Мезенский тракт. Часть 3: Пинега - Мезень

Jul 10, 2010 11:14



Итак, мы подошли к последней и главной части путешествия - к Мезенскому краю. Это "край" в буквально смысле слова - о дороге, которую строили около 300 лет и о том, как сюда доехать, в я уже рассказывал первом посте Мезенского тракта.
Мезень - это действительно другой мир, с другими законами и другим течением времени. Кажется, от материковой России она отличается так же сильно, как Камбоджа или Боливия.

В последней части рассказа о дороге на Мезень и первой части рассказа о самой Мезени речь пойдёт в основном о природе и транспорте. Извиняюсь за размер поста - я так и не смог придумать, как его оптимально разбить на две части.

От Пинеги до Мезени (реки) всего 2,5 часа, откуда до Мезени (города) - еще час-полтора. Сложно поверить, что этот участок дороги не могли сделать со времён Петра Великого. Только в 2000-м году пробили зимник, и только в 2008 сделали его круглогодичным. Так как дорога новая, качество грунтовки намного лучше, а ехать намного приятнее, чем от Архангельска до Пинеги. Кстати, важный момент - по дороге "туда" я сидел в середине салона, со всех сторон заваленный рюкзаками и сумками (так как садился на середине пути и хорошие места были заняты). Зато обратно - рядом с шофёром, поэтому все кадры с трассой сняты в сторону Архангельска.

Пинега остаётся позади:



Хотя её и окружает освоенная земля - луга, пастбища, деревни. Вот это здание - аэропорт, ныне не действующий. В малой авиации нет своей "Авиановы", и поэтому никто не будет тратить 2000р. на перелёт, когда можно за 4 часа и 400р. доехать на "буханке".



Около аэропорта - Пинего-Кулойский канал. Как уже говорилось, город Пинега вырос из волока, вместо которого в 1926-28 годах заключенными КулойЛАГа был вырыт 6-километровый канал. Кулой - короткая, но очень глубокая река, впадает в Мезенскую губу. До постройки дороги на Кулое и канале оставалась грузовая навигация, в последнем сезоне его проходил на грузовом судне af1461. Приглядитесь - видны остатки деревянного шлюза:



Последние пинежские скалы:



А дальше до самой Мезени на трассе не будет деревень. Сразу меняется пейзаж - оказываешься среди низкорослых корявых боров-зеленомошников:



А иногда - среди бескрайних болот, слегка похожих на казахскую степь:



Если я ничего не спутал, эти топи называют здесь "тайбола". Хотя не уверен - в разговоре слышал и "тайбола", и "тайга", и "болото", и как все эти три понятия соотносятся (а других ландшафтов тут нет) - не знаю.



Кое-где вдоль болот вот такие изгороди:





А кое-где - вот такие цветы:



Пока не было зимника, на преодоление этих болот зимой у каравана могло уйти неделя. Весь же путь от Мезени до Архангельска караван, пробивая снега, проходил за месяц. Бензина машины везли больше, чем грузов.



По дороге трасса пересекает 4 реки. Первая - речка Олма, примерно в часе пути от Пинеги:





Вторая - река Немнюга в полутора часах пути:



Немнюга - это историческая граница Пинежья и Мезенского края. Нереально красный берег - свойство мезенских рек. У моста - единственная на всём пути бензоколонка и блинная:



Вдалеке - село Совполье характерного для Мезени облика:



Зимой сюда иногда добираются ненцы на оленьих упряжках, продавать рыбу, оленину и дичь.
Еще через полчаса пути - река Кимжа, на которой стоит одноимённое село:



Через Кимжу - понтонный мост, не действующий в половодье. В это время ходит паром, поэтому дорога стоит не 1200, а 1500р.
Чуть дальше - отворот в село Кимжа, считающееся самым красивым в Мезенском крае и ставшее моим местом ночлега. Но в Кимжу позже - ведь впереди от поворота уже видна Мезень:



Мезень - третья по величине река Русского Севера (после Печоры и Двины). По расходу воды она сопоставима с Доном, её длина 966км, а верховья лежат в Республике Коми. Как и другие северные реки, Мезень очень широка:



Из Кимжи к берегу Мезени я ходил пешком. По дороге ко мне привязался шершень, крутился вокруг меня довольно долго, а стоило мне остановиться - пытался напасть. Потом отвязался - видимо, сопровождал в районе своего гнезда. А шёл я посмотреть на Поклонный крест:



Мезень - это настоящая "земля крестов". Здесь всё еще жив старый поморский обычай ставить кресты с треугольной кровлей по любому поводу. Кресты Мезени бывают трёх видов: могильные (и так понятно), обетные (их человек ставил в благодарность Богу за что-то, "по обету") и поклонные (это разновидность часовен). Часто обетные кресты перемещались на могилу того, кто их поставил, а часто становились поклонными. Поклонные как правило крупнее других, и расписаны на двух сторонах. На основной (западной) надписи и рисунки были религиозной тематики, на восточной (задней) - житейской.



