Небо, снег да Солнышко. Март-2011 в Башкирии.

Mar 10, 2011 23:45



Я очень люблю Южный Урал. Пожалуй, из всех мест. где мне доводилось бывать, это самое "моё". Наиболее соответствующее моему внутреннему ритму - и потому здесь почти всегда всё идёт как по маслу. Да еще и на поэзию тянет. Если своё прошлое путешествие по Южному Уралу (лето-2008) я описывал "Пилигримами" Иосифа Бродского, то здесь уместнее "Семеро" Вени Д'Ркина.

Их было, было семеро,
Да с ними, ними северный
Ветер, ветер...
Они вели цербера
В трёх венках из клевера
Безрассудно, как дети.

Дорога была долгая,
Затея - обреченная,
И всё же, всё же -
Вёрсты за верстой пешком,
Небо, снег да Солнышко.
Мы так не сможем.
(дальше еще две строфы, но они к делу не относятся)

При этом основной целью поездки было не путешествие, поэтому из шести дней активно разъезжал я только два. Еще два дня вообще не покидал квартиры в Уфе, а два между делал небольшие, но сложные вылазки. А ещё эта поездка была необычайно богата на интересные встречи, большинство из которых здесь описать я по разным причинам не могу. В общем, обо всём по порядку.

Выехав из Москвы вечером 1 марта, я встретил пожалуй самых необычных попутчиков в своей жизни. Имён я называть не буду, поэтому пусть это будет просто Дед. Который, уже будучи дедом, пешком исходил всю Монголию, был на месте падения Тунгусского метеорита, два месяца работал в экспедиции на ледоколе вокруг Антарктиды, посетив 9 полярных станций. Нечасто мне попадаются люди, рядом с которыми я ощущаю себя безнадёжным домоседом.
В итоге проговорили допоздна, я проспал мост через Волгу, и проснулся уже на подступах к Самаре:



Очень интересный и необычный город. Всё-таки однажды я туда вернусь, причём не на один день.



А вот эта стеклянная башня - вокзал, построенный в начале 2000-х годов. На момент постройки это был лучший вокзал в бывшем СССР, да и сейчас впечатляет.



А где-то в самарском Заволжье увидел вот что:



К вечеру я был в Уфе, но я ехал дальше и к утру достиг города Белорецк в глубине Уральских гор. Пару часов ждал на вокзале рассвета. На улице было без малого -30, и мороз создавал дымовую феерию:



А вокруг - ГОРЫ. Настоящие высокие горы:



От вокзала до города - около 7 километров. Дымовая феерия продолжилась:





В сущности, в архитектурном плане город никакой - буквально одна интересная площадь в сталинском стиле и несколько дореволюционных домиков. Но горы окупают всё! Да и просто расположение - главная достопримечательность Белорецка.



Из Белорецка съездил в Тирлян - красивый и очень глухой посёлок, выросший из старого завода. Автобус туда ходит дважды в день, причём "туда" - вечером, а "обратно" - утром, но как говорится "места надо знать": уехать в Тирлян оказалось элементарно. Посёлок со всех сторон окружен горами, которые зимой выглядят величественно:



Колесо прокатного стана - один из нескольких уцелевших фрагментов металлургического завода, закрыто в 1994 году после того, как его разрушил прорыв плотины. Но Тирлян непохож на депрессивную дыру - много детей, доброжелательные люди, пьяни не больше, чем в среднем по Уралу. Как это получается - загадка. Может быть, горы влияют благотворно.



