Поселок художников на Соколе. Часть 6. Дома и жители ул. Верещагина.

Jan 24, 2017 11:47

                  Поселок художников на Соколе. Часть 6. Дома и жители ул. Верещагина.
    Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

Наконец, только сейчас, когда уже первые пять частей о поселке художников написаны, мне удалось раздобыть и прочитать чудесную книжку "Поселок Сокол. История поселка и его жители". Некоторые сведения из нее, мне показались настолько интересными, что я решила дополнить ими свои первые посты. Для удобства моих постоянных читателей я временно выделила эти дополнения в тексте зеленым цветом (Часть 1 - 5),  кроме того, в этой части я продолжу рассказ об ул. Верещагина, т.к. дополнения к ней оказались достаточно обширны и, на мой взгляд, интересны.
    Дом №1 (точнее  №10\1 - №10 он по ул. Сурикова). В книге о поселке Сокол в статье бывшего директора музея поселка Алексеевой Е.М., посвященной его строительству, обратила внимание, на интересный момент, относительно этого дома. Она пишет о домах по ул. Сурикова , № 4, 10/1 (этот дом), 14 следующее - "В ряде случаев для усиления впечатления простора торцы домов запроектированы без окон (ул. Сурикова). Оголенная стена дома не задерживает на себе внимание и зрительно раздвигает пространство, то есть границу улицы... ".
                          

И чуть дальше - "Угловые дома на перекрестках изогнутых улиц удалены от красных линий и слегка повернуты боком, подчиняясь направлению движения. Для усиления восприятия поворота использован прием обратной перспективы (ул. Сурикова, № 4, 10/1, 14/2) - дома ставятся под углом к улице, а фасады их состоят из трех разновеликих секций. Первая, наиболее узкая секция имеет одно окно. В центральной секции - два окна. Дальняя от улицы секция слегка сжата и также имеет два окна, но расстояние между ними меньше, чем между окнами средней секции. таким образом делается акцент на центральной секции, а две другие воспринимаются «проходными». Такая конструкция главных фасадов позволяет громоздкому дому свободно размещаться в пространстве, не нарушая целостного восприятия улицы".


Т. о. получается, что касательно домов №4 и №14 все верно, последний, хотя и  снесен, но его фото, а также фото дома №4 можно увидеть в журнале уважаемого m_i_s_t_e_r_x_1 ( см. здесь), а вот касаемо этого дома не ясно, то ли его боковые части пристроены позже, то ли ошиблась Алексеева, и все ей сказанное к этому дому не имеет отношения. Напишите, кто знает.
   Теперь о жителях дома. От основания поселка в нем жило три поколения замечательной семьи Терентьевых. Родоначальником семьи был  Петр Никитич Терентьев, выходец из крестьян, он стал учителем и дослужился, как пишут, до чина действительного статского советника (правда, последнему я подтверждения не нашла). На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. ему присуждена серебряная медаль за организацию и постановку учебного дела в школе. До революции он работал в фабричной школе купца Саввы Морозова, а с 1895 г. - в двух школах Трехгорной мануфактуры купца С.И. Прохорова: детской и в организованной им первой в России "школе ремесел технического уклада", в которых он директорствовал до 1918 г. В последней, переименованной в Мануфактурно-техническую школу им. "Декабрьского вооруженного восстания 1905 года", он работал до 1926 г.  В 1925 г. ему присвоено звание "Герой труда". До сих пор участок около дома украшают дубы, посаженные лично Петром Никитичем.
   Его сын - Борис Петрович Терентьев - патриарх отечественной радиотехники,  прошел путь от электромонтера и радиотехника на Ходынской радиостанции до заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
                                                           

Он окончил МВТУ им. Баумана, руководил строительством ряда радиостанций и мощных радиопередатчиков. Во время войны спроектировал и руководил постройкой мощного (60 кВт) коротковолнового передатчика для правительственной связи с США и с городом Куйбышевом (куда эвакуировалось Правительство СССР). Ученый и изобретатель. д.т.н., профессор, зав кафедрой МЭИС, воспитал 8 докторов и 43 кан­дидата наук, тысячи инженеров, он автор 10 учебников, более 100 статей и более 30 изобретений.
     Внук Петра Никитича - Петр Борисович Терентьев - химик-органик, педагог. Один из основателей органической масс-спектрометрии в нашей стране, д.х.н., профессор, ведущий научный сотрудник. Вся его жизнь была связана с химфаком МГУ, который он и окончил.
                                                         

