В прошлой части я рассказывал про общий колорит и транспортные "ворота" иранской столицы, а в следующих частях поговорим об отдельных районах. Но сначала, в завершение
темы иранского транспорта - о том, чем между этими районами перемещаться: открытое в 1999 году Тегеранское метро по размеру сравнимо с московским (230 километров, 125 станций) и здорово оттеняет неуютный серый мегаполис своией чистотой и удобством. Некоторые туристы даже считают Тегеранское метро лучшим в мире, и во всяком случае в огромном городе, где не прочесть, куда идёт автобус, подземка действительно выручает.
О строительстве метро шах и его приближённые всерьёз задумались ещё в 1970-е годы, на волне своей Белой революции, когда под американским присмотром Иран начал обрастать хайвеями и автозаводами. Пригласили для великой стройки, как водится, иностранцев, и несколько лет поработав над проектом, французская фирма "SOFRETU" начала в 1978 году на севере города строительство первой из 8 намеченных линий. Но как и в России последнего царя, в Иране последнего шаха промышленный рост создал в городах питательную среду для настоящей, на этот раз Исламской революции, а за революцией в страну пришла война. К французскому проекту вернулись лишь в 1985 году, а чтобы доводить его до ума своими силами, учредили специальную компанию, которой передали в управление несколько заводов и шахт. 1990-е в Иране стали подобием наших "тучных лет", когда страна восстанавливалась после смуты, вот только управленцы о "невидимой руке рынка" знали куда как больше наших, и в частности - понимали, что это руке доверять можно, а где лучше держать проект в своих руках. В 1999 году, с помощью китайской компании, была запущена пригородная линия №5 от площади Свободы (см. прошлую часть) в город-спутник Кередж, за неимением в Иране других электричек формально относящаяся к метрополитену. Её станции я видел, въезжая в столицу
по историческому Энзели-Тегеранскому шоссе:
2.
Как и совсем не метрополитеновские двухэтажные составы с локомотивом:
3.
С тех пор 5-ю линию продлили в обе стороны до 43 километров, на которые протяжённость тегеранской системы отличается в разных источниках. "Чистого" метро в иранской столице 177 километров, а первая линия от престижного района Шамиран в предгорьях Эльбурса до мавзолея Хомейни в пустыне Кевир была открыта в 2000 году. Ныне Тегеранский метрополитен размером примерно в 2/3 московского, в 1,5 крупнее, чем в Петербурге, в 2,5 раза - чем
в Киеве, и масштабнее всех остальных постсоветских метросистем, вместе взятых. Сюда стоит добавить метрополитен в Мешхеде (2011) размером примерно как в
Харькове или
Ташкенте (хотя сам Мешхед размером скорее с Киев), совсем новенькие системы в Исфахане (2014) и Ширазе (2015) масштабов Нижнего Новгорода или Тбилиси, и небольшое метро в Тебризе (2015), по длине единственной линии стоящее близко к концу мирового списка рядом с
Самарой,
Алма-Атой и
Днепром. Офис Тегеранского метро немым укором высится вблизи российского посольства:
4.
Схема метро на станции "Бахарестан", близ которой располагался мой хостел. Первоначальный французский проект из 8 линий по-прежнему воплощается, поэтому в городе встречаются две схемы - тут наверху планируемая, а внизу - актуальная. И это наверное очень большой кайф, незнакомый постсоветскому человеку - видеть год за годом, как они сближаются. Длина линий весьма солидна (от 23 до 38 километров), и в среднем через километр-полтора на них расположены станции. Индивидуальных названий у линий нет, официально - только номера, а вот говорят ли персы в таком контексте "сурх", "сабз" или "зард", я так и не разобрался. Объехать все 125 станций (или 114, если без 5-й линии) я даже не пытался, на абсолютно все показанные в этом посте попадал по дороге, а некоторые опознавал уже при написании поста по косвенным признакам, так что заранее предупреждаю, что где-то в подписях могут быть ошибки. Туриста метро спасает тем, что все названия тут безукоризненно дублируются на английском, и только логотип, не похожий ни на одну из букв фарси, ни на морду поезда, озадачивал не меня одного.
