Новый Ургал - ПГТ (6,1 тыс. жителей) в Хабаровском крае, куда
в прошлой части мы доехали из Комсомольск-на-Амуре по Тёмному БАМу. Этот сегмент магистрали железнодорожные войска восстанавливали в 1970-х годах на основе незавершённых гулаговских строек, а пассажирские поезда неизменно проходят его по ночам. Свет дня же и комсомольскую романтику открывает Новый Ургал, административный центр и главная станция Восточного БАМа, который построила на островке среди сопок и марей тогда ещё братская Украина.
Ургал - это едва заметная на водообильном Дальнем Востоке река, впадающая неподалёку в Бурею. С 1934 года на ней работала Ургальская экспедиция: к тому времени Советы уже знали о богатейших угольных копях Чегдомына, а вот как до них добраться через безлюдные сопки, топкие мари и вечную мерзлоту - был ещё вопрос... В тяжелейших условиях, порой наблюдая пролетавшие над лагерем гидропланы БАМовской аэротофосъёмки, к 1938 году экспедиция разведала оптимальную трассу для железной дороги, которую потянули на север от транссибовской станции Известковая. Линия длиной 339 километров была завершена поздней осенью 1941 года, и для Дальнего Востока сделалась дорогой жизни - Донбасс вскоре оказался под пятой оккупанта, Транссиб был занят военными эшелеонами, а поставки сахалинского угля могла в любой момент оборвать Япония. Две угрозы из трёх были сняты к 1944 году, а вот третья вышла на передний план, поэтому Ургальскую ветку разобрали, отправив рельсы на строительство линии
в Ванинский порт. Когда же 1945-м Красная Армия смела самураев на сопках Маньчжурии, железнодорожники поняли, что слегка погорячились, и к 1947 году, с учётом ошибок предшественницы,
линия Известковая - Чегдомын длиной уже 363 километра была проложена во второй раз. От станции Ургал за два десятка километров до Чегдомына сталинская стройка поползла "по трассе БАМа" на восток, и к 1953 году зэки успели выкопать тоннель под хребтом Дуссе-Алинь и проложить пути до его начала - всё это я показывал в прошлой части. О той эпохе напоминает теперь ленд-лизовский паровоз Еа с номером 2015, поставленный в 2016 году на перроне Нового Ургала:
2.
Со смертью Сталина и освобождением заключённых строительство Байкало-Амурской магистрали остановилось, а вот на Чегдомыне дОбыча и жизнь только набирали обороты. На Известковую и дальше по Транссибу оттуда ходили пассажирские поезда и тяжёлые товарняки, а сам Чегдомын стал островом жизни среди бескрайних комариных марей. Потому совсем немудрено, что с возрождением Байкало-Амурской магистрали одним из ключевых узлов "стройки века" вновь сделался Ургал. В 1974 году сюда был переброшен целый корпус железнодорожных войск, начавших с боями (против тайги и её хитиновых обитателей) прорываться к Комсомольску и Тынде. Вот только сам Ургал I, как оказалась, был расположен не слишком удачно: достаточное обширное для узловой станции ровное место между топкой поймой Ургал-реки и её крутым коренным берегом нашлось лишь в 12 километрах западнее, у Разъезда №3, вскоре получившего полуофициальное название Ургал II.
2а.
Военные строители на Восточном БАМе прокладывали только сами пути, а вот посёлки, как и на Западном, строили комсомольцы. Третий центр БАМа и его ворота
в Зелёный Клин взяла под опеку Советская Украина, и 25 октября 1974 года на Разъезде №3 высадился отряд "Донбасс" под началом Николая Лукъяненко. Год спустя подтянулись "Киев", "Харьков", "Днепр" и "Карпаты", и первыми домами хлопцев та дивчин были те же вагоны, снятые с путей. Поначалу "Укрстроевцы" вместе с военными будували станцию, и лишь после 1979 года, когда одна колонна железнодорожных войск замкнула рельсовое кольцо Дальнего Востока
на разъезде Уркальту, а другая ушла далеко в сторону Тынды, за строительство "постоянного" посёлка взялись всерьёз.
3.
