города эти находятся в разных концах страны, отсюда и возникли подобные занятные параллели в игре.
* Ещё одну палочку иногда отмечают иероглифом 후퇴 («назад») или просто значком возврата.
Если выпадет только одна эта палочка, фишка должна вернуться на одно поле назад (здесь возникают сложности, но игроки заранее оговаривают условия - рубит она при этом фишку противника, или нет, «вписалась» она при таком раскладе в поворот на короткую дорогу, или же опять таки нет). Альтернативная версия этого правила требует от фишки вернуться на старт или на первое поле рядом с начальным, где и остаётся до следующего броска. Если же и в этот раз выпадает «Назад» - эта фишка сразу заканчивает игру.
Игра по этим правилам сразу становится в разы сложнее, интереснее, но и запутаннее тоже. К тому же, требует от игроков хотя бы минимального знания корейской иероглифики.
Сегодня подростки и взрослые в Корее массово и увлечённо играют в Го (по-корейски она называется «Бадук»), а Ньоут стала обычной настольной игрой - семейной, праздничной и детской, развивающей. У корейцев издревле принято играть в Ньоут в канун Новогодних праздников (по Восточному календарю они начинаются 15-го января), когда они ходят в гости и навещают друзей, а также в День Урожая (15 августа).
В Корее Ньоут есть, наверно, в каждом доме, в неё играют стар и млад, играют кинозвёзды и телеведущие, играют на свадьбах и корпоративах, её изображают на поздравительных открытках; игра становится центром единения, люди нередко заказывают доски, где на полях размещены портреты всех членов семьи.
В праздники в парках и аллеях, за столами, на скамейках, и прямо на асфальте на циновках люди сидят и играют целыми семьями, на площадях расчерчивают огромные «доски», на которых, к вящей радости корейской детворы, играют с помощью таких же огромных палочек, набитых мягким поролоном.
Ничего даже отдалённо похожего на этот праздник азарта и радости в России встретить невозможно! Вы видели, чтоб наши дети на праздниках резались на улице в лото и уголки, чертили классики, гоняли кубаря?.. Давно вы видели вообще мальчишку с кубарём? Лично я - лет 35 тому назад. А вот вам Корея, любуйтесь! :(
И вообще, не расстраивайте меня, потому что единственная праздничная «русская народная настольная игра», которую мы знаем - это БУТЫЛКА :(((
Если пренебречь мечеными костями, Ньоут проста и увлекательна, правила её освоит даже ребёнок за десять минут, а уникальная бонусная система позволяет создавать любые, порой самые неожиданные ситуации на такой казалось бы небольшой доске. У Ньоут огромный потенциал, в неё играют в Штатах и в Европе, а вместе с корейской диаспорой игра проникла и в Японию. Так что, сегодня любая уважающая себя игродельная фирма считает своим долгом выпускать комплекты для Ньоут всевозможных цветов и размеров, самого разнообразного дизайна. Лучшие поля и доски, как ни странно, делают на континенте, а вот с настоящими аутентичными корейскими палочками трудно поставить рядом какие-то другие.
Подобно Германии (даже раньше) Южная Корея тоже выпустила марку, посвящённую этой игре, которая имеет статус национального достояния, и при каждом удобном случае стремится подчеркнуть её древность и народный, праздничный характер, изображая играющих в национальных костюмах и платьях.
В свете нынешних тенденций происходит упрощение всего - культуры, языков, национальных игр, традиций и искусства. Мир стал слишком маленьким. Глобализация стирает с карты Земли не только страны и границы, но и языки, имена и любимые некогда игры. Куда бы ты ни приехал, ты увидишь Кока-Колу, джинсы, Макдональдс и АйФон (хорошо, если не бейсбол). В Каталонии на днях прошла последняя коррида. Уже почти не встретишь на улице человека в национальном костюме, всё становится единым и унифицированным, и развлечения в том числе. Мы изобретаем новые игрушки «на сезон», забыв, что каждый народ веками создавал свои, привязанные к своему образу жизни, к своим традициям, обычаям и даже верованиям - и что немаловажно, иногда совершенно уникальные и неповторимые. И эти игры совершенствовались тысячелетиями. Ныне этому цветистому многообразию тактических систем, алгоритмов и форм грозит забвение.
Католические монахи, калёным железом выжигавшие в местных жителях любое воспоминание об ацтекских играх, так и не смогли истребить их окончательно. В наше время это может произойти спонтанно, безо всяких усилий с чьей бы то ни было стороны, как естественный процесс. Один самодельный Сенет сегодня способен рассказать ребёнку о Египетской цивилизации больше, чем учебник истории Древнего мира, а о чём ему расскажет Тетрис? Культура - это ведь не только родной язык и национальная кухня. Играя, человек учился жить в родной среде, в своей социальной системе, да не просто жить, а контактировать, взаимодействовать с людьми, добиваться успеха, побеждать, а иногда и протягивать друг другу руку помощи. В этом смысле такие игры, как Чаупар или Ньоут особенно показательны.
Изоляция не всегда означает нечто плохое. Попадая в закрытое общество, даже привычные вещи порой изменяются до неузнаваемости. Корейцы сумели создать свою версию древней игры и отточили её алгоритм до совершенства. Игроки на острове Цейлон, куда на заре цивилизации тоже проник Чаупар, руководствуясь теми же соображениями, что и корейцы, пошли немного другим путём и добились не менее интересного результата.
Но об этом я расскажу в другой раз.
*