Голод на Кубани: 1932-1933 гг. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции №1

Nov 28, 2018 15:17



Голод на Кубани: 1932-1933 гг. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ «Кубанский казачий хор». Часть 1-я.

Пояснительная записка к материалам по теме «Голод на Кубани: 1932-1933 г.»

Данная выборка - это лишь часть материалов по данной теме, хранящихся в архиве Научно-исследовательского центра традиционной культуры. Формирование базы данных по голоду началось в 1975 году и продолжается в настоящее время в ходе комплексных исторических и фольклорно-этнографических полевых исследований, проводимых Кубанской фольклорно-этнографической экспедицией НИЦ ТК.

В процессе исследований использовался метод интервью, беседы, которые документировались и фиксировались с помощью магнитофонов, диктофонов и, реже, видеокамеры. Оригиналы на аудио- и видеоносителях зарегистрированы и хранятся в архиве НИЦ ТК. (Многие из них, к сожалению, из-за недолговечности носителей, отсутствия необходимых условий и средств хранения, техники для оцифровки, находятся в угрожающем состоянии и могут быть безвозвратно утрачены).

По содержанию, в большинстве своём, изложенные материалы - это воспоминания жителей Кубани - очевидцев и участников трагических событий 1932 - 1933 гг. Т.е. предлагаемые материалы представляют собой не научную или политическую интерпретацию, а своеобразный исторический документ (свидетельства очевидцев).

При выборке и подготовке материалов к печати вмешательство в содержание интервью со стороны научных сотрудников, занимавшихся этим, было минимальным и на содержание, объективность информации не влияло. Тем не менее, следует иметь в виду, что в одних случаях использовался метод «полной / дословной расшифровки» (с сохранением диалектной речи), а в других - «метод пересказа и обобщения».

Географически материал охватывает Краснодарский и Ставропольский края, территории Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики, тех населённых пунктов, которые ранее относились к Кубанскому казачьему войску и входили в состав Кубанской области.

В этническом, конфессиональном, сословном отношении материалы дают представление о состоянии и положении во время голода восточнославянского, православного населения: русских, украинцев, белорусов, кубанских казаков, казаков и иногородних.

В интервью имеются косвенные свидетельства о положении дел в этот период в Закавказье и в северо-кавказских (исламских) обществах.

В материалах представлены свидетельства, относящиеся как к бывшим черноморским станицам (основывавшимися украинцами), так и к линейным (заселявшимися русскими), а также с изначально смешанным в этническом плане населением (Закубанье, ряд населённых пунктов Ставрополья, КЧР).

Следует также иметь в виду, что в процессе и после образования ККВ, этническое самосознание и этническая идентификация казачества (русских и украинцев) претерпели существенные изменения, в т.ч. в черноморских («украинских») станицах в основном была утрачена жёсткая этническая идентификация себя с украинцами.

Каждый, кто ознакомится с этими материалами, увидит очевидное:

1. «Искусственный», спровоцированный характер голода 1932 - 1933 гг. и его связь с политикой депортации, коллективизации, с созданием коммун, колхозов.

2. Ужасающие масштабы и последствия голода для восточнославянского православного населения Кубани (юга России), как для «украинцев», так и для «русских», как для казаков (в основном), так и для неказачьего населения.

Голод в значительно меньшей степени коснулся, или вообще не затронул, Закавказье (Грузия, Азербайджан, Армения) и коренные северокавказские народы.

В целом же этнический подход, голод, как инструмент этнического геноцида, маловероятен. Каток голода прокатился через все «житницы» России, независимо от этнического состава населения этих территорий.

Об этом красноречиво свидетельствуют и события на Кубани.

Вне зависимости от исходного этнического состава населения, на юге и севере, западе и востоке края проводилась одна и та же по форме и содержанию репрессивная политика. Абсолютно одинаковыми были и её последствия.

С меньшими потерями перенесли голод те станицы и хутора (бывшие «линейные» и «черноморские»), которые соседствовали с этническими территориями северокавказских народов, были расположены в предгорных, лесных районах, вблизи лиманов и вдали, (в «глуши») от административных центров.

Осмысление этого вопроса «неожиданно» актуальным оказалось только в начале XXI в.

16 мая 2009 г. Научно-исследовательский центр традиционной культуры при участии Кубанского казачьего войска и при поддержке Законодательного собрания Краснодарского края планирует проведение научно-практической конференции по данной теме.

В подготовке материалов принимали участие научные сотрудники НИЦ ТК: Т.А. Бондаренко, В.В. Воронин, И.Ю. Васильев, А.И. Зудин, И.А. Кузнецова, М.А. Лященко, О.В. Матвеев, С.Н. Рыбко, Э.Г. Шевченко.

Директор НИЦ ТК  Н.И. Бондарь



АК 2840. пос. Пашковский.
Инф.: Евтушенко Вера Григорьевна (1910 г.р.), казачка; во время голода жила на хуторе Городском.
В [19]33 г. был сильный голод, умерло много людей. Люди рвали рогоз, сушили его, мололи и пекли пляцыкы. Это такие маленькие пышечки. Хутор Городской и адыгейские аулы не очень пострадали от голода. Собирали колоски. Во время голода помогали адыгейцы. У них занимали кукурузу.