Из Белорецка почти спонтанно рванул в Магнитогорск на маршрутке, где сел у заднего окна. Это очень кстати - маршрутка проходит почти километровый перевал через хребет Уралтау (дословно "Уральские горы"). Очень красивые виды на Белорецк далеко внизу:



В Магнитогорске пару часов светлого времени потратил весьма бестолково и не увидел ничего такого, чего не видел в прошлый приезд. Но хотя бы еще раз впечатлился этому городу - пугающему и величественному:



Роскошные сталинки под цвет смога, грохот крупнейшего в бывшем СССР металлургического комбината, и чувство какого-то совершенно особого, истинно железного Порядка, но в то же время осознание того, что слабакам здесь не место. В общем, один из самых впечатляющих городов России. А Магнитка была не видна - лишь силуэты труб и цехов в облаке смога. Услышал разговор школьников на остановке: "Да там на левом берегу ваще Солнце бывает?!".



Здесь я второй раз в жизни побывал в отделении милиции. Как я уже писал в письме из Уфы, мне на встречи с правоохранителями второй год подряд везёт именно в марте и встречи эти оказываются сугубо положительными. Если вкратце, на вокзале мне проверили документы и вроде бы оставили в покое. Через некоторое время ко мне снова подошёл тот же милиционер и предложил выступить понятым при изъятии документов у задержанного нелегала. Я поотнекивался-поотнекивался, а потом решил - ну и ладно. Памятуя недавно отшумевшую историю Павла Ермолова, я конечно немного нервничал, но был и странный интерес: "Хоть посмотрю, как это делается". Ну а надеялся, если случится беда, я на Вас - на Лично Вас, дорогой читатель. Что поднимите волну.
Однако опасения оказались абсолютно напрасны. Всё было очень корректно и доброжелательно. Уличные милиционеры выглядели так, как и положено - моложавые, подтянутые. Ну а общался я в основном с двумя девушка в форме, работавшими в кабинете. В общем, сделали все процедуры, немного поговорили про жизнь, а там уже и поезд подошел. В общем, я не знаю, что это: то ли интуиция, то ли везение, то ли не так всё плохо в отечественной милиции-полиции.



В Уфу я прибыл морозным туманным утром, сразу же доехал до автовокзала и самым ранним автобусом стартовал в Стерлитамак. Это индустриальный гигант с четырьмя супер-заводами ("Сода", "Каустик", "Каучук", НПЗ) и множеством менее крупных предприятий, населением 270 тысяч человек, да еще и центр агломерации с общим населением более 600 тысяч. В пригородах - тоже гигантские заводы. В общем, таких промышленных узлов я давно не видел. Но при этом Стерлитамак очень опрятный и уютный, с небольшим и очень скромным купеческим центром, и в общем здесь просто приятно находиться.



В конце 1990-х - начале 2000-х это был один из богатейших городов России. По крайней мере если отсеять региональные центры и нефтеграды. Местные говорят, что процветание кончилось в 2007-2008 годах, когда московские олигархи выкупили заводы. После этого бюджет города опустел, социальные программы свернулись, рост зарплат радикально замедлился. Я слышал эту историю во многих городах. Это новое бедствие, уже несколько лет ползущее по стране.



Впрочем, современный Стерлитамак тоже не бедствует - он упал скорее с большой высоты, чем в глубокую яму.

А вот путь к знаменитым шиханам оказался сложнее, чем я думал. Вроде самая известная достопримечательность Башкирии наряду с башкирским мёдом, а никто в Стерлитамаке, включая большинство таксистов, не знал, как туда добираться. Наконец, мне удалось найти адекватного водителя, и еще в черте города я успел найти с ним общий язык - а в результате поездка к шихану Торатау обернулась целой экскурсией.
Первым делом отправились вдоль канатной дороги. Об этом впечатляющем сооружении я раньше даже не слышал, но как оказалось, сырьё для "Соды" возят на поездом и не грузовиком, а вот в этих корзинах по 9-километровой линии:



Корзины исправно ездят. Завораживает. Но за несколько десятилетий они полностью вычерпали шихан Шахтау, из горы превратив его в карьер. Сырья там осталось всего на пару лет, а дальше придется или сильно реконструировать завод, или пожирать следующую гору.
Я же в итоге увидел все четыре шихана - но Юрактау и Куштау меня не впечатлили, чего не сказать о Торатау - самом дальнем и самом высоком из шихан. Собственно, шиханы - это вот такие одинокие куполообразные холмы посреди степи. Они напоминают то ли курганы, то ли отвалы - и поэтому всегда считались священными. Мне Торатау больше всего напомнил Египетские пирамиды:



А еще обратите внимание на дымку. Здесь низина, за ней горы - поэтому скапливается смог от всех заводов Стерлитамакского узла.

