Кимжа. Сгусток прошлого.

Jul 10, 2010 22:53



Село из сотни огромных изб-дворов, стоящее тремя улицами у ярко-красного берега реки, а вокруг - заросшие поля, и в этих полях десятки деревянных крестов. И ни одной постройки моложе 100 лет. Это - Кимжа, одно из самых фантастических мест, что я когда-либо видел. Она как сгусток прошлого, где время замкнулось кольцом.
Для меня Кимжа и Мезень стали синонимами. Тем более что в Кимже я ночевал, в удивительном гостевом доме Нины Николаевны, о котором тоже сделал отдельный пост (там же и практическая часть).

Сразу вынужден оговориться, что я не увидел главную достопримечательнсть Кимжи - знаменитую Одигитриевскую церковь. Одигитрия, срубленная в 1709 году - самый совершенный из трёх уцелевший храмов пинежско-мезенской архитектурной школы (вторая церковь - около Веркольского монастыря на Пинеге, третья - вероятно, погост Едома под Карпогорами). Мезенские сёла вообще очень бедны храмовой архитектурой - несколько часовенок, пара церквушек "под камень"... Именно Одигитрия выделяла Кимжу среди других мезенских селений в первую очередь.



Фото: Александр Фетисов (af1461 ), отсюда.

Композиция "шатёр на крещатой бочке" встречается только на Пинеге и Мезени. В таком стиле был построен собор в городе Мезень, были и храмы в других сёлах, в том числе Юромский погост-тройник, сгоревший в 1930 году от удара молнии. В те времена, когда на Мезень не было дороги, Одигитрия в Кимже воспринималась многими как чудо света, которое не суждено увидеть.
Как же я умудрился не увидеть храм в маленьком селе? Всё очень просто:



Одигитрия разобрана и реставрируется методом полной переборки. Занимается этим та же артель "Поморские плотники", что и в Больших Лядинах. Процесс идёт очень медленно, с перерывами и остановками, но тем не менее уложено уже 9 венцов. Местные, разумеется, не верят в то, что церковь когда-нибудь будет восстановлена, и рассказ о Кимже неизменно заканчивали фразой "Жаль вот только, Одигитрию нашу сломали" - но точно так же здесь никто не верил, что когда-нибудь достроят дорогу, по которой я приехал. Одигитрия была в аварийном состоянии, и по словам директора Мезенского музея, не пережила бы уже этой зимы. И всё-таки её тут очень любят и боятся за её судьбу..

Но главное на Мезени - не отдельные здания, даже такие прекрасные, как Одигитрия. Переборка - дело лет на 5-7, и кто знает, каким будет этот край к тому времени? Может быть, тут дачников станет больше, чем жителей. Не за этим стоит ехать на Мезень.



Кимжа стоит не на Мезени, а на одноимённой реке в километре от устья. Население - около 120 человек, летом - до 300-400. Но "летние" жители - это не дачники, а бывшие кимжане, возвращающиеся отдохнуть в отчий дом. Чужаков тут почти нет, и в то же время селянина и горожанина отличить можно сходу: городские в основном замкнутые и угрюмые,  в то время как местные очень доброжелательны и всегда здороваются с прохожим.



Кимжа сохранила традиционную планировку: две параллельные улицы, вытянутые вдоль речной излучины, и набережная с "фасадой" изб вдоль берега:



Возраст всех изб Кимжи - 100-150 лет, и официально село значится как "наиболее хорошо сохранившийся ансамбль поморского села 19 века". Но в том-то и дело, что преемственность и архаичность деревянного зодчества (особенно поморского) позволяет с тем же успехом назвать это место "ансамблем 17 века". Строили так же, и здесь это утверждение ближе к истине, чем в любом другом из моих постов:



Лодка-зырянка, характерная для Мезени - в Кимже таких много:



Улицы проходит выше набережной, и дома на них также обращены фасадами к реке. Главная улица:



Вид в обратную сторону. Обратите внимание - в кадре одна и та же девочка в джинсовке. Она была первым человеком, которого я увидел в Кимже, и после каждый раз со мной здоровалась, очень тепло улыбаясь. А на заднем плане - сруб Одигитрии:



А обшитая досками изба - не новодел, а наоборот, старейшая в Кимже (1849 год). Её украшает не конь, а олень:



Между ней и Одигитрией - обелиск Победы без единого гвоздя:



Дальше по улице - сельский клуб, единственное в Кимже советское здание (каюсь, про "ни единого" в начале я для красного словца сказал):



Если стоять лицом ко входу, соседняя изба справа - гостевой дом Нины Николаевны, а соседняя изба слева - этнографический музей "дом Политова", который я так и не застал открытым.
Чуть дальше. Козы и амбары:



Вид главной улицы с другого конца: глухие "хозяйственные" фасады изб образуют не менее красивую перспективу, чем жилые. А мужик укладывает в землю деревянную трубу от своего дома к обрыву:



Вообще, поморские избы чрезвычайно красивы:



А прямо во дворах некоторых стоят кресты - но об этом я расскажу позже:



К жилой части Мезени примыкает хозяйственная. С главной улицы за домами хорошо видны две мельницы:



Еще пара интересных строений. Силос (?):



И амбар характерной для Мезени конструкции:



Мельницы. Когда-то в Кимже их было 13, они стояли в ряд и, разумеется, работали. Ныне осталось две, и эти мельницы считаются  самыми северными в мире!