Абинский р-он

КФЭЭ-2000.
АК 2185. Станица Мингрельская.
Инф.: Дамницкий Сергей Емельянович (1917 г.р.)
«Тоди було пэрэд 33м годом, 32-й, ото возы йидуть, гарба йидэ и красный флаг, на флагу, - «дайте на красный обоз». Хто видро там…, у кого есть. Ну, люды шо-нибудь давалы. Вобще сама природа подсказала, шо будэ голод, хто закопав зерно… А если напышуть [люди], та найдуть у тэбэ закопанэ, то… […]. Сыдю, на мэлнычку мылю, кукурузу, шоб кашу маты зварыла, придсидатель Совета линейкой заижжа: « Ну вот, казачка, шо мэлыш?», - на матерь. - «Та мылю, дитэй кормыть».  «А, хай дохнуть казачата»,  - кажэ. «Хай дохнуть твои казачата […], давай топор». Топор маты дала, вин поколов на отаки кускы [мельничку]. «Кормы тэпэр своих казачат». Хамство, я б сказал, если б щас быть на войни, пэрвого я б убыв як собаку [председателя]».
Тоди козакив ны ставылы ни бригадирами, тика «городовикив». Кое-хто зымли и ны чув, и ны бачив, бригадирамы поставылы […].
Умыралы [от голоду] вэсной. Отут двое лыжалы. И вызты ж никому, и яму копать, и гробив ни с чого робыть, досок [нет], так замотають у кой-шо, на кладбыще отвызлы […]. Пэрынысла станыця…
А там за Кубанью особенно, там ото Красноармейска станыця […], там же шо, забунтувалы козакы […]. Ну дак еи окружилы потом. […]. Каганович потребовал войска там, русськи войска, солдат, и прыказав стрылять. А оны ны стриляють, солдаты. Солдат всих отвылы, а «нацмэнив», казахстанскую дивизию [привели]. Так воны там далы пэрэпалу, так вона и стала Красноармейска […].

КФЭЭ-2000.
АК 2186. Станица Мингрельская.
Инф.: Бирюк Иван Артемович (1918 г.р.), казак.
[…] Скажу прямо, просто ограбылы народ, забралы продукцию всю. В 33-м году ще батько живый був, мама жива была, и нас три брата и систрёнка. Оцэ нас семья осталась. Дедушка з намы жив, а потом низзя було. Такый закон був, шо низзя вмисти було жить. Дедушка пишов на квартиру, бо дом  у нас забралы. Мы построилы, уже з батьком, кой-яку там завалюшку, у нас пустый план там був. И посадылы мы там […] кукурузы багатэнько [за хутором]. Кукуруза уродыла хороша […]; забралы у нас до чиста всэ. Спициальна була комиссия така. Прыходять до тэбэ домой с жилизнымы ципкамы, гостри, заточени. […] По двору прощупають. Ны закопав нигдэ? Провирять и у синови, и на потолках, всэ провирять. Дэ шо найшлы - забралы. Вот кукуруза, як узналы шо в нас есть, план со двора: сигодня  -  сто килограмм, завтра сто пидисят, а послезавтра - триста. И так каждый дэнь новое. И пока полностью забралы. Потом прышлы и корову забралы, и всё […]. Така установка була [чтоб люди умирали], потому-шо там, за Кубанью, там раньше произвылы. Там двацать восьмого уже голодовка началась, у нас в 33-м полностью була голодовка, потому шо вэсь народ из-за Кубани хлынув сюда, тут ище був кой-как хлеб, то квасоля там, то горох у людэй пооставался. И тым люды пэрыживалы [выживали]. А ти виттиля вжэ люды як хлынулы, уже пухли, полуголодни. А потом ужэ тут яки дэ прыстроилысь, моглы спастысь. А большинство погибли по дорогах, а то так, дэ канава, по куветах […].
[Где хоронили?]
- Дэ кого прыйдэця, [в огородах хоронили]. Отут глыныща булы, тут на глыныцях прямо позакопувалы людэй та и всэ. [Памятника нет?] - Нет, кто там, як его уже пэрэпахалы двацать раз там.
[Были такие случаи, что люди людей ели?]
- У нас я ны могу сказать, а ти шо прыходылы з-за Кубани рассказувалы, булы случаи. […] Я в трыцать пятом году йиздыв туды на заробитки, за Кубань, хлиба посиялы, а убирать никому, народа ны було. Тоди з России понавозылы булы сюды багато людэй. Тоже обманулы, кажуть, отам [на Кубани] булкы на деревьях растуть, йижайте. Россия ж тоже голудувала, так як и мы на Кубани. Они попрыижалы, а где, говорят, на каком дереве? […].
[Это приехали вместо тех, кто поумирал?]
- Поумырав, повысылалы, дома пусти стоялы. Ныхвата [еды] в своий симьи, а прышло пухлэ, ну, як ты йёму ны дасы, […].
В 34-м уже було шо йисты, хоть ны так сытно […]. Багато даже. Када дождалы хлиба, и после того помыралы: в апетит наився и всё, организм слабый [и человек умирал]. Дождав хлиба и помырав […].
[…В голод ели рогоз], оно такэ длиннэ ростэ, а в сирёдки структура мучна, и ото йёго сушуть, вытряхують из йёго и пыклы пышкы […]. Прямо зразу на плыту. Тут уже пощитать, постикэ пырыпадэ, чи по половинки, чи по цилий. А потом там есть однэ растение, тоже у речки ростэ, коришочки таки як оришкы, мохнаткы йих называлы.  И ото их навытягають, намыють и на жилезку, жарять и йидять. Ракушкы, я як бы ны ракушкы, я б здох бы, а ракушкы мэнэ спаслы […].
Мэнэ исключилы ис школы, - кулацкый сынок, за родителя […] [Забрали отца из-за крепкого хозяйства].

