Небольшой отчет о путешествии в Гренландию 14-20 сентября 2024 г. Часть 5. Гренландский Ледовый Щит

Nov 18, 2024 21:34


Предыдущие главы:

4-я часть по ссылке:

https://tourism-il.livejournal.com/8345960.html

3-я часть по ссылке:

https://tourism-il.livejournal.com/8345526.html

2-я часть по ссылке:

https://tourism-il.livejournal.com/8345008.html

1-я часть по ссылке:

https://tourism-il.livejournal.com/8344680.html

18/09. В 11:30 мы вылетели из Азиата и через полчаса приземлились в международном а/п Kangerlusuaq.





Аэропорт производит впечатление большого. Действительно, на данный момент это главный из 2-х гренландских аэропортов, способных принимать реактивные самолеты, даже широкофюзеляжные. Поэтому именно он принимает рейсы из Копенгагена.



Проблема в том, что он действует на основе бывшей американской военной базы, место которой было выбрано не из соображений туризма и доступности к гренландским городам и поселкам, а из других критериев. Например, более стабильной погоды. Кангерлусуак (Kangerlusuaq)находится как бы не на морском берегу, а 200 км вглубь острова, благодаря длинному и узкому фьорду, что создает меньше погодных неожиданностей. Летом там как правило теплее, чем на побережье, +12-15, иногда до +20-25, зимой значительно холоднее: -20/-30, но менее ветрено. В 90-е военную базу закрыли, а аэропорт остался.

Сам городок Kangerlusuaq в котором сейчас проживает ~500 жителей, не представляет особого интереса для туристов и бизнеса, а аэропорт используется как перевалочный пункт, и почти у всех прилетающих там стыковка на внутренние рейсы. Более того, многие круизные компании продают туры, где для экономии времени их участники плывут на корабле только в одну сторону, а в обратную самолетом из Кангерлусуака, или наоборот. Правда местный порт не дает возможности пришвартовываться большим кораблям: выгрузка и загрузка пассажиров идет на лодках и может занять несколько часов.

Как я уже писал в предыдущих частях, вот-вот начнет принимать большие самолеты новый а/п в столице Гренландии - Нуук. С большой долей вероятности, нынешний а/п в лучшем случае останется в резерве, а скорее всего вообще закроется или скокошится, городок захиреет и местное население разбежится кто куда. Так, наш послеполуденный гид уже подыскал себе новые работу и место жительства на будущий год.

Несмотря на небольшое население, по городку ходит рейсовый автобус, так как он расположился по обе стороны ВПП аэропорта и между этими частями ~3 км. У нас, как и у многих пассажиров, была длинная стыковка с ночевкой. В Кангерлусуаке один отель hotel Kangerlusuaq на 70 номеров разной вместимости - прямо в аэропорту, именно поэтому терминал производит впечатления большого строения. Кроме того, есть 2 хостела в бывших американских военных бараках, с удобствами в коридоре. И отель, и хостелы в собственности туроператора Albatros. Еще есть "youth hostel" с другой стороны а/п, в собственности датской компании. Youth hostel "предлагает" так же комнаты "люкс", т.е. с удобствами, дешевле отеля. Но у меня с ними общение не сложилось, так как они не удовлетворяются ответами по существу, но еще и укоряют за сам факт вопроса. Например, на мой запрос о наличии мест "люкс" мне ответили примерно так: "Мест нет, и ты мог бы и сам догадаться, что уже не сезон и этот корпус закрыт за нерентабельностью". Примерно в том же духе про туры, которые сами же и описывают на своем вебсайте. На вопрос о трансфере: "мы отель, а не транспортная компания".

Отель стоит от 1600 крон (215 евро) за ночь с завтраком на двоих в самом дешевом номере с удобствами (queen room). Когда я начал его мониторить, то были доступны только свиты или семейные номера от 460 евро, и отель мне ответил: "все выкуплено до конца сезона в октябре, даже не надейся!". Но потихоньку стали появляться и более дешевые номера и дней за 10 - Queen room, которую я все время и мониторил. Для сравнения, номера в хостелах стоят от 900 крон (125 евро) и тоже включают завтрак. В отеле очень длинные коридоры на разных уровнях, лифта нет. Инвалидам-колясочникам по предварительной брони предоставляется помощь персонала.

В 12:20 наш номер еще не был готов, а потому мы оставили чемоданы в багажной комнате и решили закупиться обедом на предстоящую экскурсию. В здании терминала есть большой кафетерий по дешевым для Гренландии и даже для европейских аэропортов ценам, открыт до 9 вечера. Для более изысканных едоков - ресторан Musk Ox (Мускусный Бык) - не путать с Илан Маском (Elan Musk)! Мы там позавтракали на следующее утро.

