На заглавном кадре - мост через Иртыш, часть знаменитого Турксиба, связавшего Новосибирск с Ташкентом. По мосту идёт "Эволюшен" - самый современный на постсоветском пространстве локомотив, производство которого было пару лет назад налажено в Астане совместно с General Electric. У "Эволюшенов" очень необычный голос, и слыша утром в гостинице их гудки, я и подумать не мог, что это гудят поезда. За мостом - бывшая Семипалатинская станица, казачье предместье с единственным уцелевшим собором. Сам же мост ведёт в Жана-Семей на левом берегу Иртыша, где неплохо сохранился казахский аил.
Если
в первой части речь шла про административно-купеческий "центр центра", а
во второй - о татарских предместьях восточнее центра, сейчас я расскажу о Семипалатинске казацком и казахском, предместьях на западе и за рекой.
Как и в первой части, начнём прогулку от перекрёстка проспекта Шакарима с улицей Абая. Первый рассеекает бывшую крепость, разделяя "основной" центр и район казачьей слободки, а ведёт в Жана-Семей, превращаясь в Старый мост. Вторая, проходя параллельно Иртышу, нанизывает на себя Татарский край, "основной" центр и Семипалатинскую станицу. Первые два - направо, третья - налево:
2.
Извиняюсь за повтор кадра, уже бывшего в первой части. Но мало того, что так нагляднее - так ещё здание справа к крепости имеет самое прямое отношение - это бывшие казармы (1895). Кроме того, на этом же перекрёстке до 1941 года стоял Знаменский собор, построенный в 1770-е годы и судя по всему перестраивавшийся в 19 веке. Как бы то ни было, архитектура его была очень необычна, а по возрасту это был второй русский храм Казастана (после казачьего Михаило-Архангельского собора
в Уральске).
2а.
Если же пройти левее, почти сразу откроется вот такой вид:
3.
На переднем плане Ямышевские ворота (1772), за ними Турксиб, а за Турксибом - Воскресенский собор (1857-62), который окружают домики бывшей станицы. Совсем вдалеке - пилон Нового моста. Старая Семипалатинская крепость, основанная в 1718 году казаками Василия Чередова "у Семи палат" (руины пагод джунгарского города Дожинкит) в 15 километрах ниже по Иртышу была перенесена на нынешнее место в 1767 году, так как изначальное расположение генерал-поручик Шпрингер счёл не слишком удачным. Это было последнее звено Иртышской линии, тянувшейся от самого Омска, и Ямышевская крепость, в сторону которой были обращены эти ворота, примерно соответствует нынешнему Павлодару.
4.
Сами ворота, увы, не подлинник - оригинал снесли и реконструировали на новом месте в 1973 году - ворота помешали расширению улицы Абая. Формально теперь это называется "макет Ямышевских ворот" - второго по возрасту русского памятника в Казахстане. Зато по крайней мере пушки - подлинные:
5.
Крепость окружали Казачий и Верхний форштадты - из второго вырос центр города, а из первого - собственно Семипалатинская станица. В Сибирском казачьем войске (с центром
в Омске) так назывались центры округов вообще, то есть станица могла быть как отдельным поселением, так и частью города. Рядовая застройка казачьего предместья неплохо сохранилась, и отличия от Татарского края видны сразу:
6.
7.
А вот от казахского аила за Иртышом местами казачью станицу отличить сложно:
8.
Но что ещё важнее - здесь сохранился собор, единственный уцелевший в центре города, закрывавшийся всего на несколько лет в 1940-е, и размером едва ли не превосходящий все 5 старинных мечетей, вместе взятых:
9.
В общем довольно характерная эклектика середины 19 века, но для Казахстана и это уже очень немало. Собор - безусловная доминанта в западной части города:
10.
Погуляв по станице, я решил ехать в Жана-Семей, или Новый Семипалатинск - так называется район на Левом берегу Иртыша. Через реку в центре города перекинуты аж три моста - Старый (1970-е), железнодорожный (1915-17) и Новый (1998-2001) - рискну предположить, крупнейший мост в небогатом на реки Казахстане: длина основного пролёта 750 метров. Обратите внимание, что мост не вантовый, а подвесной - в крупном мостостроении явление довольно редкое (самый известный пример - конечно же,
Бруклинский мост), поэтому в своём классе Новый мост 17-й по длине в мире.
11.
Что же касается железнодорожного моста (1915-17), он во всём Казахстане едва ли не старейший: Турксиб начали строить накануне Первой Мировой войны, успели дотянуть как раз до Семипалатинска, а затем стройка замерла на десять лет: в 1917-26 годах за этим мостом был тупик.
12.
Я пересёк Иртыш на маршрутке по Новому мосту. Едва ли не первым, что я увидел, сойдя с маршрутки, был металлический баран на фоне чего-то похожего на храмы Древнего Египта:
13.