Апшеронский р-н

КФЭЭ-2003.
АК 2874. Станица Тверская.
Инф.: Олейникова Вера Ивановна (1927 г.р.)
В 33 году был голод. Голод был потому, что власть хотела расправиться с кулаками и теми, кто не хотел идти в колхоз. Всё с амбаров повыгребли, повымели. Нигде ничё не осталось. Многие люди поумирали. Вся наша семья в голод выжила. У нас прямо чёрное тело было, синее. Голодные ж были. Выкапывали какие-то корни, наподобие чеснока и толкли его. Потом варили. Пекли пышки. Один раз удалось поесть мёду. Отец умер от болезни сердца.  Люди шли по улице, падали и умирали. Некому было хоронить.

Брюховецкий р-он

КФЭЭ-2002.
АК 2597. Станица Переяславская.
Инф.: Петух Вера Сергеевна (1921 г.р.).
Информатор сообщаает: «Полную подводу вывезли у нас с амбара в 1933 г. У нас полный амбар был. Зерно, картофель забирали, говорили: «Так надо!». Коров не брали, «брали только готовое, а у богатых даже одежду. Забирали «комсоды». Себе брали.
В 1933 г., в голод ели горох, тот что смогли припрятать в доме. Горох пропускали через мясорубку. Ели отруби с мусором. Прятать продукты было нельзя, а если украдёт кто-нибудь хлеб, и его выдадут, то забирали этих людей [арестовывали]».
«Если бы люди не предавали друг друга, то больше бы людей выжило».
В 1933 г. Вере Сергеевне было 12 лет. Ей пришлось бросить школу, (папа её умер, хлеб забрали, у мамы не было от голода сил чтобы ходить на работу в табаководческую бригаду. За эту работу давали немного муки. «У сестры моей было кольцо, так она выменяла на его трохи пшеницы». «В 33-м году не хватило нам рассады табаку. Голодные, мы поехали за ней в станицу Батуринскую. Там шелковицу нашли, ели. В Батуринской вообще пустынно было, люди вымерли. В Переясловской тоже много умерло от голода. Умерших хоронили в саду дома. Если крест на могиле ставили, крест ломали активисты. Поэтому не все ставили кресты».
«Были хаты, где люди людей ели. И детей зазывали погреться, но с тех хат уже не выходили…»

КФЭЭ-2002.
АК 2598. Станица Переяславская.
Инф.: Петух Вера Сергеевна (1921 г.р.)
В.С. вспоминает: «В голодный 1933 год купили родители по случаю Пасхи 10 яиц за 10 рублей. Кинули в самовар - сварили. Каждый съел. Пришёл брат. «Христос Воскрес!», - говорит. И ему яичко дали. Тогда люди щавель ели… Косилки, грабли, плуги отобрали, что у кого было.»

КФЭЭ-2002.
АК 2609. Станица Переясловская.
Инф.: Коряк Раиса Ивановна (1932 г.р.)
У белорусов такие же порядки. Тоже верующий народ. Вместе гуляли.
У некоторых людей нечего было есть. На речку ходили, рыбку ловили. Этим спасалися. Второй мой муж рассказывал: «На котлован у реки приходили издалека старики. С нами ловили рыбку эту. И кушали с нами. И с детьми шли откуда-то». Люди по улицам лежали мёртвые. Некому хоронить. Всё у людей забрали, все продукты: пшеницу, лук и укроп. Овощи и фрукты, всё сушенное забирали. «И оставались люди ни причём. Вот и голод был». Был приказ закрыть магазины. На Украине в 1932 году, а у нас - в 1933.

КФЭЭ-2002.
АК 2610. Станица Переясловская.
Инф.: Рожок Евдокия Иосифовна (1920 г.р.)
Голод был в 1933 г. Мне было тринадцать лет. Я ходила в пятый класс. «А голод! Исть-то как хочется». Чтобы выжить надо было получать паёк. Поэтому я пошла работать в колхоз вместе со старшей сестрой. В бригаде ловили рыбу. Этим и выживали. Голод был потому, что «кулаки» восставали. Их за это высылали. По улицам ходили «комсодовцы». Они у всех всё забирали. Искали всё: и пшеницу, и фасоль. Голод был устроен специально. Зачем - я не знаю.