Сам городок Kangerlusuaq не представляет интереса, хотя в нем есть небольшой музей, супермаркет (работает до 17:00) и даже вечерний шефский ресторан - только по предварительной брони, зато с бесплатным трансфером. Но мы ни в одно из этих обворожительных мест не пошли.

В отличие от самого городка, его окрестности пользуются намного большим интересом у туристов. Кангерлусуак находится прямо на Северном Полярном Круге (66.7 град. северной широты). Линия Северного Полярного Круга не сияет звездочками (экватор и гринвичский меридиан тоже не имеют природных пометок). Поэтому, если у вас нет базовых знаний в астрономии, то не факт что поймете, что находитесь именно на нем. Но от Кангерлусуака к побережью - город Sisimut - идет официальный пешеходный маршрут Arctic Circle Trail (160 km). Недавно параллельно ему построили дорогу, подходящую только для тракторонов (НЕ подходит для джипов!), но официально ее еще не открыли и движение по ней ограничено. В зимнее время возле Кангерлусуака хорошо видны северные сияния и можно передвигаться на собачьих упряжках.

Одна из особенностей Кангерлусуака - доступность до Гренландского Ледового Щита (белое пятно на карте).



На Земле всего 2 ледовых щита: в Антарктиде и в Гренландии. Ледовый щит - это не ледник и не сосулька, а пласт льда площадью 1.8 миллионов кв. км в Гренландии и в 8 раз больше в Антарктиде. Для сравнения, площадь гренландского ледового щита равна примерно 70% площади России. Вы спросите: а это больше или меньше площади Израиля? Ответ: в 80 раз больше! Он занимает 80% о-ва Гренландия. Его средняя толщина 2 км (2000 м), поэтому нет опасности провалиться под лед. Отличие ледового щита от ледников в его стабильности и отсутствия влияния времен года. Он тоже подтаивает: по оптимистичным моделям глобального потепления растает через 100 000 лет, а по самым пессимистичным через 2000-3000 лет.

Гренландский ледовый щит находится в некотором отдалении от большинства населенных пунктов, так как все они на побережье, где теплее. Но Кангерлусуак, благодаря фьорду, находится дальше от открытого моря, всего в 38 км от границы ледовых полей.



От городка до льда проложена грунтовка - это самая длинная автомобильная дорога в Гренландии (37 км). Ее построили в 2004 по заказу Фольксвагена, который тестировал выносливость и проходимость своих машин на льду. Через 2 года проект закрыли, но дорогу оставили почти на всем протяжении для туристических целей и поддерживают в рабочем состоянии. "Почти" - ледовый щит все же отступает, все разрушая на пути отступления, и сейчас от конца дороги под названием "точка 660" до границы ледовых полей больше 500 м. Так же все десятки километров "ледовой" части дороги полностью разрушены природой и на льду не осталось даже ее следов.

Основной туроператор для экскурсий на ледовый щит - Альбатрос. В сентябре регулярная экскурсия на автобусе повышенной проходимости длится 5 часов и стоит 690 крон. Но я опасался, что мы не успеем на начало экскурсии в 13:00, а потому искал альтернативы. Кроме того, хотел в ту же экскурсию посетить соседний ледник Рассела (Russell Glacier), a Альбатрос такую опцию не давал. Нашел две частные компании/гида, Даниэль и Эвальд, которые гибкие в плане расписания (но не цен!). На ледовый щит цена 950 крон с человека, а с добавлением ледника - 1600 крон. Эвальд мне заодно предложил ночлег за 1100 крон, но я вежливо отказался, так как он уклонился от ответа про запах табака в помещении. А потому мы забронировали Даниэля. Тур на джипе Тойота Rav4.

Как я писал в предыдущей части, перед полетом мы познакомились с парой датчан: 64-летний врач, который после окончания контракта решил попутешествовать со своей более пожилой (на 10 лет старше его) женой. Они выразили желание присоединиться к нам, несмотря на отказ гида разделить изначально заявленную цену на 4-х (вместо 2-х).

Тойота едет быстрее автобуса и наша группа из 4-х меньше 30, которые в автобусе, а потому щит и ледник вместе заняли 6 часов. Напомню, что темнело около 21:00.

В 12:45 Даниэль встретил нас на парковке а/п, и мы отправились в путь. На выезде из городка стоит знак, что дорога только для джипов, но по моему, она проходима и для обычной машины, разве что есть несколько разбитых участков, но и там можно проехать, если осторожно. В любом случае, она подойдет для соответствующего велосипеда. Иногда даже стоят знаки ограничения скорости (50, 60), но на большей ее части наша скорость не превышала 30-40 км/час, а потому 37 км дороги до ледового щита заняли больше часа.

