Острог и
Дубно, две крупнейшие резиденции Острожских, их фамильное гнездо и столица ординации соответственно, даже упоминаются одновременно и в связи с одними и теми же событиями. Ипатьевская летопись под 1100 годом утверждает, что в Уветичах под Киевом состоялся княжеский съезд, на котором решалась судьба владимиро-волынского князя Давыда Игоревича. Тот в 1097 году сразу после предыдущего, Любечского, съезда князей захватил в плен теребовльского князя Васильку Ростиславича и ослепил его. Душераздирающую историю о том, как Василько Теребовльский боролся с конюхами за глаза, талантливом овчаре-хирурге, а также о роли во всей этой грустной истории Его Ворсейшества древнерусского ковра, описал Костомаров:
Вошли двое конюхов: один Святополков, по имени Сновид Изечевич, другой Давидов - Дмитрий; они постлали ковёр и взялись за Василька, чтобы положить его на ковёр. Василько стал с ними бороться; он был силён; двое не могли с ним справиться; подоспели на помощь другие, связали его, повалили и, сняв с печи доску, положили на грудь; конюхи сели на эту доску, но Василько сбросил их с себя. Тогда подошли ещё двое людей, сняли с печи другую доску, навалили её на князя, сами сели на доску и придавили так, что у Василька затрещали кости на груди. Вслед за тем торчин Беренда, овчар Святополка, приступил к операции: намереваясь ударить ножом в глаз, он сначала промахнулся и порезал Васильку лицо, но потом уже удачно вынул у него оба глаза один за другим. Василько лишился чувств. Его взяли вместе с ковром, на котором он лежал, положили на воз и повезли дальше по дороге во Владимир.
Глаза теребовльского князя вызвали трехлетней продолжительности разборки, закончившиеся под Киевом примерным наказанием учинившего злодеяние Давыда Игоревича. У него отобрали владимиро-волынское княжество, но, чтобы тот не сильно расстраивался, взамен дали 400 гривен серебра (а это, между прочим, более 80 килограмм драгметалла) и несколько волынских городков, в числе которых Острог и Дубен. После чего все, довольные, пошли на половцев.
Как Острог оказался у Острожских, я так и не понял. Первый представитель семейства, князь Даниил, упоминается в 1341 году, когда новоявленный владелец Острога «боячися, або ляхи не чинили им якого насилия в вере» пытался превентивно навалять польскому королю Казимиру Великому, но в итоге на Висле был тем разбит. Происхождение Острожских столь же непонятно. То их возводят к турово-пинским князьям, то к галицко-волынским, то они Рюриковичи, то Гедиминовичи. Ясно одно, ребята были знатные, получили каким-то образом (в удел?) Острог и, дабы выделиться из других ветвей своего очевидно большого семейства, приняли в качестве фамилии производное от своей столицы. Так началась славная 300-летняя история Острога Острожских.
С именем первого из семьи, князя Даниила Острожского связывают и начало строительство каменного замка в городе. Да-да, бесформенное сооружение слева на снимке - это изуродованная перестройками и пристройками башня-донжон, первое здание на Замковой горе Острога, датируемое третьей четвертью XIV века. Справа Богоявленский собор, о котором позже.
Это башня, или как ее назвали в акте 1603 года о дележе наследства Константина Константиновича Острожского, "Вежа мурована" помимо своих первостепенных оборонительных функций, выполняла и роль жилой резиденции князей за неимением на совсем небольшой территории замка отдельного стоящего дворца.
Башню от сползания вниз предохраняют мощнейшие контрфорсы, появлявшиеся вокруг нее на протяжении XV-XVII вв.
Улочка у подножия Замковой горы.
Вторым крупнейшим уцелевшим сооружением Острожского замка является живописная, а потому часто выступающая открыточным символом города, Новая (или Круглая) башня.
Ей как минимум на 100 лет меньше, чем Веже Мурованой. Чаще всего ее возведение связывают с деятельностью внука князя Даниила Василия Красного (ум. в 1460), обнесшего город крепостными стенами.
Ренессансную верхушку башня получила в конце XVI века.
Канонический ракурс. Еще один, кстати, памятник времен ВКЛ на территории Украины.
Поднимемся теперь на Замковую гору - так Круглая башня выглядит изнутри. Вообще конечно ее неплохо было бы подреставрировать.
Вид от башни на острожские фавелы.
На территорию замка попадаешь через браму-колокольню 1905 года.
Центр же Замковой горы занимает Богоявленский собор, который мог бы быть фамильной усыпальницей Острожских, если бы не был новоделом.