КФЭЭ-2002.
АК 2703. Хутор Полтавский.
Инф.: Пасенко Пелагея Ивановна (1921 г.р.)
«Голод пережили очень трудно». У нас была яма, укрытая камышом. В яме хранилась картошка. «Комсод ходыв - усэ забрав. Последнюю мукичку, что осталась. Маты молыла: «Оставьте хоть кусочек хлеба. Забралы вэсь хлиб. Ничёго ны оставылы». Но оставили корову. Прикопанную картошку не нашли. Прокормились на молоке и сыре. В поле собирали пшеничные колоски. «По дэсять жмэнёк у карман!». Зёрна прокручивали на мясорубке и пекли липэныкы. По две-три штуки.

Выселковский р-он

КФЭЭ-1992.
АК 244. Станица Березанская.
Инф.: Бондаренко Михаил Савельевич (1915 г.р.); Фесенко Иван Сергеевич (1910 г.р.)
Информатор сообщает: «В голод багато людэй помэрло». У колхозников забирали всё подчистую. Актив забирал «Это 5-6 человек, свои, из станицы, ходили по дворам с крюками железными. Искали, что закопано из продуктов.
Голод сделали. Ничего не найдут, идут в другие дворы. Люди по степям ходили, в мышиных норках кукурузу искали.
А если колосок пшеницы на поле вырвал и кто-нибудь об этом доносил, 10 лет тюрьмы давали.
Умерших от голода людей хоронили в общей яме.

КФЭЭ-1992.
АК 247. Станица Березанская.
Инф.: Вивчарь Ефросиния Васильевна (1911 г.р.)
В 33 - особенно разгар голода был. Общие ямы копали для захоронения. Туда кидали полуживых людей. Умерло очень много. «У моей свыкрухы пацан пишов до сусидкы, а она ёго взяла да заризала. Голову отризала… Она умэрла. Дитэй було двое у нэи. Диты умэрлы, и она умэрла». Было люди и собак ели. Люди больше ежиками спасалися. Отваривали. Ели камыш, лободу / лебеду, заячью лапку.

КФЭЭ-1992.
АК 250. Станица Березанская.
Инф.: Бойко Акулина Мифодьевна (1916 г.р.), казачка.
Акулина Мифодьевна рассказывает о том, что в 1933 году еду абсолютно нигде не возможно было достать, и люди доходили до людоедства. Ловили маленьких детей. Её сестру поймали в то время, когда она шла в садик, и зарезали. Был в станице случай когда мать съела свою дочку.
Называли это время, события «саботаж», но саботажа не было.
В 1933 году умерших хоронили за станицей в общей могиле, потом там было устроено кладбище, которое до этого находилось в станице. Людей свозили и полуживых. Акулина Мифодьевна похоронила двух сестер и мать.
Когда «началысь колхозы» стали давать макуху. Рожать детей стали только в 1935, 1936 году. В эти годы уже стали понемногу выдавать хлеб.

ПМ КФЭЭ-1992.
АК 267. Станица Березанская.
Инф.: Прокопец Анна Васильевна (1910 г.р.)
Информатор рассказывает: «В 1933 году по дворам ходили группы - активисты - мужчины и женщины. Спрашивали у всех: «Есть у вас яма? Что заховано в яме?»
Ходят по двору с крючками. В соломе, сене ширяют, шукают…
Отец и мать нам, детям, говорили: «Кто придёт, в хату не пускать!»
Картошка у нас была, забрали, огурцы, семена… И собак ели в голод, и люди умирали. Мыши выручали нас. «Шукалы мы по полю норкы. Находым, копаем там. А там кукуруза. «Спасиба мышам!»
По дворам приезжали с «тарой» [повозкой]. Говорят, если кто присмерти, ложите его в «тару», всё равно по дороге умрёт. В общую яму умерших кидали, не хоронили отдельно».

КФЭЭ-2007.
АК 3802. Станица Бузиновская.
Инф.: Бутова Вера Гавриловна (1924 г.р.)
- Вы голод помните в 1933 г.?
- А чё ж не помню, я пухлая была. Тут такое было. А брат работал трактористом и получал на неделю три булки хлеба. И ото он булку хлиба пырырижэ напополам и прынэсэ, и батьки приказуе: «Смотри! Если хоть одну крошку одрижешь и куда она денется, я тебя убью». Як я кричала тогда: «Ой, мама, мама!». А вона: «Ой, дочечка, когда ж ты ослобоныш мэнэ». [Работающим в колхозе] давали на трудодни зерна: кому пять, кому шесть, кому десять килограмм, смотря у кого какая семья. Рогоз ели. Нарвем его и с солью едим. Молочай ели.
- Вообще людей много померло в станице?
- Конечно багато. У меня мать в голодовку умерла. А отец через год, в тридцать четвертом.
- А что за причина, неурожая ведь не было?
- Это уже в тридцать четвертом хороший был урожай.
- А комиссии по домом не ходили, хлеб не отбирали?
- Цэ я ны помню.