Одна мельница полуразрушена, а другой не хватает только крыльев и нескольких внутренних деталей. Как мне рассказывал мужик в кочегарке, с которым я позже ездил в Мезень и Дорогорское, мельницу тоже восстанавливали (параллельно с Одигитрией), и почти закончили, но мастер умер. Нового найти пока не удалось...



Мельницы стоят на огороженных участках, а между ними ведёт вниз улочка. За мельницами - амбарный городок, вынесенный за пределы села на случай пожара:



И снова крест среди амбаров. Об этом опять же позже.



Здесь же дизельная кочергарка (также советской постройки) и конюшня, в которой обитает тот самый табун лошадей, что я видел у берега Мезени:



Поле за деревней:



А за полем, на опушке леса - погост:



Пройдём за ограду:



Почти все кресты - северные, с "домиком". В том числе и большинство новых:





На многих могилах вместо крестов стоят столбики. Сначала я думал - это могилы староверов, где вместо креста часто ставился голбец (а Кимжа была крупным центром староверия). Но оказалось, что это или временные надгробия, или могилы времён атеизма:



А многие кресты - настоящие произведения искусства:







Вид на село от погоста:



Но еще удивительнее - кресты во дворах и целые скопления крестов в хозяйственной части села:



Мезень - это Земля Крестов. Крест в поморской культуре всегда играл особую роль - например, на островах Белого моря и Арктики поморы часто ставили кресты как навигационные знаки и ориентиры, указующие стороны света, фарватеры проливов и бухт, служившие указателями мест и даже небольшими лоциями (надписи). На Мезени всегда было мало храмов, даже часовен - вместо них использовались поклонные кресты, как тот, что у переправы.



Другой тип крестов - обетные. То есть, поставленные "по обету". Например, терпит рыбак в море бедствие, и молится Господу. Оставшись в живых, возвращается в село и в благодарность за спасение строит крест. Или случился неурожай, и люди ставят крест, чтобы Господь спас их от голода. В чём-то эта традиция напоминает армянские хачкары, и это указывает на её древность.
Переломанные кресты - большая редкость:



Более того, на Мезени существовал уникальный обычай - людей часто хоронили не на общем погосте, а на родной земле. Чаще всего - с краю своего поля или делянки, а иногда и во дворах. То есть, многие из крестов, затерявшихся среди амбаров - могильные:



А часто крест менял функции. Скажем, человек ставил его по обету, а после смерти крест переносили на могилу. Или крест начинал отождествляться с каким-то событием, в честь которого был поставлен, и превращался в поклонный.



Многие кресты богато украшены - надписи, резьба, орнаменты, рельефы:



На западной стороне креста (то есть той, на которой глядит человек при молитве лицом на восток) тематика была в религиозная, а на восточной (задней) иногда были надписи на житейскую тематику - например, краткие лоции на морских крестах или календари. В самой Кимже у большинства крестов восточные стороны без надписей.



Всего в Кимже около 40 крестов.
Небольшая зарисовка:



Гуляя по Кимже, я испытывал странную досаду, которую долго не мог понять. Постепенно понял - досада была вызвана чувством бессилия. Невозможно, просто невозможно передать через фотографии всю ауру этого места. Фотографии не передают запаха мокрых лугов и дерева, пьянящую тишину, вкус чистейшего воздуха. Тем более не передают отсутствие городских запахов и звуков. Полсотни снимков не складываются в единое целое, ведь большую часть показанных тут объектов часто можно увидеть с одной точки. Но главное - не передают эмоций от общения со здешними людьми, которым ты интересен, которые тебе абсолютно искренне рады. Абсолютно нормальная для города и даже для соседнего Пинежья сдержанность дачников по контрасту выглядит открытой враждебностью. За любое дело (в том числе ночлег или извоз) здесь принято платить не перед, а после, и когда я ехал сюда с Пинеги, водитель маршрутки даже слегка обиделся, когда я попытался заплатить ему при посадке. Здесь даже слово "лихой" означает "ленивый", в то время как везде наоборот. А еще у мезенцев очень необычный говор - часто кажется, что говорят не по-русски.
Когда я уезжал из Кимжи в Архангельск, мне натурально хотелось плакать...

Но мы пока едем не в Архангельск, а в соседнее Дорогорское и далее в город Мезень.

Подробнее и актуальнее о Кимже и Мезени (на 2015 год) - читайте здесь.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
От Онеги до Пинеги
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009.
Архангельск - Белогорский.
Мезенский тракт..
Белогорский - Голубино.
Пинежский карст и пещера Голубинский провал.
Красная Горка.
Пинега.
Мезень.
Пинега - Мезень.
Кимжа. Дом Нины Николаевны.
Кимжа. По селу.
Дорогорское.
Мезень.

Русский Север, дорожное, поморы, "К студёным морям", Архангельская область, "Раскол", Мезень, этнография, деревянное, русские (этнография)

Previous post Next post
Up