Каменную церковь во славу Божию и в целях погребения себя и потомков построил здесь тот же самый князь Василий Острожский Красный в 1453 году. В 1520-е годы ее перестраивает самый знаменитый представитель семейства, великий гетман литовский и каштелян виленский Константин Иванович Острожский, в итоге собор приобретает одновременно и готические, и оборонительные черты. Здание функционирует по назначению около века, пока в 1636 году его не закрывает Анна Алоиза Ходкевич (урожд. Острожская), дамочка, которая по степени эксцентричности могла бы посоревноваться с иными Радзивиллами. Анна-Алоиза, дочь князя Александра Острожского, последнего православного в семье (ум. 1603), выросла уже католичкой, а в 1620 году, будучи 19 лет от роду, вышла замуж за 60-летнего великого гетмана литовского Яна-Кароля Ходкевича, известнейшего военачальника своего времени, немало повоевавшего и с московитами, и с турками. Через год после женитьбы, в 1621-м Ходкевич умер под
Хотиным, после чего Анна-Алоиза вопреки желанию мужа хоронит того не в родной ему
Кретинге, а в своем Остроге и посвящает остаток жизни феерическому служению Богу и памяти мужа. Каждый год Ходкевич-Острожская переодевала труп мужа в новый комплект одежды, перенесла из Богоявленского собора в иезуитский костел остатки отца, предварительно их перекрестив, а в 1636 году и вовсе закрыла для верующих собор, после того, как те забросали ее пасхальными яйцами. После этого собор стоял в запустении следующие 200 лет, постепенно разрушаясь.
О его первоначальном виде, по крайней мере времен Константина Ивановича Острожского, мы можем судить лишь по рисункам конца XVIII-XIX веков, например литографии Наполеона Орды. Даже обильно поросшее растительностью, здание имеет ярко-выраженные готические черты (смотрите также
тут), что в определенной степени (вместе с четырехбашенной структурой) роднит Богоявленский собор Острога с православными церквями-крепостями Беларуси. Однако здесь башни не пристроены, но надстроены над четырьмя углами здания, а фронтоны между ними выполнены в отчетливой форме кокошников, пусть даже и прорезанных традиционными для готики ВКЛ нишами. Интереснейшая эклектика XVI века - возможно, как-то так выглядел при перестройке в храм-крепость и Софийский собор в Полоцке.
В 1886 году руины Богоявленского собора окончательно разобрали (сохранилась только часть северной стены), а здание к 1889 году восстановили, но в упрощенных формах, где большинство готических элементов было вымарано, и с несколько измененными пропорциями отдельных элементов типа апсид или угловых башен.
Территория перед собором и Круглая башня.
Древний каменный крест у его подножия.
А так выглядит "в профиль" Вежа Мурована с Замковой горы. Донжон был конечно значительно перестроен в XIX-начале XX вв., но все равно очевидно - это был настоящий замок в замке.
Внутри башни сейчас краеведческий музей.
Вход украшен большим гербом Острожской ординации, о составных частях которого я уже писал в посте про Дубно.
Такой вид открывается с этого участка Горы на неовизантийскую церковь-муравьевку в пригороде Острога.
Совсем недалеко от Замковой горы и фарный костел Вознесения Пресвятой Девы Марии, построенный в 1897 году на месте нескольких предыдущих зданий того же назначения. Достаточно странный для конца XIX века классицистский вид вероятно объясняется запретом имперских властей строить костел выше, чем соседний (и недавно восстановленный) Богоявленский собор. Традиционная для того времени неоготика с ее выразительно вертикальным профилем тут бы не подошла.
И раз уж речь пошла о костелах необходимо поскорбеть по главной в этом смысле утрате Острога - разрушенном (окончательно) в 1875 году огромном иезуитском комплексе с костелом и коллегиумом.
Таким его застал Орда. Фундатором комплекса была та самая Анна-Алоиза Острожская-Ходкевич, именно здесь она хранила трупы мужа и отца. На литографии можно рассмотреть полуразрушенный уже барочный костел и пристроенные к нему многоэтажные корпуса иезуитского коллегиума. На вид масштабами это сравнимо с
аналогичным комплексом в Пинске.
От крепостных укреплений Острога помимо башен и собора на Замковой горе уцелели в той или иной степени еще две брамы, одна из которых по всей видимости заметна на предыдущей литографии. Лучше сохранилась Луцкая брама, так она выглядит издалека.
Луцкая брама в Остроге, по совместительству выполнявшая роль крепостной башни, была построена в XVI веке и всем своим видом (в том числе ренессансным завершением) напоминает аналогичные сооружения в
Олыке и Дубно.
