Продолжаем обсуждение контекста книги
Карты смысла.
В процессе последних обсуждений пять раз поднимался вопрос что же такое смысл [
1][
2][
3][
4][
5]. Вряд ли это можно назвать случайностью - само название книги естественным образом подводит к этому.
Начну с того, что представление о смысле, как о чём-то давно и накрепко определённом не подтверждается. Я несколько раз встречал утверждение, что философы давно поняли что такое смысл и никаких разночтений на этот счёт нет - читай, мол, учебники и не трать силы. Читать учебники - часто разумный совет. Вот цитата-возражение из неплохого обзора по теориям смысла из вузовского учебника 21-го года:
Смысл относится к тем загадочным явлениям, которые считаются как бы общеизвестными, поскольку постоянно фигурируют как в научном, так и обыденном общении. На самом деле он не только не имеет сколько-нибудь строгого общепринятого определения, но и на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое. [
О философско-лингвистических истоках понятия «смысл», 2021]
Удивительное дело, но ключевое понятие всего нашего существования пока не определено сколь-нибудь удовлетворительно. Когда мы думаем об идее смысла, так или иначе мы наполняем любой конкретный смысл дополнительным содержанием, т.е. трансформируем всю воспринимаемую картину мира без какого-либо исключения.
Если смысл это иллюзия и конструкт - вся действительность становится иллюзией или конструктом. Если смысл это ноэма - мы каждым актом восприятия связываемся с миром идей. Если смысл это результат адаптации - в каждом акте понимания мы переживаем действие эволюции.
Сам язык опирается каждым словом на смыслы, и не определив что есть смысл мы не вполне понимаем - что именно происходит при коммуникации. А так же что такое значение, объяснение, понимание и прочие производные феномены.
Продуктивное определение смысла значимо. Оно должно давать нам не привычную отговорку (смысл - способ указания на объекты) не литературную формулу (смысл - это питание, разносимое по всему организму, делающее возможным и нормальную деятельность его мозга - логики, и радостную - его поэтических органов чувств), не логическую тавтологию (смысл - признак высказывания) и не философскую белиберду (смысл - диалектический аккумулятор мыслей).
Ну да закончим разросшуюся вводную часть и перейдём-таки к Питерсону.
Итак, я нашёл три определения в работах и лекциях Питерсона, отчасти совпадающих друг с другом. Сами эти определения не берутся из ничего, а являются выводом из наблюдений и размышлений автора. Тут я даю их в минимальной форме без выводов и деталей.
- Первый источник, сама книга Maps of meaning: "Meaning means implication for behavioral output". Я бы перевёл это как «Смысл это то, что определяет выбор поведения».
- Второй источник, статья The meaning of meaning: тут смысл определяется как способ радикального функционального упрощения мира в процессе восприятия [для выбора действия].
- Третий источник, выступление Jordan Peterson: Q&A at Cambridge: "Meaning is implication for action or for reorganization of the perceptual frames that frame action". «Смысл это подразумеваемое действие или реорганизация рамок восприятия, определяющих действия».
Мне кажется определение дано довольно канонически в духе психологической школы:
Так, А. Адлер показал, что люди живут в мире смыслов, которые управляют их действием. В. Франкл открыл, что мы стремимся в первую очередь к поиску и реализации смысла. А. Н. Леонтьев зафиксировал несовпадение объективного значения и личностного смысла наших действий и их предметов. Таким образом, в психологии смысл рассматривается в контексте проблемы смысловой регуляции поведения [
Смысл как многозначное понятие]
Думаю на этом вопрос о том, что считать смыслом в заглавии книги «Карты Смысла» можно считать если не решённым, то в значительно мере ограниченным указанными рамками.
Понятно, что ничего кардинально нового про смысл тут не сказано. Смысл намертво спаян с действием и отвечает на вопрос «а чего с этим делать» относительно того или иного феномена. Смысл еды - что делать с едой. Смысл стола - что делать со столом. Смысл жизни - что делать с жизнью. И штука эта есть, очевидно, у любой жизни, потому что любая жизнь умеет отвечать на вопрос «что делать» со всем потоком своего восприятия. Какой кусок восприятия не получи у него будет свой смысл (в этом смысле).
А дальше уже возникают формы смысла выраженные в знаках через значение, культура как выражение и коммуникация смыслов, рассудочное артикулированное понимания смысла в форме объяснения и прочее. В общем смысл во всяких других смыслах.