КФЭЭ-2007.
АК 3859. Станица Новобейсугская.
Инф.: Калугин Николай Иванович (1946 г. р.), казак.
- Мне деды рассказывали, что станица не поддержала ни красных, ни белых. Вот поэтому и тридцать третий год сделали.
- Ведь неурожая не было?
- Неурожай здесь ни при чем. Говорят, что станица была окружена войсками НКВД. Никого не выпускали, только впускали. Ходили по домам люди с красными повязками. Если у кого на печке варилась какая-нибудь баланда, ее просто выливали на землю. Есть нельзя было ни в коем случае. А урожай был.
- Говорят, бурьяном дороги позарастали?
- Да, всё позаросло. Мне один дедушка говорил. Вот идешь по станице. Смотришь, в бурьянах тропинка есть - значит там еще живые люди есть. Если тропинки нет - то уже всё, все умерли. Хоронили без гробов. Даже были такие случаи, что еще чуть живых людей бросали в общую могилу.
- А случаи людоедства были?
- Я слышал, что были.
- «Комсодовцы» были свои станичные или пришлые?
- Свои.
- А из казаков или из мужиков?
- И те, и другие были. Здесь неподалеку жил дедушка Бабенко, он месяца два как уехал. Он мальчонкой был в то время. И он говорил, что и те, и те были. У нас когда-то парторгом был Николай Савельевич Котов. Он потом депутатом Госдумы был от края. Он говорил, что хорошо сохранился в Выселках наш станичный архив. И по документам в станице за один год погибли более 12 тысяч человек.

Горячеключевской р-он

КФЭЭ-1992.
АК 392. Станица Имеретинская.
Инф.: Ищенко Кузьма Данилович (1900 г.р.), иногородний.
Кузьма Данилович во время революции «работал в чека». В 20-30 годы жил в станице. При образовании коммуны в неё вступил. «Станица на нас смотрела в волчьем настроении. Мы пошли, заняли самые хорошие места. Грек был, он большую плантацию имел, мы поселились, а потом начали подстраивать…»
Вопр. - В голод людей умерло много?
[Речь идет о коммунарах]
- Я б сказал, что не много. Коммуне давали продукты. Всё же и хлеб был, но понемногу давали. Так оно ничево. У нас там пасека была, овцеводство мы развели, до 37 голов дойных коров было. Так что голод у нас не ощущался.

КФЭЭ-1992.
АК 312. Станица Мартанская.
Инф.: Карпенко Михаил Тимофеевич.
Информатор сообщает: «В 1933 г. был в станице голод. По дворам ходили комсомольские команды, состоящие из [местных] жителей, иногородних, и с ними участковый милиционер. Подвода подъезжала, обыскивали дома, потолки. Найдут продукты, говорят, несмотря на то, что у тебя 5-7 детей: «Тебе сумочки этой хватит?». Будешь возражать, заберут и тебя, как многих людей, неугодных властям. Ночами людей забирали, а вечерами комсомольские команды дворы обыскивали.»

КФЭЭ-1992.
АК 326. Станица Мартанская.
Инф.: Голуб Анна Ивановна (1919 г.р.), казачка; Карпенко Анастасия Сидоровна (1915 г.р.), казачка; Матющенко Антонина Сидоровна (1926 г.р.), казачка.
В 30-е годы много людей померло. У кого коровка, хозяйство, те выдержали.
Валялись люди то там, то там, страшное дело.
- [Почему голод был?]
- Потому, что забрали всё, чи партейцы. Власть советская наступила. У них ума ещё не было хозяйничать, они неграмотные были. В 1933-ем всё забирали, у нас нечего было забирать. Люди кукурузу, пшеницу в стенку [прятали], замызывали [глиной] шоб не нашли. Но, они разбивали стенку и всё у людей забирали. Всё государству отдавали, нам ничего не оставляли. У кого коровка была, те выживали.

КФЭЭ-1992.
АК 327. Станица Мартанская.
Инф.: Попова Людмила Алексеевна (1943 г.р.); Гавриленко Вера Наумовна (1921 г.р.), казачка; Бутова Татьяна Касьяновна (1914 г.р.), казачка.
Наши родители приехали с России, они русские. Потом казаки были, много было казаков.
Голод был в 1921 г. тогда «красные», «зелёные», «белые» были. И в 1933-ем забрали всё у людей и был голод. Мне было 12 лет. Забрали и корову, и кукурузу, даже груши забрали и батька посадили.
- [А кто забрал?]
- Коммунисты
- [Чем питались?]
- Соль, да крапива. Варили, пекли её.
- Нас трое было. Старшая сестра умерла. Мамка ходит то живучки нарвёт, то снытки, бурьяну разного, ото посолим и едим. Живучку прижмут, зажмут. А у кого [что] было, видят, шо мы голодаем, так они ночью принисут нам хочь такой [маленький] горшочек кукурузы, [так мы её] даже драчку сдерём. Хочь супчику сварым, жывучка и крупичкы трошкы.
- Груши у нас были сухие, квасоля - всё забрали. А из-за чего забрали: батько шёл с работы, на подводах везут кукурузу, у людей же забирали, упало с подводы 3 кочана, он узял на руку и идёт. А З., тут был, пошёл, заявил. [Отцу] 10 лет тюрьмы дали.
- Сестра умерла прямо в яслях. Им привезли семечки питаться, они со шкорками поели. Колосов Коля и наша Рая там и кончились.

