Европейская народная картинка - это обычно лубок, анонимная гравюра. Японские гравюры к народному искусству отнести сложнее. Нашему лубку, скорее, соответствуют японские «картинки из Ооцу» 大津絵, Ооцу-э, тоже очень популярные в эпоху Эдо (XVII-XIX вв.).Мы покажем и старинные, и новые картинки в этом жанре.
Старинные взяты в основном с сайта японского
Музея народного искусства (Мингэйкан) и с сайта Британского музея. А современные - вот с
этого сайта.
Как и, например, китайские народные картинки няньхуа, картинки из Ооцу - это прежде всего рисованные обереги, благопожелания и поздравления, но этим дело не ограничивается.
Ооцу - это первая станция на дороге То:кайдо:, если ехать из Киото в Эдо. Здесь эти картинки рисовали в огромном количестве и дёшево продавали путникам. А те уже разносили их по всему маршруту.
Станция Ооцу из видов дороги То:кайдо: работы Утагава Хиросигэ
Считается, что первые картинки из Ооцу появились в 1620-е - 1640-е годы, в пору гонений на христиан. Вообще для сёгуната Токугава эта борьба с христианством была среди главных задач, меры принимались жёсткие, и часто доходило до глупости. Каждый буддийский храм обязан был проверять окрестное население, каждый житель страны должен был доказывать, что он настоящий нехристь, и если кто вовсе о христианах ничего не слыхал - теперь услышал, если кто икон не видал - увидел, когда пришлось идти их попирать… Но в народе на весь этот усиленный вероисповедный надзор откликались иногда неожиданным способом. И очень по-человечески. Например, в Ооцу предлагали: а вы купите себе будду или святого подвижника и прилепите где-нибудь в доме на видном месте! Сразу будет ясно, что вы идолопоклонники.
Будд и подвижников срисовывали с храмовых картин - мандал. Иногда довольно точно, иногда условно, иногда же к делу подходили творчески.
Вот так, например, у мастеров из Ооцу выглядит
бодхисаттва Мондзю. Зверь, на котором он сидит, - лев (хотя, кажется, больше похож на слона). Это одна из ранних ооцуэ.
А вот современный Мондзю.
Картинки в Ооцу рисовали на простой буроватой бумаге: толстый чёрный контур, потом раскраска в четыре-пять ярких цветов - и готово, можно приступать к следующему рисунку. Участвовали в этом не только сам художник, но и все его домочадцы, от детей до старух, почти как на конвейере. Получалось много и быстро, продавалось за гроши, если облезет или порвётся - не жалко, можно купить новую такую же (или почти такую же) картинку.
Среди буддийских персонажей на картинках - самые почитаемые в народе бодхисаттвы
Каннон и
Дзидзо:, Светлый государь
Фудо:, бог-бодхисаттва Хатиман на коне. Иногда изображают вместе «тринадцать почитаемых» школы Сингон - пять будд, семь бодхисаттв и Фудо:.
Дзидзо: в образе полководца и Фудо: со спутниками Конгарой и Сэйтакой
Хатиман, как и Дзидзо: - конный лучник. Самый любимый и уважаемый род войск. Сам он тут благостный, а лошадь очень грозная
Тринадцать почитаемых школы Сингон
По стилю эти картинки очень похожи на некоторые
«лошадиные картинки» 絵馬, эма, из храмов города Киото и окрестностей.
Тоже буддийская картинка: пятиярусная пагода. Здесь видно, как могли обрамляться картинки из Ооцу - почти как подвесные рисованные свитки, только попроще, с узорной бумагой вместо парчи.
(Продолжение будет)