Он автор двух учебников и более 400 научных работ и 33 авт. свидетельст на изобретения. Петр Борисович, как и его отец, воспитал много квалифицированных специалистов, успешно работающих не только в России, но и во многих странах мира. В поселке жил до 1961 г.
     С поселком связана жизнь большой семьи Запорожцев - семеро братьев и две сестры. Один из них - Виктор Кузьмич Запорожец жил в этом доме, по профессии он геолог, а его старшая дочь Анна Викторовна, тоже профессор химфака МГУ, который она и окончила и всю жизнь проработала в университете, а младшая дочь, Мария Викторовна, окончила Гнесинское училище, работала концертмейстером в Филармонии.
     До ВОВ в этом же доме жил архитектор Анатолий Васильевич Волков, участвовавший в разработке проектов московских стадионов и театров.
     Жила здесь и семья агрономов Поперёковых, Глава семьи - Михаил Федорович, кроме того, окончил курсы сценаристов при ВГИКе и по его сценариям снимались научно-документальные фильмы на с\х тематику.
     Дом №3. О том кто жил в этом доме последние годы и что в нем сейчас, я писала в прошлой части, а теперь о его первом жильце. В нем проживал известный химик - Завадский Андрей Андреевич (1867 - ? гг) - профессор МВТУ им. Баумана и Института народного хозяйства им. Плеханова.


Завадский родом из Костромской губернии, из семьи служащих. Окончив в 1884 году реальное училище, он поступил в Императорское техническое училище в Москве. После его окончания, открыл собственные заводы: кожевенный, мыловаренный и клееваренный.
                                                      

В 1893 году для продолжения образования он поступил во Фрейбергскую школу в Саксонии. Затем там же некоторое время работал в Тарандской Лесной Академии, потом долгое время работал директором крупного русского завода Алафузовых в Казани.


С 1909 года начинается его педагогическая деятельность, преподавал в Москве, Петербурге в Н. Новгороде. В 1925-1930 гг. А.А.Завадский работал в Высшем Московском техническом училище, вот тогда-то он и поселился в поселке. Здесь он занимался цветоводством и благоустройством поселка, но в 1930 г. был переведен на работу в в Химико-технологический институт в  Н.Новгород где и проработал какое-то время.  Дальнейшая судьба неизвестна
    Андрей Андреевич принадлежал к числу немногих русских инженеров, которые узко специализировались на технологии обработки кожи. В течение пяти лет он выпускал журнал "Шкура, кожа и обувь". Андрей Андреевич издал ряд важнейших научных трудов, которые и сейчас имеют большое значение как практическое руководство по кожевенному производству.
    Дом №12. Еще недавно, несколько лет назад,  этот дом стоял на своем месте. Он был не просто домом, а домом шести поколений -  Курносовых - Флёровых - Стукаловых - Тихомировых.
Кроме того, он был одним из немногих домов, оставшихся без изменений со времени основания поселка Сокол.
Небольшой одноэтажный дом, ухоженный сад. Небольшие комнаты: белые изразцы печки; мебель, не менявшаяся десятилетиями; стены, до самого потолка заставленные стеллажами с книгами. И, наконец, массивный дубовый стол - средоточие жизни всей семьи. Что же за люди жили в нем?
                                  

Построили дом для профессора-экономиста Ивана Ивановича Курносова и его семьи. Он был бухгалтер, управляющий банком, специалистом высокого класса. Славился тем, что распутывал самые сложные финансовые махинации.
    Его дочь, Людмила Ивановна вышла замуж за главного инженера завода Изолятор» Флёрова Михаила Васильевича. Об интереснейшей истории этого завода, до недавнего времени стоявшего на Соколе, а ныне переехавшего в Подмосковье я рассказывала в своих постах здесь , а о его создателе, дворянине и художнике Сорохтине Н.П. - здесь , а о его дальнейших  владельцах  - купцах Чоколовых - здесь.
   Михаил Васильевич - химик по образованию, являлся крупным специалистом в области производства фарфора и керамике.
                                  