Гулькевический р-н

КФЭЭ-2002.
АК 2589. Хутор Кравченский.
Инф.: Зенина Ефросинья Дмитриевна (из станицы Темижбекской).
«В 1933 году вредительство было. Людей поморили». Спасаясь от голода, отец копал корни «мышиной кукурузы», молол их. Из муки делали баланду и ели. Но «советские представители» приходили и выливали баланду, если её не успевали съесть. Людей специально морили голодом. Это делалось, чтоб станица вымерла от голода. В станице умерли почти все. Остались только те, кто бежал в Грузию. Или кто работал с советской властью. А остальные умерли. Забирали всё у всех. И у казаков, и у иногородних. Если находили что-то спрятанное во дворе или в доме, хозяев арестовывали.  Из станицы не выпускали. Мы еле успели уехать в Грузию. Отцу помог бежать кум. Он пропустил нашу семью через переезд.

Динской р-он

Архив НИЦ ТК.
Станица Динская.
Рукопись. Воспоминания Шрам Пелагеи Григорьевны (1921 г.р.), казачка.
П.Г. рассказывает «Двух сестер выслали, папу расстреляли, нас оставили. Было страшное время. Даже днём страшно было по улице ходить. Люди умирали целыми семьями. Ездили «санитары», грабители. Ломали двери, мёртвых голых бросали друг на дружку и увозили в общие ямы, бросали их как чурки, а сундуки опустошали. Вот тогда сколько было умерших без погребения. Убивали людей и люди людей ели. Продавали на базаре холодец. Милиционер проверял этот холодец и находил в нём детские пальчики. Расстреливали этих людей.
Нас Господь спас. Незадолго до своей смерти папа наш познакомился с одним станционным работником по фамилии Шабельник Пётр [Он взял П.Г., которой было тогда 11 лет, к себе пасти корову. После окончания занятий, на летних каникулах, она ходила пасти корову с утра и до 9-10 вечера. Ещё она нянчила его внука Юру. За это они кормили П.Г. и домой каждый вечер давали кувшин кислого молока, а соседка, монахиня давала ей большую жестяную банку очистков от картошки и говорила: «Пусть мама их промоет и сварит».]
П.Г.: «Меня дома встречала сестра Анастасия, она ходить не могла [опухла], а ползала на четвереньках. Она сядет, а на другую скамейку положит ноги, а под коленко поставит ведро, с ноги набегало полное ведро жидкости. И вот меня Анастасия встречает, а я несу кувшин кислого молока, хлеба и эту банку с очистками. И когда высыпем эти очистки, а там и целый картофель, штуки три яичка, кусочек мяса сырого и хлебца кусочки. Тут сестра и мама плачут от радости, сварят, на день хватает. На второй день опять я несу кислое молоко и опять очистки. К осени сестра окрепла, а после голодного года какой был изобильный урожай, на деревьях ветки ломились, в огородах росли грибы, всё росло необыкновенного размера».

Кавказский р-н

КФЭЭ-1999.
АК 1816. СтаницаДмитриевская.
Инф.: Синюкова Н. В. (1910 г.р.); Рыбакина М. И. (1908 г.р.); Кудрова М.В. (1918 г.р.)
- С тридцатого года начались колхозы. А в тридцать третьем такой «саботаж» был! Сохрани Бог! Видно, Сталин считал, что лишних людей много. Искусственный голод делали. Его, голода, не было. Всё было: картошка, коровы… Всё забрали. Даже если буханка хлеба оставалась, и ту забирали. А люди умирали. К чеченам ездили за кукурузой. Если кто привез с собой муки, тут же приходит «комсод» и забирает.
- А в «комсоде»  свои же станичники состояли?
- Да, свои. Начальники назначали. Дураки ходили, умный бы не пошел. Дураков только заставляли. У нас Филя, да Сема, бабы - все дураки. Подохли все уже.

Калининский р-н

КФЭЭ-2000.
АК 2151. Хутор Греки.
Инф.: Лапин В.В. (1924 г.р.)
В голод ходили активисты и у всех отбирали все продукты. Активисты были местные. От голода умирали люди. У Зайцевых померли сын и дочка. Умерли многие.

КФЭЭ - 2000.
АК 2153. Хутор Гречаная Балка.
Инф.: Сидоренко С.В. (1920 г.р.)
В 1933 году был голод. «Голод хороший был туточки». Ходили по дворам и всё забирали. Спрашивают про ячмень, пшеницу. На подводу и забирают. Приходили через каждые две недели. К концу 1932 г. отобрали даже горох, арбузные и тыквенные семечки. Забрали даже сумочку с сушенными овощами. Поэтому весной 1933 г. нечем было сеять и нечего было есть. Немного было только у колхоза, у людей - ничего. Приехала комиссия и приказала забить много скота, особенно лошадей. Якобы они были больные. Поэтому весной 1933 года колхозной бригаде было не на чем и нечем сеять. Некоторые люди успели вывести в степь продовольствие и спрятать его там. Во дворах прятать было бесполезно. Всё находили. Весной 1933 г. года люди были больные, пухлые. Многие умерли. Голод устроили, чтобы уничтожить кулаков. Продукты отбирали по приказу приезжего начальства местные комсомольцы. Активисты. Среди актива тоже было много приезжих. К 1933 г. во дворах совершенно не было кур.

