В продолжение темы
о железных дорогах Западной Украины покажу несколько кадров, снятых из окна поезда Рахов-Львов - домонгольская церковь в Галиче и ренессансный замок в Старом Селе. Стоит сказать, что по этой железной дороге, ведущей из Львова в Ивано-Франковск и Черновцы, русские туристы ездят редко, и для меня самого было неожиданностью, сколько всего с неё видно. Тем более ехать в Старое Село целенаправленно я и не планировал, и вряд ли когда-нибудь поеду.
...Проснувшись рано утром и выглянув в окно, я увидел знакомое название:
2.
Древний
Галич, давший названией самой Галиции, я посетил ещё в самый первый своей приезд в Западную Украину, и считаю, что он достоин места как минимум в десятке самых интересных городов страны. Правда, не сам по себе, а с соседними сёлами
Крилос (где стоял галицкий детинец с Успенским собором) и
Шевченково (с церковью Пантелеймона 12 века). Вокзальчик также находится не в самом городе, а где-то в 3 километрах от него, за Днестром, и относится к довольно характерному для Западной Украине типу сталинского вокзала, перестроенного из руины разрушенного в войну австрийского предшественника.
3.
Через несколько минут становится хорошо видна Пантелеймоновская церковь на далёком холме. Часовня на переднем плане - вероятно, начала ХХ века, нечто отдалённо похожее я видел на кладбище в Самборе. Здание посредине сильно напоминает австрийскую или польскую паровую мельницу, коих по западно-украинским сёлам осталось ещё немало. Холмы с церковью же - ни что иное, как высокий берег Днестра:
4.
Сама же Пантелеймоновская церковь опять же заслуживает места в топ-10 достопримечтальностей по крайней мере Западной Украины. Во-первых, единственная уцелевшая в её "австрийской" части домонгольская церковь (ещё две остались во
Владимире-Волынском и одна в
Овруче). Во-вторых - последний памятник Галицко-Волынского княжества, где, как считается, и зародилась белокаменная архитектура, спустя пару десятилетий занесенная в Залесскую Русь, то есть - старейшая белокаменная постройка Руси. В третьих - на её стенах десятки очень интересных граффити 12-14 веков. В общем, о ней у меня
целый отдельный пост, она того стоит!
5.
После Галича я снова заснул, и проснулся лишь через пару часов на подъездах ко Львову. Выглянув в окно, я увидел вокзал с надписью "Старе Село", хотел его сфотографировать, но поезд тронулся. Каково же было моё удивление, когда с другой стороны, слева по ходу движения, спустя минуту возник огромный разрушенный замок!
6.
Старое Село расположено в 18 километрах от Львова, в Пустомытовском районе, и добираться туда лучше именно поездом - от остановки маршруток дорога к замку довольно долгая. История его очень запутанная, есть версия (придуманная местным краеведом на основе якобы утраченных сведений), что в домонгольские времена здесь стоял город Черепов, как и Галич, представлявший собой конгломерат слобод, из которых выросли сёла Черепин, Давидово и Старое Село, якобы служившее детинцем. Черепин достоверно известен с 1401 года как вотчина Завиша Черного, дарованная ему королём Владиславом Ягайло. В 1448г. Ян Завишич основал город Грабов, но название не прижилось, заменившись нейтральным Старое Село. Затем замок переходил к самым именитым родам галицкой шляхты: Яну Тарновскому (основатель Тернополя), Константину-Василию Острожскому (это вообще был уникальный род - богатейшие в Великом княжестве Литовском православные магнаты, покровители Ивана Фёдорова, основатели первого восточно-славянского вуза; их резиденцию
Острог с предместьем
Межирич я посетил осенью), далее Заславским, Сенявским, Чарторыйским и Потоцким. Но именно Острожские воздвигли нынешние укрепления в 1584-89 годах.
7.
И тут дело в том, что Острожские были литвинами, а в Литве, в отличие от Польши, строились тогда не столько замки, сколько крепости. Все крепости Западной Украины (кроме Буковинны) -
Луцк,
Меджибож,
Каменец-Подольский - строились именно Великим княжеством Литовским. В Старом Селе Острожские воздвигли, по сути, ещё одну крепость пятиугольной формы, ставшую крупнейшим замком Львовщины - около 520 метров по периметру, что лишь немногим меньше русских кремлей. Достойна и высота стен - 8 метров, башни же по 13-16 метров:
8.
Впрочем, замок был сильно перестроен между 1648 и 1654 годами - в первую дату его разорили казаки Богдана Хмельницкого, а ко второй дате владевший замком Владислав Доминик Заславский, которого казаки прозвали "перина" (вместе с "латиной" Миколаем Остророгом и "детиной" Александром Конецпольским в том же 1648 году он продул казакам Пилявицкую битву) его отстроил так, что повторно штурмовать казаки не решились. Более того, в 1672 году его не смогли взять даже турки, захватившие в тот поход Подолию.
9.
Все последующие магнаты, владевшие Старым Селом, уже и не знали, что делать с огромной и морально устаревшей крепостью. Наконец, в 1809 году замок достался Потоцким, которые устроили в нём склад и пивоварню. Под таким названием замок и был известен к 1939 году - пивоварня Потоцких. Ныне замок передан в аренду некой фирме, которая обязалась восстановить его для туристических целей к 2015 году - но пока это звучит сомнительно.
Ещё в Старом Селе есть деревянная Никольская церковь (1742), но с поезда она не видна - зато видно несколько примечательных построек:
10.
11.
12.
13.
А это уже Львов, какая-то станция на окраине (кажется, Сихов):
14.
Путь тут пролегает по не слишком-то красивым местам. Если с севера во Львов въезжашь вдоль Кайзервальда и Высокого Замка, почти сразу попадая в старинное
Подзамчье, то с юга тянутся сплошь многоэтажки да промзоны. О Сихове, самом большом жилмассиве Западной Украины, подробно
рассказывал darriuss. Я же заснял нечто индустриальное - скорее всего ТЭЦ:
15.
Ну а вот уже и вокзал показался с его дебаркадерами:
...В ноябре Львов стал первым городом Украины, который я посетил дважды. А вторым таким городом для меня оказался Дрогобыч, о котором, а точнее об упущенной в прошлый приезд грани которого - в следующей части.
КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь.
Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь.
Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Два завода.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань.
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Болехов и скалы Довбуша.
Долина. Соль и нефть.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье. Унг, Берег и Угоча.
Закарпатье. Мараморош.
Гуцульщина.
.