Напротив которого - Петропавловский женский монастырь, образованный в 1990-е годы в здании бывшей Духовной миссии, в советское время принадлежавшем топографическому техникуму. Духовные миссии - неотъемлемая часть городов Сибири и Казахстана, я уже как-то писал про гораздо более масштабный миссионерский комплекс
в Бийске, но в Казахстане миссионерам в общем-то делать было нечего: в состав России казахи вошли шаманистами, условно причислявшими себя к мусульманам, и Екатерина II тогда здраво рассудила, что эффективнее было бы к ним послать не русских монахов, а татарских мулл... впрочем, первые мечети стояли пустыми и их приходилось от казахов же и охранять. Православные и католические миссионеры здесь активизировались лишь в конце 19 века, но в общем это мало на что повлияло: казахи и сейчас остаются одной из наименее религиозных наций в Азии.
14.
Вдоль Турксиба и главной дороги я пошёл к Иртышу. По дороге попался советский кинотеатр "Енлик-Кебек" (казахские "ромео и джульетта", увековеченные Абаем в одноимённой поэме) с очень красивым панно на фасаде. В роли Кебека ныне морской пехотинец Джейк Салли, а в роли Енлик - соответственно, аборигенка Нейтири:
15.
В основном же Жана-Семей - многоэтажечный район, причём как и везде в Казахстане, многоэтажки довольно интересны:
16.
Лишь у крутого иртышского берега одной улицей вытянута старая часть района, и по глинобитным мазанкам сходу опознаётся старый казахский кишлак:
17.
Его центр - деревянная мечеть Танынбая Каукенова, построенная в 1830-е годы, похожая на татарские, но куда более примитивная и функциональная - виден почерк кочевников:
18.
Рядовая застройка казахской слободы выглядит так:
19.
Особенно запоминаются приземистые мазанки с плоскими крышами:
20.
Все русские крепости стояли на правом берегу Иртыша, которым до 18 века владели джунгары - за рекой же были бескрайние киргиз-койсацкие кочевья, этакое сухое море, где казахи были полноправными хозяевами. А Семипалатинск был своего рода портом, и в слободке напротив крепости обосновались купцы и торговцы, посредники между кочевниками и колонистами.
21.
22.
23.
По соседству с мечетью - заброшенный Речной вокзал:
24.
Внизу - ещё не замёрзший 18 декабря Иртыш, впечатливший меня ещё и скоростью своего течения:
25.
Выше по течению, в районе станции Жана-Семей - элеваторы и ТЭЦ:
26.
За рекой - показанный в первой части центр города:
27.
И его угольные котельные:
28.
Назад на правый берег я и направился по Старому мосту:
29.
За насыпью Турксиба можно увидеть главку Никольской часовни (1902):
30.
Подойти к ней ближе я поленился (а вы сами попробуйте побегать целый день с фотоаппаратом по 25-градусному морозу!), поэтому вот фотография из "
Народного каталога православной архитектуры":
31.
Два моста и Иртыш во всей красе:
32.
Зрелище странное и какое-то даже немного мистическое. За 10 минут пути по мосту у меня не только обледенели бородка, усы и даже ресницы, но и саму кожу лица начал стягивать иней.
33.
Последний взгляд на речной вокзал и казахскую слободу:
34.
Солнце садится за Иртышом. Дальше - бескрайняя обледенелая степь. Я вновь вышел к перекрёстку Шакарима-Абая, с которого начинал и эту часть, и рассказ о Семипалатинске в целом. Мне оставалось только поужинать и идти ночевать - утром меня ждала маршрутка в Россию. И кто бы что ни говорил, меня Семск не разочаровал - в контексте Казахстана это действительно красивый и самобытный город.
35.
От Семипалатинска до Рубцовска 180 километров - это часа три пути. В маршрутке я сразу оказался в тёплой компании соотечественников, возвращавшихся с базара: шумных, разбитных, склонных шутить к месту и не к месту - разительный контраст с сдержанными и молчаливыми казахами! К моему удивлению, более половины пути, причём не сплошняком, маршрутка ехала по отличному сосновому лесу: у Семипалатинска начинается "ленточный бор", тянущийся узкой полосой до самого Барнаула - об этом феномене предалтайских степей я
уже писал пару месяцев назад. Увы, сидел я не очень удачно, поэтому ни один из кадров лесной дороги не получился. Зато заснял стоящий в голой степи КПП, за которым уже Россия.
36.
Погранконтроль прошли очень быстро: маршрутка останавливается, все выходят с вещами. У меня быстро спрсили о цели приезда и содержимом нагрудной сумки (то есть футляра фотоаппарата) и отправили дальше. Русские пограничники себя тоже вели как-то ну просто неадекватно цивилизованно. И в целом, хотя мне очень понравилось путешествовать по Казахстану, и хотя я ещё непременно сюда вернусь, всё-таки уже второй раз ловлю себя на мысли, что возвращаться из Казахстана в Россию мне очень приятно.
В следующей части - о Рубцовске, крупном промышленном городе в Алтайском крае.
ЦЕЛИНА-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление.
Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Проспект Бухар-жырау.
Караганда. Старый город и Юго-Восток.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр.
Семипалатинск. Татарский край и Полковничий остров.
Семипалатинск. Крепость и Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Немного Новосибирска.