5.
Логотип надо просто запомнить, и высматривать его на суматошных улицах, как привычную буковку "М". Входы в метро в большинстве своём представляют собой простенькие павильоны над спуском, иногда симпатично украшенные:
6.
Особенно хорош вход на станцию "Имам Хомейни" на площади имени оного, и не удивлюсь, если ажурные двери для него привезли ещё в 1978-м из Парижа:
7.
Внутри с равным успехом может быть как короткий эскалатор (станция "Майдани Азади", то есть "Площадь Свободы" из прошлой части)...
8.
Так и до неприятного длинная лестница (станция "Дарвази-Шамиран", то есть "Шамиранские ворота"):
8а.
Попадаются и более сложные наземные вестибюли ("Шахид-Годдоси") вполне в духе бывшего СССР:
9.
Вот например вестибюль мелкого заложения на станции "Шахид-Садр". Да, шахид в данном случае - это действительно шахид, но только в Иране это слово имеет более нейтральную окраску, означая любого погибшего за правое дело. Попади оно в русский язык при татаро-монголах, московские "Чистые пруды" при Советах были бы "Шахид Киров".
10.
Наземные станции в Тегеране попадаются только совсем уж на окраинах, например на ответвлении линии №1 в аэропорт, и я до них не доезжал. В основном метро здесь довольно глубокое. Открытая в 2012 году "Таджриш", верхняя (северная) конечная первой линии построена на немалой даже по московским меркам глубине 51 метр:
11.
При этом эскалаторов такой длины тут строить не научились, а потому с поверхностью станция связана многоступенчатым каскадом:
12.
Путь от поезда до поверхности растягивает на несколько минут. Мощное панно явно что-то скажет каждому образованному иранцу, а для меня просто пополняет коллекцию барельефов с техникой:
13.
Сами станции Тегерана отличает совершенно непривычное для постсоветских метрополитенов многоярусное устройство. Эскалаторы, лестницы и коридоры с поверхности приводят в подземный вестибюль, размерами как правило достойный иных вокзалов (это тоже "Таджриш"):
14.
Здесь много всякой всячины, различные киоски, общественные туалеты, открывающиеся к намазу мечети, кенотафы шахидов, питьевые фонтанчики с ледяной водой (а вот на улицах таковые искать не стоит, Тегеран не Ереван!), и во всём этом изобилии едва заметные кассы и автоматы ("Площадь Свободы"):
15.
Для прохода есть как магнитные многоразовые карты, так и бумажные билетики на одну поездку. Стоимость их я не помню, но в целом как и весь персидский транспорт - в пределах статпогрешности с точки зрения иностранца:
16.
Турникеты с брутальным металлическим дизайном и раздвижными дверцами ("Площадь Свободы")...
17.
...стоят как правило в таких же непропорционально огромных залах ("Шахид-Годдоси"):
18.
Из которых спуски с указателями ведут на следующие ярусы ("Рахаан", то есть "Железнодорожная"):
19.
На станциях пересадок это могут быть огромные вестибюли ("Шахид-Бехешти") с широкими лестницами:
20.
Да и на "прямых" станциях порой они непропорционально огромны ("Площадь Свободы"). И в общем весь этот гигантизм подземных залов вполне закономерен в стране, где слова "если завтра война!" актуальны:
21.
Но в итоге залы и галереи приводят в тесный коридор, перпендикулярный движению поезда, на концах расходящийся парой односторонних эскалаторов ("Дарвази-Шамиран"):
22.
"Дарвази-Доулат"... впрочем, это не точно:
23.
Эти коридоры - часть уже непосредственно станций. Все они в Тегеранском метро, без единого исключения среди увиденных мной, устроены одинаково ("Талегани"):
24.
Две платформы, коридор-распределитель над потолком, и на каждой платформе - один вход и выход. Или, если станция пересадочная - по паре входов и выходов, не пересекающихся между собой. В кадре - "Данешгох имам Али":
25.
Станции очень длинные (как минимум не короче московских) и частенько немного кривые ("Рахаан"):
26.
