В прошлой части сходили от
Главной улицы налево, в аристократические австрийские районы, а в этой пойдем направо. Еврейский квартал, рабочие слободы, румынские церкви, функционализм и просто очень колоритные старые улочки. Для меня Черновцы - в первую очередь то, что сейчас покажу здесь.
Почти что от апсиды
церкви Параскевы начинается Еврейский квартал, который в Черновцах самый обширный из всех, что я когда-либо видел:
Но пейзажи еврейских кварталов, где дома будто свалены в кучу, не спутать ни с чем.
По сути даже не квартал, а целый район, занимающий северо-восточную часть центра. В Черновцах, как и в малых городах и Галиции, и Молдавии, евреи составляли около трети населения - но Черновцы были центром провинции. Поэтому еврейская община здесь была одна из самых сильных и развитых в Австро-Венгрии, а город стал своего рода центром еврейской интеллигенции. В 1908 году здесь была проведена первая в истории конференция на языке идиш. И не случайно ансамбль Черновцов сложился после 1868 года, когда большая часть еврейских запретов была отменена властями - на еврейском предпринимательстве держалась экономика города.
Однако еврейский квартал в основном остался таким же, как был. Особенно хорошо это видно по его "изнанке". Вот так выглядит двор напротив фасада церкви Параскевы, то есть через улицу от еврейских районов:
А так выглядят дворы в домах за ее апсидой:
Двери:
Главная в еврейском районе улица носит название Анри Барбюса:
И мне из черновицких улиц понравилась, пожалуй, больше всего.
В Черновцах около десятка бывших синагог, но большинство из них невзрачны и не выделяются в застройке (например, желтое здание на кадре выше). На Барбюса расположена Большая синагога, основанная в начале 18 века, а в нынешнем виде построена в (с перерывами) 1792-1852 годах:
Кроме того, я уже рассказывал в прошлой части о
синагоге "Темпль" (1877) перестроенной в
кинотеатр "Черновцы" (1959). В иудействе как древнейшей из "религий Спасения" не раз случались расколы и реформации, в том числе несколько волн своеобразного "иудейского протестантства". В посте про
Меджибож я уже рассказывал о хасидстве, возникшем в середине 18 века. А с 1820-х годов появился еще и
реформизм, зародившийся в Германии в 1820-е годы. Как и хасиды, реформисты выступали против ортодоксального иудейства с его догматизмом и шовинизмом, провозглашая превосходство мировоззрения над обрядом, смысла над догмой, общечеловеческого над национальным. К концу 19 века мировым центром реформизма стали США, но в масштабах Австро-Венгрии Черновцам как центру еврейской интеллигенции, принадлежала особая роль.
О
черновицких синагогах подробно рассказано здесь. Еще интересное здание рядом - еврейская больница, ведь в Европе ещё в Средние века евреям дозволялось заниматься только торговлей, юриспруденцией и медициной (так как эти области деятельности считались "не имеющими отношения к Богу"), поэтому лечили евреи не хуже, чем торговались:
В день моего приезда улице полным ходом шел ремонт. В отличие от асфальта или деревянных мостовых, брусчатку не заменяют, а перекладывают - то есть разбирают, обновляют слой под ней, и кладут камни на место. В начале улицы брусчатка как новенькая, а конец выглядит так:
Впрочем, не уверен, что брусчатка тут вообще когда-то была. Говорят, лет 10 назад в таком виде была большая часть Черновцов. И это конечно неправильно, но колоритно:
В конце улица круто поворачивает и уходит под гору, к железной дороге:
А за железной дорогой раскинулось нечто, для Западной Украины совершенно не характерное - промзона:
Малоизвестный факт, но Черновцы - еще и крупный промышленный центр. Причем не абы чего, а точного машиностроения, здесь несколько заводов с футуристическими названиями типа "Гравитон", впрочем в основном загнувшиеся. За железной дорогой - Черновицкий машзавод, специализирующийся на производстве нефтедобывающего оборудования (ведь рядом
старый нефтяной район). Но такую индустриальную панораму с тянущимися на несколько километров цехами и трубами, и в России-то не в каждом городе увидишь.