КФЭЭ-2000.
АК 2151. Хутор Могукоровский.
Инф.: Воропаев А.М. (1927 г.р.); Кузьминская К.И. (1922 г.р.)
На хуторе Могукоровском не было голода, потому что не ходили «комсодовцы».
К.И.: Мама рассказывала, что всё забирали. У нас забрали скотину. Голод был от бедности и безденежья. Рыли корни камыша  (чакана, куги) и их ели. Мололи и варили кашицу. Пищу выменивали на одежду. На хуторе люди с голоду не умирали. Умирали в Калининской. Там ели табак. На хуторе некоторые люди могли доить коров и собирать в полях кукурузу. «Комсодовцы» не ходили и продукты не забирали.

Каневской р-он

КФЭЭ-2001.
АК 2364. Станица Каневская.
Инф.: Сосновская Наталья Леонтьевна (1915 г.р.)
Когда создали колхоз, начался голод. Умерло очень много людей. «Скикы ж помэрло людэй, ой-ой-ой». Людей не возили на кладбища. Их сбрасывали в колодцы. Голод был в 1933 году. В 1932 - 1933 голод был страшный. У кого не подох скот, у того его забрал колхоз. Скотину нечем было кормить и она вся подохла. «Нечего было жрать!». В станице не было ни людей, ни скота. Много людей было похоронено в огородах. Очень много умерло с голоду детей. У соседей умер маленький мальчик. В колхозе начальству давали паёк.

КФЭЭ-2001.
АК №2423. Станица Новодеревянковская.
Инф.: Бибик Сергей Гордеевич (1910 г.р.), казак; Денисенко Марфа Никифоровна (1914 г.р.)
Исс-ль: В 30-е годы не говорили о вредительстве, или это местное начальство?
С.Г.: Слушай, шо это було? […] Вы  харашо знаитэ гимн, там прямо сказано, Ленин прямо твердо указал: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, новый мир построим, кто был ничем тот станет всем». Так от разрушить разрушылы, а построить ныяк.
М.Н.: Ось зараз яки дома розрушилы - Совет, больныцю, школу, цэркву. Я вчора йихала - сэрцэ кровью облываица дывыцця. Яки дома. И церковь. Я стояла як церкву валялы. У мэнэ сэрцэ чуть нэ лопнуло.
С.Г.: Мово батька так [забрали]. Колодизь копав, ну, вин чуствував от это [приближение голода] и пшыныци, там видра два було, мешок спустыв туда. Ну, выдалы, шо там. Прышлы, пшыныцю  всю забралы и батька забралы. И так и остався там батько, погыб дэсь, задавылы во время воды.
[…] Налог на зерно, только на зерно. Вывозь и всё.  А потом уже началы делать обыскы.  Шукать вси ямы, вси закоулкы, везде. Забыралы там и зерно и всё падряд.
М.Н.: Зять у мэнэ росказував, шо заставлялы лазыть по чердаках и каже, даже из огурцив, помыдор, свеклы зерно, семена, и тэ забыралы. Шоб нэ кынь в рот. От так робылы. Да ны дай Бог сказать.
Люды людэй йилы. У нас ныдавно женщина умэрла, та шо людэй йила. Ловылы дитэй. Да о цэ ж П., она ж ныдавно умэрла. Ото ж ловылы дитэй. Значить йшов мальчик, послав батько: «Пиды до конзавода  у лавку, купы табаку». Там дав ему шось. Сынок завэрнув, и вин [чужой мужчина] махнув рукою, показав шо дасть конфет, чи шо: «Иды сюда». Хлопыць же ны знав, пидишов, тот тикэ ево цап-царап. Голову долой, на горище, а ево… Оны дэсять дитэй заризалы. Пойилы, зъилы. А було такэ, шо ты ще хороший, а уже мэртва пошты. Я умэрла, ты обризаиш, и варыш йисты. А одна женщина росказувала, була в Донбасе, и почула шо тут така голодовка, шо цэ такэ страшнэ, и она значить набрала крупы там того сёго, три мешка. Пойиду я, два браты осталось [на Кубани], можэ я их спасу. И тико заходэ в хату, а оны на пэчи лыжалы, воны як глянулы, вона ж свижа, повна. Воны як хищныкы, як вытрищылысь, та дума: «Щас зарижим и съимо». Вона як глянула, злякалась, мишок той бросыла, а сама тикать. Утикла, а через, дэ вона там ховалась, чирыз скикы врэмя прышла, а воны помэрлы. Воны открылы той мешок, понаидалысь, и всё. Отакэ було. Оцэ ж та писня: «Наступае чорна хмара, дрибный дощик з нэба»…

КФЭЭ-2001.
АК 2401. Станица Новоминская.
Инф.: Недбайло Иван Иванович.
В 1932-1933 г. был голод и повальный мор. «Подъезжает бричка. Смотрю, а там руки-ноги торчат. Мать вышла. Кричат: «Есть мёртвые?» Мать: «Слава Богу, живы покамисть»
Одна женщина зарубила топором девочку. Разрубила её на куски и наелась. Сама была пухлая.

