Добрый день,
сегодня я хочу затронуть вопросы восприятия и нашей установки на восприятие. Это касается не только иллюзий, но и восприятия любого объекта. Мы с этим сталкиваемся постоянно и не только в одежде, поэтому, надеюсь, будет интересно узнать, почему так происходит.
Для возникновения любой оптической иллюзии необходимо единое общее восприятие всех частей. В психологии существует учение о роли восприятия единой формы. Его основная идея - от восприятия целого зависит восприятие его части. Нельзя думать, что целое есть результат механического сложения его частей, т.е. характерные свойства целого образования не могут быть выведены из свойств его составных частей. В то же время в зависимости от целого может меняться и значение его элементов для восприятия. Прежде всего эта зависимость состоит в том, что элементы либо объединяются либо расчленяются в пределах общего восприятия, что ведет либо к подравниванию, либо к контрасту (при подравнивании части фигуры объединены и в отдельности не воспринимаются, а при контрасте есть расчленение и противопоставление).
При этом характер нашего восприятия и связанные с этим иллюзии зависят от субъективного фактора - нашей установки на определенное содержание восприятия. Установка есть внутренняя подготовленность к известным впечатлениям. Это очень важно. Только при надлежащей установке все содержание восприятия с нужной полнотой доходит до сознания. Все, что не соответствует этой установке, либо извращается либо выпадает из понимания. Т.е. человек, ожидавший увидеть прямолинейную фигуру, и видит ее, даже если вместо нее показали бы похожую, кривую, недорисованную. Но его восприятие, поскольку оно определено установкой, исправляет эти недочеты фигуры, и нужны некоторые особые условия (значительность величины несовпадения, большая длительность рассматривания), чтобы были замечены ее реальные свойства. Например, если читаешь и ожидаешь увидеть верно напечатанное слово, то не замечаешь опечаток.
Оформляющая сила нашего восприятия.
То, что мы видим, зависит от смысла, какой мы придаем видимым предметам.
На рисунке (фигура Бенусси) расстояние ch будет казаться нам различным в зависимости от того, с какими другими точками мы будем его мысленно связывать:
Направление нашего внимания.
Многие иллюзии могут изменяться и ослабевать при соответствующем направлении внимания. На рисунке (фигура Шумана) правый квадрат кажется выше левого:
При обычном рассмотрении наше внимание привлекают вертикальные стороны. Но если мы сосредоточим внимание на горизонтальных линиях и будем особенно пристально в них всматриваться, иллюзия исчезнет. Предмет или часть предмета, на которую мы направляем внимание, кажется больше - в данном случае горизонтальная линия, и иллюзии переоценки вертикали нет.
Если какие-либо линии особо привлекают внимание, мы будем переоценивать направление, в котором они идут.
Но не все иллюзии одинаково легко исчезают после упражнения, направленного на то, чтобы от них избавиться. В некоторых случаях если и можно добиться исчезновения, то оно оказывается недостаточно прочным. Так, например, если долго упражняться в рассматривании
иллюзии Цельнера, то к концу второй недели она может исчезнуть, но если перевернуть рисунок, иллюзия возродится. Дело в том, что эта иллюзия имеет большую принудительную силу. И мы имеем возможность придать такую силу иллюзиям, создать нужную установку, направить внимание куда требуется.
Отсюда вытекает простое правило. Если мы хотим сохранить действенность иллюзии, то, обеспечив единство восприятия, мы должны стараться выделить для внимания те части, которые порождают иллюзию. Наоборот, если внимание отвлечется от вызывающих иллюзию дополнительных элементов, иллюзия ослабевает.
В частности, возьмем
иллюзию Мюллер-Ляйера. Если выделить углы, обусловливающие переоценку, то иллюзия будет сильнее, чем если мы подчеркнем концы сравниваемых расстояний (фигура Ауэрбаха):
В случае, когда углы обозначены точками или утолщением линий, облегчается изолированное выделение расстояний, обособление из целой фигуры, что уменьшает иллюзию.
На следующем рисунке сторона AC в большом треугольнике кажется больше, чем ac в маленьком:
Если эти стороны выделить, подчеркнуть, то иллюзия уменьшается или даже заменяется противоположной, т.к. сторона выделяется и не уподобляется свойствам целой фигуры:
То же самое происходило и
здесь:
Классификация фигур по принципу привлечения внимания и содействия объединяющему или расчленяющему восприятию.
С этой точки зрения фигуры классифицируются на однородные и неоднородные. У первых все части подобны целому (в прямой линии любая ее часть будет обладать свойствами прямой линии). Наоборот, в неоднородной фигуре части не содержат в себе особенностей целого (части круга не имеют той замкнутости, которая присуща целому кругу).
Фигуры бывают имеющие центры и не имеющие их. Первые должны благоприятствовать объединяющему восприятию и подравниванию (если есть центр, он привлекает внимание и выделяется).