Выехав из городка, я заметил нечто необычное - деревья! Гид сказал, что это проект 40-летней давности какого-то ботаника, на проверку их приживаемости. Одна из елок даже украшена игрушками, хотя до Нового Года еще 3.5 месяца.



По пути мы замедлились возле обломков самолета. Это американский военный самолет, потерпевший крушение в 60-е (пилот катапультировался), американцы решили не тратиться на уборку.



На полдороги мы остановились у озера. Несколько лодок - не рыбаки, а охотники, которые используют водный путь чтобы добраться до места охоты.





Иногда возле дороги стоит тяжелая техника - она там находится на постоянной основе для ремонта дороги после каждой зимы или дождей.



Несколько раз мы проехали мимо пасущихся северных оленей. Сорт оленей в Гренландии отличается от тех, что в Лапландии или России; они дикие, предмет охоты и их одомашнивание запрещено.

На холме увидели стадо мускусных быков, но слишком далеко для фотографирования. На них тоже охотятся, и сезон охоты регламентирован. По словам гида, в последние годы стали чаще появляться белые медведи, но пока смертельных нападений и даже людоедства не было.

Несмотря на имя наш гид Даниэль - эскимос или как теперь принято их называть "инуит". Он сам сказал, что в слове "эскимос" нет для него ничего обидного, а про "обидное" придумали местные политики. "Эскимос" означает не любовь к мороженному эскимо, а человек, питающийся сырым мясом (не путать с каннибализмом/людоедством!). И на самом деле, по словам гида в их рационе есть сырое или почти сырое мясо животных. и ничего постыдного в этом нет. Кстати во Франции в кафе в меню есть сэндвич "каннибал" с сырым фаршем.

Через полтора часы дорога закончилась, и в сопровождении гида мы пошли вниз/вверх по тропе среди камней. Буквально через несколько десятков метров он предупредил, что почва леденеет и можно поскользнуться. Сначала это был тонкий ледок на лужах, а потом уже более прочный и иногда скользкий лед. Через 15 минут похода мы вышли на ледовый щит. Температура упала с +5 и безветрия до минусовой с ветром.







Вы спросите: "а нельзя ли сэкономить и самим добраться?" Наверно можно, но будет сложнее вернуться. Так, пройдя по льду еще пару сотен метров мы обогнули холмик, и в результате тропа и все что не лед и снег исчезло из поля зрения. Ветер быстро заметает следы, и не факт, что мы бы сразу нашли дорогу назад. Еще дальше на льду, где-то в километре от нас, мы увидели группу туристов с флажками - они разбили лагерь и собирались остаться на ночь: не потому что потерялись, а так было задумано.

После 20 минут восхищения арктической пустыней мы отправились назад. Остановились на полчаса на обед возле пруда и оборудованных столиков. С площадки виден водопад и небольшой ледник.





Затем продолжили путь к леднику Рассела. Раньше на джипе можно было подняться почто до самой границы ледника, колея до сих пор сохранилась. Но теперь территория объявлена нац. парком и от "парковки" надо карабкаться пешком на холм. Хорошо, что пообедали, иначе бы сил не хватило. Почва мокрая и иногда скользкая. Мы взяли с собой насадку с шипами на кроссовки. Она помогала от скольжения, но плохо держалась на грязной почве и соскакивала с обуви. Восхождение довольно утомительное, потом еще минут 15 похода по пересеченной, но не такой крутой местности. Ледник впечатляет, но несколько грязноват. Он значительно более стабилен и от него при нас не откалывались глыбы.





Отдохнув и насладившись видом на ледник и вообще, мы отправились в обратный путь и примерно в 19:00 вернулись в отель/аэропорт. Усталые и довольные.

Купленных на обед сэндвичей и прошлых запасов нам хватило и на ужин. В номере не было холодильника, а вешать мешок за окно на 3-м этаже я опасался, так как до того видел пролетающий мешок с содержимым других постояльцев и слышал истошные крики. Потом бы внутри все разлилось/разломалось, да и искать в темноте... На рецепции меня сначала послали в кафетерий, где можно арендовать место в холодильнике за 10 крон, но потом взяли задаром в свой, в баре.

19/09. Утром мы сдали багаж, позавтракали в Мускусном Быке,



попрощались со вчерашними датчанами и стали ожидать нашего вылета. Пассажиры рейсов в Копенгаген проходят полный досмотр, но наш рейс был в Нуук, а потому никаких контролей. Вылет отложили с 8:55 до 9:45. Но в 10 утра мы вылетели и через 45 минут приземлились в столице Гренландии - Нуук.

О Нууке и общих впечатлениях - в следующей, последней части отчета.
Previous post Next post
Up