Во Львове я был уже три раза и провел там в общей сложности больше недели - даже для такого архитектурного и исторического клондайка, как галицийская столица, этого более, чем достаточно для тщательного изучения его центральной части. В последний приезд было решено начать осваивать львовские окраины, и первым делом я посмотрел южные районы, начав с Сихова, крупнейшего жилого массива города.
О городе, который не видят 83% приезжающих туда туристов, но где живут 83% львовян, в финальных двух сериях.
Хотя начну все-таки с восточных предместий, куда завез меня золочевский автобус. Лычаков сам по себе очень атмосферный район, даже не принимая во внимание знаменитое местное кладбище, но о нем все же лучше рассказывать отдельно. В октябре же я посмотрел здание, до которого все никак не мог добраться в предыдущих трипах - костел Пресвятой Девы Марии Остробрамской, очередной экземпляр польской межвоенной культовой архитектуры (1932-38), автором которого был один из крупнейших львовских архитекторов 1-й половины XX века Тадеуш Обминский.
Увы, это не ранний модернизм, а всего лишь довольно удачная стилизация под романские базилики Италии, где таких церквей действительно очень много.
Перспектива ул. Лычаковской, длинной магистрали протянувшейся из центра до самой восточной окраины города.
Заброшенный кинотеатр им. Миколайчука, построенный по сверхпопулярному в СССР
типовому проекту Зои Брод начала 1950-х (более сотни реализаций по всему Союзу).
Типичный пейзаж Лычакова. В центре улица приводит к Мытной площади, расположенной сразу за бернардинским костелом и интересной в том числе замечательным круглосуточным рестораном "Кумпель".
В Сихов я отправился утром последнего дня украинского трипа. В семь вечера у меня был поезд на Минск, а в десять утра я покинул гостиницу "Львов", обычное свое пристанище здесь, и через проспекты Свободы и Шевченко, а потом улицу Шота Руставели двинулся на юг. По пути увидел брошенный грузовой троллейбус, достаточно редкий сейчас автореликт. Интересно, что рога от проводов почему-то не отсоединили.
У Стрыйского рынка надо свернуть на ул. Снопковскую и вот она уже прямиком приведет в искомый Сыхив. Скромный сецессион тут щедро разбавлен польскими строительным изысками межвоенного времени.
Самое монументальное здание здесь занято Львовским техникумом железнодорожного транспорта. Интересно, что до железной дороги отсюда вообще-то далековато..
Подъезд украшает явно заинтересованная друг в друге парочка.
Пейзаж Снопковской на этом участке, железнодорожный техникум виден вдалеке на правой стороне улицы. Где-то здесь историческая застройка благополучно заканчивается.
Зато массово начинают появляться здания советского периода. Слева бассейн "Трудовые резервы".
Декоративная решетка его ворот.
И стильная металлическая композиция на самом здании. Редкая штука во Львове.
Далее Снопковская проходит по ложбине между двумя высокими холмами. На левом расположен парк со странным названием "Железная вода", на правом - Снопковский парк со стадионом "Украина".
Вскоре появляются первые предвестники Сихова. Трехэтажка слева - Институт биологии животных Академии аграрных наук Украины, за ним высотный корпус Львовской детской чернобыльской больницы.
Справа по-моему АТС. Примерно здесь Снопковская незаметно превращается в проспект Красной Калины, основную магистраль Сиховского массива.
Слева бизнес-центр, переделанный из административного корпуса очередного советского Производственного объединения с загадочным названием, на этот раз "Полярон".
С высоты путепровода над железной дорогой открываются брутальные пейзажи "Полярона" и расположенной за ним ТЭЦ-1. В правой части снимка хорошо видно несостоявшееся
новое здание Львовского обкома КПУ на Стрыйской.
Железная дорога (тернопольское ивано-франковское направление) в сторону центра.
А впереди крупнейшее спальное гетто Львова.
Открывающая его силикатная жилая башня.
Сиховский жилой массив возник на месте деревни Сихов, первые исторические сведения о которой относятся к 1409 году. Проект застройки этой территории был впервые разработан еще в 1965-66 гг. (арх. Я. Новаковский, Л. Каменская, О. Кобат, Л. Скорик), детальное проектирование проводилось в 1970-е, а строительство жилого района началось в 1979 году. В течение 1980-х годов продукцией Львовского домостроительного комбината было застроено 390 га, на которых живет теперь около 120 тысяч человек, примерно 1/6 всего населения города.
Панорама Сиховского массива вдоль проспекта Красной Калины.
Львовская панель поближе.
Вообще, Сихов несколько разочаровал. Совсем не чувствуется ансамблевости застройки, много силикатных вставок, район бедноват общественно-культурной инфраструктурой, из которой успели построить только кинотеатр.
Зато кинотеатр им. Довженко - крупнейший в городе.
Общий вид кинопалаца.
Кроме того в Сихове имеется отличная новая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1995-2000 гг. по проекту канадского архитектора украинского происхождения Радослава Жука. По-моему, один из самых удачных экземпляров современной украинской культовой архитектуры.
Недалеко от греко-католической еще и церковь евангельских христиан "Голгофа", тоже по своему интересная.
Влад Наумеску, Центр городской истории Центральной и Восточной Европы:
"Сихов в отношении ко Львову выступает как воплощение чуждости, инаковости, поскольку находится в полном контрасте с районами исторического центра города".
Украинский рэп-исполнитель Вова из Львова написал в 2006 году о Сихове композицию «Мой район». :)
Памятник ликвидаторам-чернобыльцам в глубине массива.
Давно не виденный мной вживую чудо-реликт.
Вплотную к Сихову расположена и Львовская семинария УГКЦ.
Из Сихова я по улице Хуторовка отправился вдоль южной окраины города до Городоцкой и далее к вокзалу. О всем интересном, что видел по дороге - в последней серии. Наконец-то!
В предыдущих сериях:
1.
Станция "Брест-Центральный".
2.
Брест: административный центр.
3.
Брест: исторический центр.
4.
Брест: улица Советская.
5.
Брест: проспект Машерова.
6.
Брест: электромеханический завод.
7.
Брест: улица Московская.
8.
Украина: политическая агитация, сезон-2010.
9.
Ковель.
10.
Владимир-Волынский.
11.
Луцк: Театральная площадь.
12.
Луцк: Старый город.
13.
Луцк: Верхний замок.
14.
Луцк: улицами центра города.
15.
Луцк: Детская железная дорога.
16.
Луцк: на восточной окраине.
17.
Луцк: Дворец бракосочетаний.
18.
Луцк: Киевская площадь и проспект Свободы.
19.
Олыка: резиденция Радзивиллов.
20.
Дубно: твердыня Острожских.
21.
Ровно: железнодорожный вокзал и проспект Мира.
22.
Ровно: центральная часть города.
23.
Ровно: Детская железная дорога.
24.
Ровно: восточные окраины.
25.
Ровно: артефакты.
26.
Нетешин: центр атомограда.
27.
Нетешин: спальные районы города.
28.
Острог: родовое гнездо князей Острожских.
29.
Межирич: монастырь-крепость.
30.
Кременец: город.
31.
Кременец: замок королевы Боны.
32.
Почаев: Успенский собор.
33.
Тернополь: железнодорожный вокзал.
34.
Тернополь: центр города.
35.
Тернополь: окрестности центра.
36.
Золочев: город и замок Собесских.
37.
Дрогобыч: нефтяная столица империи.
38.
Трускавец: центр курорта.
39.
Трускавец: железнодорожный вокзал.
40.
Трускавец: санаторная архитектура.
41.
Трускавец: "Днепр", "Бескид", "Карпаты".