При этом играет роль и качество фигуры: ее остроугольность или тупоугольность, прямолинейность или криволинейность и т.п. Индивидуальность фигуры - треугольник, прямоугольник, круг - также должна приниматься в расчет.
В зависимости от особенностей фигуры мы по-разному оцениваем и величину площади.
Трудно представить себе, что площадь фигур на рисунке примерно одинакова:
Треугольник кажется больше всех фигур, квадратный ромб больше просто квадрата и т.д. Почему так? Возможная трактовка для треугольника такова: он по преимуществу - остроугольная фигура и привлекает больше внимания, чем другие, а предмет, вызывающий к себе внимание, кажется больше.
Фигуры с замкнутым контуром кажутся меньше, чем фигуры с незамкнутым.
Незамкнутый полукруг кажется большего радиуса, чем замкнутый. Общий характер фигуры - ограниченность, замкнутость одной и неограниченность другой - переносится на все элементы фигуры:
Средний "пустой" квадрат, ограниченный лишь вертикальными линиями, кажется выше и уже, чем два боковых квадрата с незамкнутыми с боков сторонами:
Как можно подчеркнуть определенные стороны в фигуре?
1. С помощью контраста с окружением.
2. Абсолютная и относительная величина - все выдающееся по величине привлекает внимание.
3. Все образующее центр - пункт совпадения линий, кульминационная точка и т.п., привлекает внимание.
4. Различия по цвету. Чем больше разница по цвету между вызывающими иллюзию элементами и фоном, тем сильнее иллюзия. Для некоторых иллюзий происходит ее усиление для светлой фигуры на темном фоне, чем наоборот (темная фигура на светлом фоне).
Каковы условия для объединяющего восприятия фигуры?
1. Всякое ярко выраженное единство формы, нецентрированность, одноцветность и т.п.
2. Симметричность.
3. Простота и характерность фигуры (треугольник, прямоугольник, круг).
Применение к одежде
Создание определенной установки у зрителя является одной из существенных задач при создании и оформлении одежды, причем обычно имеет место и более сложная установка, направленная на определенный выразительный смысл. Так очень хорошо известна установка на определенный возраст. Женщина, одевающаяся под девочку, или молодящийся мужчина предполагают, что определяя известными чертами установку, можно рассчитывать на то, что некоторые другие свойства их внешности, не совпадающие с понятием молодости, подравниваются и будут незаметны.
Как показали опыты, подравнивание идет только до определенного предела объективных различий между подравниваемыми элементами, а затем сразу наступает контраст. В случае внезапного исчезновения подравнивания человек может показаться еще более старым, чем если бы он не пользовался отвлекающими от его возраста средствами.
Это все применимо к любой установке: на высоту, полноту, грациозность, импозантность. Во всех этих случаях выделяют для внимания то свойство, которое хотели бы увеличить: для придания высоты - вертикальные расстояния, для ширины - горизонтальные и т.д., и всячески скрывают им противоречащее.
Относительно восприятия отдельных фигур - треугольника, круга, овала и т.п. - следует отметить, что остроугольная фигура, как показано выше, больше привлекает внимание, чем другие. Поэтому при полной и недостаточно хорошей фигуре, нужно избегать остроугольных очертаний, равно как и прямых линий, создающий четкий силуэт.
Человеческая фигура построена по законам анатомии, а не геометрии, несмотря на это, человек в одежде может приближаться к той или иной простой геометрической форме - прямоугольнику, кругу, овалу, треугольнику, перевернутому треугольнику и т.д.
На основании вышеизложенного легко сделать вывод, что раз треугольник вершиной вверх увеличивает видимую площадь, то такой формы платье не следует применять на фигуре с крупным верхом. С другой стороны, не стоит ждать утешительных результатов, если нарядить в перевернутый треугольник человека с очень широкими бедрами.
В заключение этого поста хочу отдельно оформить некоторые мои личные выводы:
1. Поскольку субъективная установка играет важную роль в восприятии, то очень важно произвести правильное первое впечатление. Тогда в будущем вас будут воспринимать правильно, даже если есть "неровности". Ни у кого нет шанса произвести первое впечатление дважды. Это касается и внешнего вида, и прочего ума-шарма-обаяния.
2. Надо заботиться о едином образе, а не отдельно о ширине бедер или легкой неровности носа. Если бросить все силы на "борьбу" с отдельными особенностями фигуры, можно проиграть гораздо больше, не придав должного внимания, скажем, маникюру или прическе, т.к. это случайно может оказаться привлекающим внимание элементом, что рассыпет наиграмотнейше выстроенную иллюзию.
3. Можно потренироваться, попробовать себя вписать в различные геометрические фигуры, чтобы адекватно оценить подходящие силуэты, зная свои особенности фигуры и помня про различное восприятие площади фигуры.
На сегодня все, будут вопросы - с удовольствием пообщаюсь в комментариях :)
P.S. продолжение
здесь Предыдущий материал:
часть1 часть2 часть3 часть4 часть5 часть6 часть7