Однако это был своего рода "выход за грань". Промзона видна с конца улицы и с нескольких дворов, а в таком жутком состоянии лишь последние метров 200. Стоит вернуться назад и пройти немного вверх - и вновь оказываешься в опрятном европейском городе:
Это Турецкая площадь, считающаяся старейшей в городе, оформившейся еще в период Османского господства. Мост в кадре, по одной из версий, построен в середине 18 века, а за грузовиком виден купол Турецкого колодца. По легенде, некий паша (наместник) влюбился в простую черновчанку, и решил заполучить ее руку и сердце оригинальным способом: выкопал колодец, но запретил им пользоваться всем, кроме нее. Девушка в знак протеста в этом же колодце и утопилась. А воду оттуда набирали еще ни один век...
Уже в наше время на площади установлена символическая ротонда - подарок Турции. Увы, о красотах Турецкой площади я узнал только дома, мост заснял случайно, а колодца вообще не увидел.
Вот чужая фотография.
Параллельно улице Барбюса проходит улица Сагайдачного, образующая границу еврейского квартала:
Больше всего она запомнилась мне видами вниз, на экс-еврейские дворики и переулки:
Закончилась история еврейских Черновиц совсем не так, как заканчивались истории других еврейских общих Восточной Европы. В 1941 году Ион Антонеску (если кто не знает, это был румынский диктатор, союзник Гитлера) назначил мэром адвоката
Траяна Поповича - видного представителя местной ителлигенции, который ещё при Австро-Венгрии нелегально ходил через границу слушать лекции в ближайшем румынском городе. Попович не только принял предложение, но и убедил сначала губернатора Буковины, а затем и самого Антонеску в том, что на евреях держится экономика Черновцов и репрессии против них не в интересах Румынии. Так в охваченной фашизмом Европе образовался небольшой оазис еврейской цивилизации, и черновицких евреев называли "народом Траяна", а самого Поповича - "жидовитул" ("ставший евреем"). Он спас более 20 тысяч человек, после войны же евреи разъехались из Черновцов мирно, как из других городов Советского Союза.
С Сагайдачного я повернул наверх, в треугольник улиц Школьной, Сучавской и Садовской:
Очень понравилось деревянное здание, явно стилизованное под османские дворцы - дом Адлерсберга конца 19 века, местный аналог деревянного модерна.
Затем я вышел на местную Русскую улицу - уже затрудняюсь сказать, какую по счету (Львов, Каменец-Подольский, Тернополь...):
И на каждой приходится объяснять одно и то же, потому что если это не объясню я, объяснят в комментах: "русскими" или "русинами" в Австро-Венгрии и Польше исторически называли всех православных восточных славян, из которых здесь жили только украинцы. Обычно такие улицы указывают на православный квартал, но в Черновцах здесь находилась греко-католическая Успенская церковь (1817, перестроена в 1937 году):
Русская и Сагайдачного соединяются несколькими кварталами далее, а близ их слияния находится Румынский квартал.
Место, с которого снят верхний кадр, расположено около Никольской церкви (1927-39) - одной из "визитных карточек" Черновцов. За необычную форму главок ее называют иногда Пьяная церковь:
Впрочем, уникален такой храм только за пределами Румынии, а в румынском зодчестве это весьма распространенный прием. У этой церкви был даже прототип -
Успенский собор (1526) в Куртя-де-Арджеш, главный храм средневековой Валахии. Однако помимо уже всем известных кручёных барабанов, стоит обратить внимание и на черепичные орнаменты - по-моему, здесь они даже изящнее, чем на Университете:
Однако мало кто знает, что "Пьяная церковь" - лишь часть ансамбля двух Никольских церквей. Старая Никольская церковь расположена чуть дальше по улице Сагайдачного, за деревянными воротами:
Это типичный пример деревянного зодчества Буковины - "церковь хатного типа". С виду - просто деревянный дом, почти что амбар, но изнутри это классическая украинская трёхсрубка, просто срубы все одной высоты и под общей крышей. Такой тип сложился в эпоху турецкого господства - церковь-хата незаметна и легко восстановима. Вообще, утрата храмом специфических черт - результат длительного угнетения, самый яркий пример тут - синагоги, а в России
татарские мечети и
старообрядческие церкви. Церковь становится хатой тогда, когда жители изначально не предполагают, что смогут ее уберечь.