Брама плотно обстроена хибарами местных жителей и какими-то заборами, и это все, что влезло в достаточно широкий кадр моего фотоаппарата. Здесь сейчас музей книги.
Вторая из уцелевших брам, Татарская (раньше вокруг нее было предместье с соответствующим населением), расположена у подножия холма, на котором расположилась брама Луцкая.
Сохранилась она гораздо хуже, изрядно обросла флорой и обоссана фауной, так что ближе я даже ее не снимал.
Прежде чем перейти к последней достопримечательности, осталось только прогуляться по центру города.
Сохранилось в Остроге некоторое количество рядовой, но впрочем достаточно симпатичной дореволюционной застройки. В этом здании по-моему администрация историко-культурного заповедника, в который входит город.
Еще несколько образцов из той же серии.
Новоделы же усердно стилизуются под замковые мотивы.
Центральная площадь Острога. Справа - Дом связи, неожиданно крупнейшее советское административное здание города, слева - ДК.
Интересный ассиметричный городской Дом культуры напомнил мне
ДК железнодорожников в Бресте.
Здание районной администрации тут же, на Центральной площади.
Гостиница, почему-то "Вилия".
Универмаг, архитектурой и вывеской похожий на уменьшенную копию
ровенского.
Вероятно, бывшая доска почета.
Самый крупный жилой дом, напротив универмага. Вообще, многоэтажной жилой застройки здесь немного.
Очередной протестантский новодел.
Напротив последнего и последняя же местная достопримечательность - Национальный университет "Острожская академия", вероятно самый странный ВУЗ Украины, учитывая, что заведение с определением "национальный" и статусом полноценного университета располагается в городе с населением в 15 000 человек. Луноликий наш и не знает, в Шклове же примерно столько же живет, а университеты открываются во всяких там Барановичах и Пинсках.
Создан этот вуз здесь конечно неспроста, а руководствуясь традиционной репутацией Острога как центра просвещения. Славяно-греко-латинскую академию тут основал в 1576 году князь Константин Константинович Острожский. Это было полноценное и вполне передовое для того времени учебное заведение типа тех же будущих иезуитских коллегиумов (кстати, с основанием в Остроге оного Академии и пришел конец) или средневековых европейских университетов. Преподавались семь классических "вольных наук", философия, медицина, богословие, пять языков. Рядом действовала типография, где у князя Константина работал после Москвы и Львова Иван Федоров. Именно здесь он напечатал в начале 1580-х годов помимо прочего и около 1500 экземпляров (гигантский на то время тираж!) т.н. "Острожской библии", первого полностью завершенного издания Библии на церковно-славянском языке.
Разместилась современная "Острожская академия" большей частью в корпусах бывшего монастыря капуцинов, костел которого сейчас функционирует как университетская церковь.
Отдельный интерес представляет круглая ротонда научной библиотеки.
XVI век - время жизни князей Константина Ивановича и Константина Константиновича Острожских было периодом расцвета этого города. Если Радзивиллы в то же столетие создали в Несвиже блестящую католическо-протестантскую магнатскую столицу (тоже с брамами, замками, типографиями и храмами), то ничем им в могуществе и богатстве не уступавшие Острожские превратили свой Острог в православный Несвиж (смотрите
макет города). И остается только гадать, во что бы превратилось своеобразное соперничество двух славных фамилий, во что бы превратился Острог, если бы последние православные магнаты Великого княжества Литовского и Речи Посполитой не вымерли в начале XVII века.
В предыдущих сериях:
1.
Станция "Брест-Центральный".
2.
Брест: административный центр.
3.
Брест: исторический центр.
4.
Брест: улица Советская.
5.
Брест: проспект Машерова.
6.
Брест: электромеханический завод.
7.
Брест: улица Московская.
8.
Украина: политическая агитация, сезон-2010.
9.
Ковель.
10.
Владимир-Волынский.
11.
Луцк: Театральная площадь.
12.
Луцк: Старый город.
13.
Луцк: Верхний замок.
14.
Луцк: улицами центра города.
15.
Луцк: Детская железная дорога.
16.
Луцк: на восточной окраине.
17.
Луцк: Дворец бракосочетаний.
18.
Луцк: Киевская площадь и проспект Свободы.
19.
Олыка: резиденция Радзивиллов.
20.
Дубно: твердыня Острожских.
21.
Ровно: железнодорожный вокзал и проспект Мира.
22.
Ровно: центральная часть города.
23.
Ровно: Детская железная дорога.
24.
Ровно: восточные окраины.
25.
Ровно: артефакты.
26.
Нетешин: центр атомограда.
27.
Нетешин: спальные районы города.