На полу - дорожки для слепых. Вдоль стен - пластиковые сидения, противопожарные комплекты и "антитеррористические" мусорки в виде пакета на металлическом кольце. Ещё - камеры, часы (иногда аналоговые), схемы линий и покрашенные в их цвет таблички с названием станции на фарси и английском. Схемы линий есть на некоторых станциях, но чаще - только указатель на конечную. На платформах - яркий свет, с которым здорово контрастирует тёмный потолок над путями ("Театр-е-Шахр", то есть "Городской театр", причём здесь пересадка, и станция называется одинаково на обоих линиях):
27.
По устройству выделяется десяток станций в центре, на которых платформы более широкие и потому усилены колоннами ("Имам Хомейни"):
28.
Но большинство станций отличаются исключительно оформлением - без шедевров, но иногда весьма симпатичным. Вот например "Шахид-Хигани", на самом деле довольно глубокая станция с иллюзией расположения на поверхности:
29.
"Фадак" с витражами и крестовыми лампами:
30.
Прибазарная "Пандзахи-Хордад" ("15-е июня", хотя хордад
не совсем июнь) со светящимися колоннами:
31.
Хотя в целом витражи и ложные окна - не сказать чтобы массовое явление, скорее просто оформленные ими станции наиболее красивые и в подборку попали все, что я увидел. "Шамиранские ворота" опять же с витражами и очень приятной гаммой - пожалуй, моя любимая станция Тегеранского метро:
32.
Она же с поездом. В 1990-х Тегеран планировал заказывать поезда у "Метровагонмаша", но то ли наши, то ли персы, а в итоге пара лет оказалась критической и инициативу быстро подхватил Китай. Демонстрационный поезд для Тегерана в несколько иной расскраске когда-то ходил в Москве по Люблинской линии, а тем временем вагоны из Поднебесной собирались на заводе "Вагон-Парс" в Эраке (не путать с Ираком!).
33.
Интервалы поездов тут довольно большие, примерно 5-15 минут. Парк их явно пополнялся не раз по мере расширения метро, и я видел вагоны минимум трёх разных видов ("Шахид-Садр"):
34.
Вот только ни один не сумел заснять резко - станцию состав занимает почти по всей длине, и с "мордой" в кадр попадает только тронувшись ("Рахаан"):
35.
Все вагоны здесь китайские местной сборки, но по устройству идентичны нашим на 100%:
36.
Самая известная "фишка" Тегеранского метро, которой у большинства путешественников посвящены заголовки постов и добрая половина рассказа - конечно же, шариат: первый и последний вагоны поездов - женские. Знак на полу и стене означает просто границу "симоны", и мужики, когда подойдёт поезд, просто сместятся к соседней двери:
37.
На самом деле такая система дискриминирует как раз-таки мужчин - женские вагоны не гарем, а столь любимая феменистками male-free zone. Иными словами, это мужчинам нельзя в первый и последний вагоны, а женщина в Тегеранском метро может ехать где захочет. На практике, конечно, в мужских вагонах всё равно 95% пассажиров мужчины, но всё же вот наглядный кадр - дамы в приспущенных платках едут с "мужской" стороны разделителя:
38.
Заполняемость у поездов на уровне если не Москвы, то хотя бы Питера или Киева, публика в вагонах самая разная, а иностранцу вполне могут уступить место. К тому же тут не считается чем-то предосудительным ехать сидя на полу:
39.
Рекламы в вагонах немного, но и схемы метро еле заметны и не очень удобны. А вот торговля с рук весьма активна:
40.
Если статичные надписи в метро дублируются, то табло и голосовые объявления тут только на фарси, так что по дороге важно смотреть в окно на названия станций. На дверях вместо надписей и вовсе предпочитают инфографику. Фотографировать в Тегеранском метро официально запрещено, и на некоторых станциях откуда-то из воздуха вдруг возникали смотрители и настоятельно требовали удалить последний кадр, чем в итоге вся бдительность и исчерпывалась.
40а.