В мезенских селения очень мало храмов - но кресты есть везде. Только в самой Кимже около 40 обетных крестов, а в её окрестностях два поклонных (о втором знают только местные, чужих к нему не водят, а запрятан он глубоко в тайге). Еще поклонные кресты я видел в Дорогорском и Мезени.



У креста висят полотенца. Раньше сам он был увит ими, а знающие люди спорили, может ли такое быть - традиция эта или новое поверье. В итоге полотенца повесили рядом. Вообще, традиция "священных полотенец" сразу заставила меня вспомнить Марий Эл с его Верой Предков. В Поморье очень много языческих пережитков.



Внизу, у берега Мезени - так называемый Забор (ударение на первый слог), широченный песчаный пляж:



Вообще, при огромной ширине северные реки весьма мелкие. В последнее время их русла зарастают песком, и возникают "кошки" - песчаные острова. Я зачем-то пошёл по Забору вглубь, и вскоре оказался в натуральной пустыне:



Мне хотелось найти устье Кимжи и вдоль него вернуться в село. Оказалось, что возвращаться надо было по другой просеке, но я этого не знал и после получаса ходьбы по пескам  уткнулся в ручей и решил поворачивать:



Шёл я то босиком, то обувшись. В одном месте, уже на обратном пути, я присел на песок обуться, и вдруг услышал за спиной топот. Обернувшись, я увидел табун лошадей!



Табун этот обитает в Кимже и бегает на реку отдыхать от насекомых (из-за ветра их тут нет). Вообще, лошади - самая распространённая скотина на Мезени, так как здесь существует особая порода, устойчивая к холодам и умеющая "копытить" - добывать корм из под снега, как олени.

Краешек Забора с "пирамидкой"-очагом, трасса и паромная переправа:



Моста через Мезень нет и не будет - слишком дорогая стройка для района с населением 11 тысяч человек. Зимой налаживается переправа по льду, в ледоход и ледостав (а это где-то по неделе) проехать невозможно, а в остальное время курсируют 7 автопаромов. Работают они круглосуточно (хотя ночью их и мало), "по заполнению" - возят даже одну машину, хотя за легковушку берут около 500р. Пешеходов берут бесплатно, а машины бывают раз в 10-20 минут минимум.



Переправа довольно долгая - из-за мелей паром идёт немыслимыми галсами (зигзагами).
Типичный мезенский берег - щелья (ударение на первый слог): отвесный, ровный и совершенно красный обрыв:



Тракт:



Поклонный крест с реки виден плохо и только издалека - поэтому адекватного кадра не получилось. Село Дорогорское ниже по течению, на высоких щельях:



Другая сторона переправы:



Паром подходит:



Вид назад. Безумный красный цвет. Иногда щельи достигают высоты десятков метров, а их склоны ровные, будто обрезаны ножом. Но это выше по течнию, например, в селе Юрома ( репортаж af1461).



Дорога за Мезенью существовала весьма давно и связывала селения вдоль реки. Еще до 2008 из Мезени можно было проехать в Лешуконское (посёлок в среднем течение реки, в устье Вашки), по деревням ходят ПАЗики. Переправу и эту дорогу я проезжал на "буханке" из Кимжи, с которой ездил в Мезень и обратно.

Дорога мне запомнилась опорами ЛЭП - ведь это полноценное деревянное зодчество!





Почти сразу после переправы через Мезень - еще одна переправа через реку Пёза:



Пёза - река небольшая, но щельи у неё не хуже мезенских:







Однако больше всего меня поразил сам паром. Это не баржа с буксиром, как на больших реках - а действительно ПАРОМ. Платформа, которая ходит по двум тросам, перекинутым через реку:



В красной "будке" сбоку - двигатель и движетель в одном механизме:



Вид назад:



А мы за переправой:



Впереди - рассказ о трёх населённых пунктах этого края, где мне удалось побывать: сёлах Кимжа и Дорогорское и городе Мезень.

Подробнее и актуальнее (на 2015 год) о Кимже и Мезени - смотрите здесь.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
От Онеги до Пинеги
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009.
Архангельск - Белогорский.
Мезенский тракт..
Белогорский - Голубино.
Пинежский карст и пещера Голубинский провал.
Красная Горка.
Пинега.
Мезень.
Пинега - Мезень.
Кимжа.
Дорогорское.
Мезень.

природа, поморы, "Раскол", Мезень, этнография, русские (этнография), Русский Север, дорожное, Мезенский тракт, переправы, "К студёным морям", Архангельская область, транспорт, автодорожное, рыбацкое, деревянное

Previous post Next post
Up