Однако в Буковине уцелели десятки хатных церквей, только в самих Черновцах и пригородах штук пять. Возраст большинства из них неизвестен: Старо-Никольскую официально датируют 1607 годом, но в последнее время более вероятным возрастом считается конец 18 века.
А дальше я просто гулял по тихим и (пока еще!) сухим черновицким улочкам. И в первую очередь я запомнил Черновцы такими.
Деревянные элементы каменных домов:
Одноэтажные домики, характерные для австро-венгерских "уездов" (в Ивано-Франковске есть такие же):
Орнаменты, украшающие многие крыши:
Колоритный румынский функционализм, восхищающий своей прямолинейностью:
Краешек центра:
Румынская архитектура лучше всего представлена именно в этих районах, образующих пояс между центром и окраиной - хорошо видно, что при Румынии Черновцы развивались, став третьим, а то и вторым городом страны по населению (112 тыс. человек, буквально на пару тысяч меньше Кишинёва и заметно крупнее, чем Яссы). Черновцы - пожалуй, лучший "заповедник" межвоенной несоветской архитектуры на Украине, о которой в трёх частях (
первая,
вторая,
третья) читайте у
darriuss.
Совершенно случайно набрел на красивейший собор в романо-византийском стиле, о котором ранее ни разу не слышал. Оказалось - Введенский женский монастырь (1904). Архитектура вполне достойна храмов в центре:города:
А еще через квартал вышел на Главную улицу, к воротам Городского парка. Впереди (уже западнее Главной) маячил шпиль костела Сердца Иисуса (конец 19 века), до которого я тоже дошел:
Румынское здание напротив костела:
Есть в Черновцах и еще один храм, до которого я не дошел, хотя трижды проходил в квартале от него - это
Армянский собор (1869-75, Йозеф Главка), расположенный между Кафедральным собором и Успенской греко-католической церковью.
Вообще, упущений в Черновцах у меня оказалось очень много - но здесь они не страшны, так как этот город интересен не отдельными зданиями, а своей средой и атмосферой.
Вообще, не раз приходилось слышать, что Черновцы впечатляют даже сильнее, чем Львов. С этим я бы поспорил, но причину такого ощущения понимаю. Львов слишком большой, отдельные виды, дома, детали в нем просто теряются. А Черновцы, обладая почти такой же роскошной архитектурой и даже большей цельностью, соразмерны восприятию. В отличие от Львова, их легко увидеть и осмыслить как единое целое. А исторический центр можно за два дня исходить вдоль и поперёк.
В третьей части съездим на окраину, в район Гореча, где находится скансен народной архитектуры Буковины и церковь, построенная в годы турецкого господства.
ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог.
О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий (Проскуров).
Меджибож. Крепость Белый Лебедь.
Меджибож. Поселок и еврейский квартал.
Восточная Подолия, или Брацлавщина (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород. Еврейское местечко.
Жмеринка. Интерьеры вокзала.
Буковина (Черновицкая область).
О Буковине в общем.
Черновцы. Главная улица и городская среда.
Черновцы. К западу от Главной.
Черновцы. К востоку от Главной.
Черновцы. Гореча.
Топоровцы.
Хотин. Город.
Хотин. Крепость.
Белая Криница.