Дальше я отправился в Салават - одну из "строек века" 1940-50-х годов около грандиозного нефтезавода. Сам город в общем довольно унылый, хотя и опрятный и с отличным кафе на главной площади. Единственное впечатляющее здание - ДК Нефтяников. Перед ним Ленин в снежной кипе:



Погуляв полчаса по городу, я сел на трамвай и сквозь дачи и частный сектор поехал на СНОС. Это аббревиатура, означает "Салаватнефтеоргсинтез". Завод размером 7х5 километров крупнее самого города. Проходная напоминает вокзал:



Одна из самых потрясающих промышленных панорам, что я видел!



Нет, всё-таки гигантские заводы - одно из самых сильных зрелищ на Земле!



От СНОСа я еще километров пять шел по трассе до села Кантюковка, где недавно построили без преувеличения красивейшую мечеть Башкирии:



А это уже Ишимбай - третье ядро Стерлитамакского узла, старейший нефтегазовый центр Волго-Урала, в 1930-е известный как Второе Баку. Из Салавата в Ишимбай можно дойти пешком, но я поленился.



Ну а дальше я поехал в Уфу, где меня встретили те, к кому я и ехал. Вообще, по Уфе толком погулять не вышло, но я её и в 2008 году осмотрел неплохо. Очень колоритный город с неповторимым рельефом и явным азиатским духом. Для меня это компенсирует архитектурную бедность.



Уфимский символ - куница. Так и хочется её взять, ткнуть в нос и сказать ласково-ласково: "Ты жииииирная!". Моя крыса например от такого просто млеет. Уфимцы этих зверьков ругают именно за жирность, но судя по натёртым носам - любят.



В Уфе я в итоге ночевал четыре ночи. Изначально хотел уехать 6-го марта, но поменял билет и уехал 8-го - очень уж было хорошо. Жил я в Дёме - дальнем уфимском пригороде типа московского Зеленограда. Но всё же сделал еще две вылазки, которые сильно осложнила перемена погоды.
А именно - ВЕТЕР:



Я узнал, что такое лютые степные ветра, которые поднимают снег как пыльную бурю. С утра и часов до 12 над городом бесновались метели. К часу начинались прояснения, но ветер не стихал, а дороги буквально мерцали от позёмки.



В первый день я поехал в Чишмы. Там, у мавзолея на Агзиратовом кладбище, где сам Тамерлан преклоняли колени, я уже был в 2008 году. Но в 10км от Чишмов есть еще один мавзолей, к которому я и отправился в этот раз. А может быть не мавзолей, а дом, палата совета или суда, языческий храм - это небольшое здание датируется 11 веком, то есть это ровесник древнейших русских церквей. Вот только идти к мавзолею пришлось в гору по снежной целине. Я не ожидал, что 200 метров можно преодолевать почти час. Снег по колено, -17 градусов и бешеный ветер, с которым приходилось бороться, как с живым существом. Ветер за 20 минут полностью заметал мои следы.



В общем, счастье - это не когда тебя понимают, а когда не проваливаешься на каждом шаге в снег на полметра. Первые двадцать минут пути по асфальту - настоящее счастье!