Всё это время он так и числился Посёлком Третьего разъезда, и лишь в 1985 году получил своё нынешнее название да статус ПГТ, а дальше лишь в силу известных событий ему не случилось стать городом. Подавляющее большинство капитальных зданий Нового Ургала строились в 1980-85 годах, и например вокзал был сдан в 1982-м:
4.
Снаружи он здесь, сказать прямо, один из самых невзрачных на БАМе. Даже сайдинг пошёл зданию только на пользу: прежде на месте этих пластиковых "полубрёвен" была такая же коричневая штукатурка.
5.
Единственное украшение фасадов - барельефы, на одном из которых со стороны путей запечатлено
здание Верховной Рады:
5а.
Но ещё до поездки я знал, что главные красоты у вокзала внутри. Попасть туда оказалось не так-то просто: с обеих сторон центрального зала стоят посты с рамками, на каждом из которых дежурит по несколько человек охраны! Понятно, что таким образом в глуши решается проблема трудоустройства, но охранники, приметив туристов с парой больших рюкзаков,взялись демонстрировать всевидящему оку начальства, что хлеб свой не зря едят. Кажется, отряд "Донбасс" успел реорганизоваться в отряд "ДНР" - разбор рюкзаков и пояснение о каждой вещи, что это и зачем, слегка напомнил периодические задержания ополченцами в мою давнюю поездку
по народным республикам. С той разницей, что где-то на трети рюкзаков охранникам это надоело, и они переключились на игру повеселее - заставили нас включить все гаджеты, как делают на входах в некоторые аэропорты. И лишь фотографировать нам пытались помешать не столько они, сколько тётка из комнат отдыха...
6.
Фотографировать же тут было что. Фризы и колонны с орнаментами вышиванок обрамляют мозаику, на которой нашлось место и девам "братских народов" в национальных костюмах, и терриконам и трубам Донбасса, и Всесоюзным Ударным Комсомольским будням в тайге:
7.
7а.
Бонусный уровень - майолика в буфете на втором этаже:
8.
Где ударники, выйдя на покой в квартирах "постоянок", могли бы выпить стопку горилки, навернуть борща с галушками да вообразить, будто за окном не трескучий мороз или тучи гнуса, а белый каштан на Крещатике, опаленные солнцем курганы, пихтовый воздух Карпат и прочий садок біля хати...
9.
9а.
10.
Мы же заявились на вокзал не только подивитися, но и переночевать - поезд по Восточному БАМу ходит всего один, то есть мы высадились здесь ровно на сутки. Дивиться, увы, пришлось не в украинском, а самом что ни на есть русскоязычном значении этого слова, причём - со знаком минус. На вопрос о комнате отдыха охранники во главе со строгой коренастой женщиной начали было возмущаться и посылать нас в поселковую гостиницу, но выпустив пар, понемногу стали проникаться к нам интересом и симпатией. Оказалось, что комната отдыха в Новом Ургале таки есть и стоит по 800 рублей за ночь с человека, что в общем вполне божеская цена для этих глухих мест. И - вполне неплохих условий: за дверью напротив буфета спрятано несколько двухместных номеров и общий на всех, очень чистый санузел. Но не успели мы обрадоваться, как смотрительница сообщила, что с большими рюкзаками она нас туда не пустит, и если мы хотим ночевать здесь - их придётся сдать в камеру хранения. Причём - на двое календарных суток, так как расчётный час у РЖД глубокой ночью. Таким образом к 800 рублям добавлялось ещё 360, то есть на двоих нам предлагалось заплатить 2320. Таких правил я не видел более ни на одном вокзале,
ничего не сказано о них и на сайте РЖД, так что судя по всему мы столкнулись в Новом Ургале с обыкновенным самоуправством. Причём, как я понял, это даже не противоковидная инициатива: сотрудники вокзала уверяли нас, что такие правила у них были "всегда". Когда же я попытался добиться хоть какого-то обоснования, мне ответили, что комнаты отдыха в Новом Ургале - для работников РЖД, и согласившись нас заселить, нам ещё одолжение делают и работой рискуют, а рюкзаки нужно сдать потому, что тут везде камеры. "Везде камеры" - это верный маркер того, что договориться с исполнителями не удастся, и права качать имело бы смысл только начальству, которое, как ему и полагается, в тот день отсутствовало. Оставив Олю в зале ожидания, перво-наперво я пошёл в посёлок искать гостиницу.