В 1945 г. он был командирован в Германию и назначен главным инженером старейшей в Европе Мейсенской фарфоровой мануфактуры. В книге о поселке сказано - "Работая там главным инженером, он впервые в мире создал розовый фарфор" (это неверно, этот фарфор был известен уже в 18 веке, вероятно речь идет о совершенствовании  каких-то технологий в его изготовлении). Работал увлеченно и очень успешно, завоевал авторитет у подчиненных, наладил разрушенное войной производство. Он очень тосковал по Родине, куда ему не было суждено уже вернуться. Умер он в 1948 г. в городе Лейпциге.
                                              Историческое здание Мейсенской фарфоровой мануфактуры.
                                 

Представитель третьего поколения - внучка И.И. Курносова, и дочь Флеровых, окончила МГУ, а затем преподавала в МАТИ. Ее муж, Николай Николаевич Стукалов, кадровый дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сов. Союза, около 15 лет работал в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, из них половину - Директором департамента ООН. В браке у них родилось двое детей, сын Дмитрий  и дочь Марина. Мужем дочери стал Юрий Валентинович Тихомиров - профессор кафедры физики в МГТУ Гражданской авиации. Он являлся известным специалистом и автором более 100 научных публикаций и 10 авторских свидетельств на изобретения по проблемам электричества атмосферы и молниезащиты самолетов, а также вед. специалистом страны в области компьютерного обучения и тестирования. В свою очередь, их сын - Николай Юрьевич, уже является представителем пятого поколения, выросшего в этом доме, но а к моменту написания книги, к 2004 г., уже у него самого родился сын - Андрей, но маленькому представителю шестого поколения, долго жить в нем не пришлось. Сейчас старый дом сломан, участок продан, и здесь построен новый коттедж (см. Часть 5).
    Дом №22. В этом доме жили архитекторы - супруги Напреенко. Людмила Александровна (девичья фамилия Горелова) жила в поселке с его основания, приехав маленькой девочкой, в 1941 г., окончив МАРХИ работала в «Гипротеатре», «Гипробуме», в Проектном институте № 2 Госстроя СССР.


Ее муж, Георгий Васильевич Напреенко, - заслуженный архитектор.  По его проектам построены театры в Калуге и Чите, концертный зал Гнесинского училища (?) и современное здание Центрального Дома работников искусств (ЦДРИ) в Москве, цирки, Дома культуры, клубы, кинотеатры. Он также участвовал в реконструкции ряда сооружений Московского Кремля, филармонии (бывший курзал) в Кисловодске, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, московского цирка на Цветном бульваре и др. Часто Георгий Васильевич работал над проектами в соавторстве с другими архитекторами.
                                                            

Разработка здания театра в Калуге была начата во второй половине 1940-х гг. архитектором И.В.Жолтовским. Монументальное неоклассическое здание театра предполагалось окружить колоннадами (вместо них выстроены жилые здания). Проект переработан архитекторами А.П.Максимовым и Г.В.Напреенко.
                                                   Калужский государственный драматический театр.
                           

Здание цирка во Владивостоке (1973 г.). Авторы проекта -  Соломея Максимовна Гельфер и Георгий Васильевич Напреенко.
                           

Поселок Сокол. Часть 7. Ул. Верещагина, дом 10 (начало).

Поселок художников на Соколе. Оглавление.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: http://mass-spektrometria.ru/pre-11n3-terentiev/ ; http://nec.m-necropol.ru/terentyev-pb.html ; Посёлок Сокол. История посёлка и его жителей / ред. Н. А. Соляник; http://www.nntu.ru/RUS/biblioteka/ybiley/rectors/zavadsky.htm ; http://sovarch.ru/arch/n/371/ ;

старая Москва, достопримечательности, старые фото, портрет, поселок художников, Прогулки по Москве, Сокол, деревянная Москва

Previous post Next post
Up