КФЭЭ-2001.
АК 2327. Станица Челбасская.
Инф.: Беда Пётр Иванович (1913 г.р.)
Голод был потому, что был саботаж. «Не хотите в колхоз, мы вас придушим». Голод устроила власть. Приходили и отбирали всё. Ничего не оставляли. Ходил забирать актив. Уполномоченный был не местный, а остальные все - местные. Из батраков. Искали спрятанное зерно железными щупами. Отбирали в основном у единоличников. Умирало много людей. Ездили трёхколки и собирали мёртвых. Их потом отвозили на кладбище и хоронили в общей могиле. Могилу рыли доходяги под руководством колхозного кладовщика. Тем, кто копал, давали по два килограмма комбикорма. Это крупа, корм для скота. Умирали целыми семьями. Семья батраков Богатырей вымерла вся. А в семье было много детей. Потому что забирали всё, что есть. Не оставляли ничего. Отец спрятал немного сорго и кукурузы, поэтому наша семья выжила. Особенно много умерало весной 1933 года. Осенью уже был урожай и голод закончился.

КФЭЭ - 2001.
АК 2328. Станица Челбасская.
Инф.: Шинков Михаил Иванович (1913 г.р.); Кабан Николай Ефимович (1925 г.р.); Кабан Татьяна Нестеровна (1924 г.р.)
Голод был от того, что у нас всё забрали. Многие умерли.
Голод был в тридцать третьем. У людей забрали хлеб. Его забирали бандиты. Приезжали: «Давай хлеб!». И семена забирали. У всех отбирали, и у колхозников, и у единоличников. Людей умирало навалом. Особенно в третьем квáртале. В нашем квáртале [голодающие] собирали кукурузу в поле. Собранную кукурузу отнимали друг у друга. Падали и умирали прями на дороге. Выживали те, кто был сильнее. Были случаи людоедства.

КФЭЭ-2001.
АК 2329. Станица Челбасская.
Инф.: Проценко Василий Фёдорович (1918 г.р.)
Голод был от того, что всё забирали. Зерно, другие продукты. Это делал актив. Часть активистов прислали из района, частью были свои. От голода умерло много людей.

КФЭЭ-2001.
АК 2351. Станица Челбасская.
Инф. Коломиец Александра Васильевна (1916 г.р.), казачка.
Накануне голода проводилась кампания по созданию колхозов. Вступающий в колхоз должен был сдать (обобществить) всё: домашний скот, дошадей, сельхозорудия и машины. Мать А.В. склонялась к тому, чтобы войти в колхоз, отец был против: «Чортам душу продавать / отдавать».
«Хто отвиз [имущество в колхоз], той живой остався».
Тем, что работал в колхозе, в т.ч. и А.В., готовили еду, выдавали в день по килограмму хлеба. Хлеб старались незаметно унести домой, где, как правило, оставалось по 3-4 неработающих члена семьи, маленькие дети, кто-либо из родителей.
Колхозный «паёк» помогал выжить, но был недостаточным. Поэтому, по словам А.В., приходилось менять оставшуюся одежду на горсть, баночку муки, зерна.
В критическом положении оказались те, кто не пошел, кого не приняли в колхоз.
«Пишов актив, позабырав усэ. Якый узольчик, там було из кавунив семячек и тэ позабыралы. Ныма нигде ничёго, хочь шаром покоты. Дэ хлиб якый був - выгрыблы. [Вывезли или в район, или в колхоз]».
«Люды людэй ийлы. Люды лягушок ийлы, люды собак ийлы, хто ны пишов у колхоз».
[…] «А мэрлы… Оцэ иду з роботы по улыци. А тут у нас ромашкы було! Ромашкы куча, отака ввышкы, а там лыжыть, умэрло, там лыжыть, умэрло, из голоду». Умерших на кладбище свозили два человека, от колхоза, один из них был инвалид, без ноги. Умерших брали за руки, ноги и «як скот» бросали в телегу.  «Там на кладбыще выкопана яма здорова. Прывозять у ту яму. Одын шар навалять, другый шар. Тих кладуть ногамы туда, тих головамы туда, шоб бильше влизло».

Продолжение: https://svetkuban.livejournal.com/1052284.html
https://svetkuban.livejournal.com/1052921.html
https://svetkuban.livejournal.com/1052961.html

http://www.slavakubani.ru/kkv/history/1920-1989-ussr/golod-na-kubani-1932-1933-gg-polevye-materialy-kubanskoy-folklorno-etnograficheskoy-ekspeditsii-nauch/

документы, голод на кубани 1932-33 гг., история, голод, голод 1932-33 гг., голод на кубани

Previous post Next post
Up