11.
Вокзал в Новом Ургале стоит по сути дела в парке на краю приречной низины, по которой раскинулась станция. По аллее с полкилометра до местной Потёмкинской лестницы (странно, что тут не было отряда "Одесса!"), за которой начинается посёлок:
12.
Лестница выводит к кубическому памятнику строителям Восточного БАМа. Один из самых интересных монументов на всей магистрали, он был поставлен в 1980-м году, с началом стройки постоянного посёлка, и остался явным символом Нового Ургала. Справа от куба - грандиозный ДКЖД (1989), в ансамбле посёлка занимавший место кафедрального собора:
13.
Слева - торговый комплекс:
14.
Своей архитектурой напоминающий какое-то странное связующее звено современных ТРЦ и советских универмагов. В конце концов и строился он в те времена, когда капитализма ждали явно больше советских людей, чем коммунизма.
15.
Третье здания на площади - неожиданная в маленьком посёлке высотка бывшего Ургальского отделения Байкало-Амурской железной дороги. Последняя была упразднена как отдельный железнодорожный регион в 1997-м, но немалая часть служб и после этого осталась в своих кабинетах уже под началом Дальневосточной железной дороги.
16.
Между трёх зданий - сквер Николая Лукьяненко, под руководством которого "Укрстрой" в 1974-м году прибыл на БАМ. Здесь стоит россыпь памятников - скромный мемориал Победы (1995) по соседству с БАМовским Кубом:
17.
И глыба Строителям Ургала, перенесённая сюда в 1999 году. Изначально, с 1976 года, она стояла у первого каменного здания в посёлке:
18.
За сквером и пространством площади начинается Киевский микрорайон:
19.
Как я понимаю, дончане строили больше инфраструктуру, киевляне - жилые дома, и орнаменты их невольно заставляют вспомнить
Чернигов или
Полтаву:
19а.
На центральной Киевской улице, в подъезде многоэтажки, нашлась и гостиница. За стойкой встретила симпатичная молодая администраторша в каком-то винтажном камзоле, но за двухместный номер без удобств тут выходили примерно те же деньги, что и на вокзале, и я рассудил, что раз уж мы уезжаем с утра, лучше селиться поближе к перрону. Вернувшись на вокзал, перебрав рюкзак и сдав его в камеру хранения, дальше по посёлку гулять я пошёл уже с Ольгой...
20.
В одном из дворов нас окликнул с балкона мужичок, похожий на тех "каменных баб", что стоят
у музея в Днепр(опетровск)е и
университета в Луганске. Откуда-то из тех краёв он и приехал сюда в 1970-х, и всё вокруг тут строилось не просто на его глазах, но и с его участием. Балкон же его глядит на одну из достопримечательностей Нового Ургала. Несколько разлапистых елей, похожих на пихты в Карпатах, гораздо старше окрестных домов, и весь посёлок помнит (а Яндекс - почему-то нет) историю о том, как ургальчане намяли бока обнаглевшему мэру, вознамерившемуся срубить одну из них.
21.
Киевский микрорайон занимает добрую половину Нового Ургала, 3/4 его капитальной застройки. В глубине скрыта школа нетипового проекта:
22.
Она глядят фасадом на Ростовскую улицу - не очень понимаю, причём здесь был Ростов-на-Дону в 1980-х, но сейчас это название в контексте Украины звучит иронично. За Ростовской - Южный микрорайон, совместное творение дончан, харьковчан и днепропетровцев:
23.
Часть домов в Новом Ургале стоит на высоких подклетах (на кадре выше), как правило указывающих на вечную мерзлоту - под ними скрыты сваи, забитые ниже оттаивающего летом верхнего слоя. Однако у других домов входы на уровне земли и окна первых этажей не выше, чем в украинских чернозёмах:
24.
Киевская и Ростовская упираются в Донецкую улицу. За ней лежит сквер с Ильичом (1985), которому Ленинопад явно не угрожает. Более того,
он и поставлен был неофициально - просто один из начальников стройки вспомнил, что у него есть друг-скульптор в Киеве, после чего "Укрстроевцы" скинулись и заказали ему монумент.
25.
На здании администрации - мотивы
Петриковки, а вот что за странная лавочка на кадре выше - пусть кто-нибудь из урбанистов объяснит:
26.