На следующий день, в такую же погоду, стартовал из Уфы на запад. Было страшновато - выезжал я в метель, а целью моей была довольно глухая деревня Килимово. Высадиться в чистом поле, когда на улице метёт так, что за сто метров ничего не видно, совсем не хотелось. Но я решил рискнуть, и метель вскоре утихла. До Килимова нужно сначала два часа ехать на маршрутке, дальше еще 13 километров преодолеть автостопом, а потом еще 4 - пешком. Не знаю, стоит ли того достопримечательность этого села - пожалуй, самая необычная дворянская усадьба России:



Дворец, парк, домовой храм. Всё как в десятка русских усадеб. Вот только владелец был мусульманин - татарин из древнего рода Тевкелевых. Вообще, в Северо-Западной Башкирии живут в основном татары. Здесь в машинах играет татарская музыка, многие плохо говорят по-русски, почти все недолюбливают башкир, но формально таковыми считаются. К русским же отношение нейтральное - люди и люди, какая разница. Но вообще, есть чувство, что в нескольких километрах от трассы - чужая земля.
А в самом Килимове много очень красивых татарских изб, впечатляющий патриархальный уклад - вот только люди смурные и недоверчивые.



Последние два дня я жил в Дёме, не отходя далеко от дома. Но это уже не для блога.



Напоследок случайно нашёл в магазине бутылку кумыса, которую мы втроем распили. Как и в 2008, я уезжал отсюда со слезами на глазах. Не хотелось покидать ни Южный Урал, ни старых друзей. Обязательно приеду ещё.



Если в Уфу я ехал через Самару, то из Уфы - через Ульяновск, который благополучно проспал. Сфотографировал пару станций - Чердаклы в Ульяновскую области и еще какую-то то ли в Мордовии, то ли в Пензенской области.



Пространства, снега, ветра и морозы. Яркое Солнце, большие люди. И это непередаваемо чувство - быть одновременно и маленьким, и всесильным. За это и люблю путешествовать по Дальней России.

Что же касается рассказа, то я постараюсь рассказть о Башкирии в целом по итогам двух путешествий. Ссылки на посты 2008 года, которые не будут серьёзно редактироваться или уже отредактированы даю заранее. Есть и еще несколько постов о летней Башкирии, но их я буду писать заново.

БАШКИРИЯ-2008/2011
Обзор поездки.
Башкирия. История и современность.
Уфа.
По городу. (2008/2011)
Современная архитектура и не только. (2008/2011)
Дёма. Дальняя окраина Уфы. (2011)
Северная Башкирия
Чишмы. Мавзолей Хусейнбека. (2008)
Чишмы. Мавзолей Турахана. (2011)
Килимово. Усадьба татарского мурзы. (2011)
Речная Башкирия
Стерлитамак. (2011)
Шиханы и сода. (2011)
Салават и окрестности. (2011)
Горная Башкирия
Из Уфы в Белорецк. (2008)
Белорецк. (2011)
Бывшие заводы: Тирлян (2011) и Кага (2008).
Из Каги в Шульган-Таш (2008).
Шульган-Таш (2008).
Зауральская Башкирия
Из Белорецка в Магнитогорск. Лето (2008).
Из Белорецка в Магнитогорск. Зима (2011).
Степная Башкирия (2008).

БАШКИРИЯ-2008/2011
Обзор поездки.
Башкирия. История и современность.
Уфа.
По городу. (2008/2011)
Современная архитектура и не только. (2008/2011)
Дёма. Дальняя окраина Уфы. (2011)
Северная Башкирия
Чишмы. Мавзолей Хусейнбека. (2008)
Чишмы. Мавзолей Турахана. (2011)
Килимово. Усадьба татарского мурзы. (2011)
Речная Башкирия
Стерлитамак. Старый город. (2011)
Стерлитамак. Шиханы и заводы. (2011)
Салават и окрестности. (2011)
Горная Башкирия
От Уфы до Каги. (2008)
Кага (2008).
Из Каги в Шульган-Таш (2008)
Шульган-Таш (2008).
Белорецк и Тирлян (2011)
Зауральская Башкирия
Из Белорецка в Магнитогорск. Зима. (2011)
Из Белорецка в Сибай. Лето. (2008)

Великая Степь, природа, татары, дорожное, транспорт, Золотая Орда, Урал, этнография

Previous post Next post
Up