А отдельная "фишка" Тегеранского метро, мелькавшая на многих предыдущих кадрах - это многочисленные панно, встречающиеся в самых разных местах многоярусных станций. В принципе они и на поверхности не редкость, но в метро сделались главным украшением. При этом существуют они как бы отдельно от метрополитена, висят в нём подобно картинам в музее, и лишь на очень немногих станциях складываются в какую-то единую тему. Поэтому напоследок - просто подборка панно из разных мест персидской подземки. Вот тут, например, я даже не смогу установить, какая это станция - снял кадр из двери вагона. Да и в принципе Тегеранское метро, при всей сложности устройства интуитивно понятное и потому проскакиваемое быстро, у меня смелькалось воедино. И соотнося фотографии с конкретными станциями, где-то я опять же мог понаделать ошибок:
41.
Вот например "Тегранпарс" на окраине, куда я приехал коллективным такси из
Сари:
42.
"Шахид-Годдоси" и "Мейдани Мухаммадие":
43.
"Пандзахи-Хордад". Обратите внимание на табличку - как я понимаю, панно делались местными художниками отдельно и уже при постройке метро распределялись по станциям.
44.
Другие панно без табличек - эти, возможно, изначально закладывались в проект:
45.
"Шахид-Садр" рядом с музеем Священной обороны (ирано-иракской войны):
46.
"Театр е-Шахр", что как бы видно:
47.
Пожалуй, именно местная "Театральная" и самая богатая панно:
48.
Здесь же - особо сложная инсталляция, от любопытных рук укрытая стеклом:
49.
Эпический "Пируз":
50.
И кто-то вроде Ходжи Насреддина на "Площади Мухаммадие":
51.
И в общем насчёт "лучшего в мире" я бы, конечно, поспорил (тут, думаю, явного лидера в принципе нет), но всё вместе заставляет задуматься. 20 лет назад в Иране вообще не было метро, 10 лет назад оно было только в столице, а вот теперь Иран стал более "метрополитеновской" страной, чем Россия: в Тегеране и Мешхеде, конечно, системы поменьше, чем в Москве и Питере, а вот в Исфахане и Ширазе - побольше, чем в Нижнем Новгороде и Новосибирске, и что ещё важнее - стремительно растут. Нынешние темпы московского метростроя, от которых у всей страны глаза на лоб лезут - в общем-то вполне заурядны по меркам современной Азии. И примером тут становятся не патентованные "тигры" и "драконы" вроде Китая или Кореи, а не слишком богатая и изнывающая под санкциями (куда более тяжёлыми, чем у нас!) страна-изгой, заметно отстающая от России по объёмам и технологичности большинства отраслей производства. Здесь просто иначе расставлены приоритеты, но у нас инфраструктурные вопросы не только власть на самотёк пустила, но и оппозиционеры свели к забавным мемчикам про Омское метро...
В следующей части отправимся в сердце Тегерана - на Большой базар.
ИРАН-2019
Обзор поездки (в основном Азербайджан) и оглавление.
Русская Персия. Наследие России в Иране.
Современный Иран. Впечатления и детали.
Современный Иран. Исламская республика и её обитатели.
Современный Иран. Транспорт.
Гилян
Общий колорит Гиляна.
Решт. Столица Гиляна.
Энзели. Северный порт Ирана.
Руд-хан. Горная крепость.
Масуле. Деревня для селфи.
Музей сельского наследия Гиляна.
К югу от Эльбурса
Энзели-Тегеранское шоссе и дорога в Сари.
Казвин. Новый город и Кантур.
Казвин. Старый город
Мазендеран и Голестан
Сари.
Бендер-Туркмен и остров Ашур-ада.
Горган, бывший Астрабад.
Туркменская степь. Гумбади-Кавус и Халед-Наби.
Тегеран
Башня Свободы, панорамы, терминалы и общий колорит.
Тегеранский метрополитен.
Большой базар.
Национальный сад.
Дома и улицы.
Русский Тегеран. Посольства, кладбища, наследие Николая Маркова.
Революционный Тегеран. Тюрьма Каср, Американское посольство, музей Священной обороны.
Саадабад.
Дарбанд.