Западнее Донецкой улицы ещё один микрорайон, который мне так и хотелось назвать Карпатским:
27.
Что
по архитектуре домов, что по расположению на косогоре... Станция Новый Ургал в несколько раз (!) обширнее посёлка: БАМ здесь раздваивается, и на двух параллельных линиях расположены два парка - пассажирский у подножья и грузовой вдали. В советское время депо Новый Ургал считалось образцовым на всей Байкало-Амурской магистрали:
28.
"Карпатский" квартал же на самом деле Армейский - его строили ещё военные. С противоположной склону стороны, на Киевской, 10, стоит уже упоминавшийся первый в Новом Ургале капитальный дом (1976), краешек которого виден справа.
29.
Магазин "Харьков" когда-то дополнял столовая "Дончанка" и детский сад "Гуцулочка":
30.
О близости шахтёрского Чегдомына напоминают клумбы в колёсах карьерных машин:
31.
Подъезды Нового Ургала обшарпанные и тёмные, но двери их почти везде нараспашку:
32.
Наслышанный об упадке БАМа в 1990-2000-х, я ожидал увидеть здесь нищету, остервенение и блатные понятия для стара и млада. К счастью, я ошибался - в 1970-80-х на стройку века ехали не каторжане, а энергичные люди за длинным рублём и романтики за туманом, и именно вторые в большинстве своём остались. Трудные времена их лишь сплотили, а в 2010-х годах сюда вернулись уже не длинные рубли, но всё же некоторая зажиточность.
32а.
В БАМовских посёлках не растрачен некий особый душевный уют общего дома, построенного своими жильцами. В Новом Ургале он ещё и подкреплён той особой южной любовью к жизни, которой многих очаровывала старая добрая Украина.
33.
Третье поколенье бамовцев гуляет в зелёных дворах под присмотром лишь соседей из окон:
34.
35.
На Киевской улице попалась неожиданно симпатичная остановка без признаков вандализма. Уехать с неё можно только в Чегдомын - два посёлка образуют остров посреди тайги, с внешним миром связанный только по рельсам. При нас местные в один голос утверждали, что и между посёлками транспорта нет, но в комментариях к этому посту опять же местный житель это опровергает.
36.
Ловить попутку мы пошли на АвтоБАМ, который проходит как раз по подножью поселкового холма, между вокзальным парком и "потёмкинской" лестницей. На выезде в низинке попался ещё один, совсем новый памятник "Слава железнодорожным войскам" (2019), где мемориальные доски соседствуют с инфостендами.
37.
...Вернувшись из Чегдомына, мы ещё немного прошлись по Новому Ургалу купить себе еды на ужин - часть кадров снята с той, уже третьей прогулки. В одном из десятка магазинчиков (с неплохим, надо сказать, ассортиментом) я ухватил корейскую лапшу, которая
на Дальнем Востоке действительно бывает из Кореи, Китай или Таиланда. Придя же на вокзал, мы обнаружили, что забыли в рюкзаке томатный соус, без которого любая лапша кажется мне малосъедобной - и извлечь его из камеры хранения выходило втрое дороже, чем сходить в магазин за новым. Но то была осенью 2020-го, а что мы видим зимой на 2022-й? Комнаты отдыха у РЖД теперь почти повсеместно стоят 2100 с чем-то рублей и не сдаются по часам, в один номер по антиковидным соображениям селят только близких родственников, а установленные повсеместно на крупных станциях камеры хранения обходятся в 600-800 рублей в сутки. И писал бы я о том путешествии по горячим следам - объявил бы Новый Ургал столицей маразмов на БАМе, но теперь у меня скорее ощущение, что здешние чиновники и безопасники просто склонны бежать впереди паровоза.
В следущей части, прежде чем отправиться дальше на запад, ненадолго сойдём с БАМа и съездим в соседний Чегдомын.
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих земля БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и
Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали. Горный БАМ.
Олёкминск - Новая Чара.
Две Чары и Чарские пески.
Чинейская железная дорога. Посёлок Чина.
Чинейская железная дорога. Трасса.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бобайдо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Нижнеангарск.
Нижнеангарск.
Северобайкальск.
Байкальское.
Северобайкальск - Усть-Кут.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и
Тайшет. (Западный Старый БАМ).