В 1827 году к корчме в безвестном предкарпатском селе Трускавец было пристроено небольшое помещение на восемь кабин, где все желающие могли принять сероводородную ванну. Спустя где-то десятилетие львовский аптекарь Теодор Торосевич додумался сделать химический анализ местной сульфитной минеральной воды, источники которой образовались в результате бурения нефтяных скважин. Оказалось, что в этой воде не только можно купаться, но и в ряде случаев вкушать ее перорально для вящего удовольствия организма. В довершение всего, в 1843 году, в селе была построена первая грязелечебница, и судьба Трускавца была окончательно предрешена. На протяжении следующего века местечко, расположенное в 100 км к юго-западу ото Львова, в предгорьях Карпат на реке Солонице, постепенно выросло во Всесоюзный бальнеологический курорт с 30-тысячным населением, один из крупнейших в стране (больше, вероятно, только конгломерат Кавказских Минеральных Вод).
Курортная архитектура - один из моих любимых жанров. В 2006 году я изучал Карловы Вары, знаменитый Карлсбад, в 2007-м - Юрмалу, 2009-м -
Друскининкай, в июле 2010-го - Сопот. В октябре же 2010-го настала очередь Трускавца. Только крупных советских санаториев здесь около двух десятков, и вы конечно понимаете, что я не мог сюда не заехать. В первой серии, впрочем, малоэтажный центр города, где позднесоветской архитектуры сравнительно мало.
Познавательная страничка. Обратите внимание на похожесть названий "Друскининкай" и "Трускавец". Скорее всего, корень один и тот же - литовское druska, "соль", что как бы намекает на общность до поры до времени исторических судеб. В окрестностях Трускавца, как известно, располагался один из старейших европейских центров соледобычи.
Сначала о диспозиции - у города очень удобная ясная планировка. Как видите, Трускавец в плане представляет собой неправильный круг, в центре которого собственно центр города. Туда пойдем от северного въезда, со стороны Дрогобыча, начинающегося почти сразу за верхним краем скриншота. К юго-западу от центральной части хорошо виден огромный Курортный парк, где расположены сами минеральные источники, откуда целебная водичка трубопроводами подается в два городских бювета - старый и новый. Курортный парк с запада и юга окружает цепочка огромных многоэтажных советских санаториев - здесь, на этом, как я его для себя обозначил Санаторном полукольце, сконцентрировано их абсолютное большинство (за тремя крупными исключениями, которые будут в сегодняшней серии). В восточной части Трускавца - селитебная зона, где живет обслуживающий куротников персонал. Кроме того, в городе два крупных массива частного сектора (в северной и юго-восточной его частях). Чуть менее, чем полностью он сейчас сдается в наем тем, кто предпочитает патриархальный пейзанский быт или кому не повезло с размещением в приличных лечебных учреждениях.
Въездной знак через запотевшее по утреннему холоду стекло маршрутного буса. Надо сказать, что Дрогобыч, я хотя и выложил первым, но осматривал я его уже после Трускавца по остаточному принципу: в последнем я провел часов шесть, тогда как на первый светового дня залышылось только два с половиной. Автобусы по заполнению на Трускавец регулярно отправляются от львовского железнодорожного вокзала. Если вы курортник с огромными чемоданами, а не ценитель советской санаторной архитектуры, то имейте в виду, что ушлые галицийские водии зачаржат вас не только за проезд вашей тушки, но и за провоз вашего белья. Данный возмутительный факт неоднократно вызывал в моей маршрутке классовые противоречия между буржуазными туристами и обслуживающим их пролетариатом. Также в качестве дополнительной услуги (за дополнительные естественно деньги) вам предложат довезти вас не только до автовокзала (северная окраина города, где только три больших санатория), но и прямо до места лечения, которое скорее всего будет где-то на юге. Если же вы на это зажмотитесь, то будете выбирать из двух альтернатив: или брать такси (не факт, что обойдет дешевле), или пиздовать минут сорок с чемоданами по немаленьким таким трускавецким холмам.
Неприятным открытием стало то, что партийные и советские власти пожалели денег на приличный автовокзал, напоминающий в итоге больше цех какого-нибудь депрессивного инструментального завода. Особенно убого он смотрится на фоне замечательного железнодорожного вокзала, которому приходится примерно ровесником.
Довольно нетривиальный военный памятник неподалеку.
Круглая площадь с фонтаном, хорошо заметная в северной части города на скриншоте выше. Впереди въезд из Дрогобыча-Львова, за моей спиной улица (Дрогобычская) ведет в центр Трускавца (по ней и пойдем в итоге). Налево - ул. Гетмана Сагайдачного, направо - Гетмана Мазепы: обе являются составным частями огромного кольца, опоясывающего весь город по периметру. Практически весь Трускавец находится внутри него. И тут же первые 2 образца советской курортной архитектуры.
Похожий на корабль санаторий "Днепр" ("Дніпро", 1977 - начало строительства). К сожалению, так пока не удалось установить ни одного автора трускавецких санаториев. (
Наискосок через дорогу входящая с "Днепром" в один холдинг гостиница "Бескид", построенная в 1992 году вроде бы по югославскому проекту. Эти и некоторые другие наиболее интересные трускавецкие здравницы будут отдельно в подробном фотосете.
По Дрогобычской спускаемся в центр. Вдалеке белеет высотный корпус самого роскошного трускавецкого санатория - "Rixos Прикарпатье", кстати и единственного, на территорию которого быдло вроде меня вообще не пустили.
Чуть дальше по Дрогобычской. Место "Риксоса" в качестве доминанты теперь занимает санаторий "Весна", он совсем рядом со старым (или Нижним, как его еще называют) бюветом.
Здесь же гостиница "Трускавец" (1975), одна из самых скучных в городе. Сейчас частично закрыта под реновацию, которая ей пойдет только на пользу.
У здания Главпочтамта Дрогобычская заканчивается и далее в центр (вверх налево) ведет уже улица Бандеры.
Центр города преимущественно малоэтажный и самым интересным здесь является некоторое количество старых австровенгерских деревянных особняков, называющихся здесь как и в Карловых Варах "виллами".
Вилла "Гопляна", летняя резиденция трускавецкого бургомистра Раймонда Яроша, при котором город активно развивался как курорт.
Гостиница "Старий Відень" ("Старая Вена").
Сохранились и польские жилые дома межвоенного времени. Трускавец и Друскеники были очень популярны в то время в панской Польше.
Образец современного жилого комплекса, также по традиции названного "виллой" ("Христина" на этот раз).
В остальном же центр застроен унылыми послевоенным коттеджами, над которыми уже колосятся многоэтажки последнего времени.
Важные общественные здания. ДК им. Шевченко (1971).
У ДК установлен памятник кому-бы-вы-думали... Сидячая модификация.
К основному прямоугольному объему пристроен круглый непонятного назначения, на местном сленге "шайба". Может танцплощадка какая-нибудь?
Переход между шайбой и основным корпусом ДК декорирован длинной многосюжетной мозаикой. Ее фрагменты:
Отпидорашенный кинотеатр "Злата", построенный по широко распространенному проекту второй половины 1950-х. Минские аналоги - "Ракета" и убиенная "Искра".
Бальнеоозокеритолечебница на пл. Сечевых Стрельцов.
Озокерит - одна из местных фишек.
Греко-католическая церковь св. Николая. Культовая архитектура Трускавца очень ординарна.
Наконец, самая центральная площадь города. Здесь начинается с одной стороны (слева) Курортный парк, с другой (справа) - пешеходный бульвар Юрия Дрогобыча с продажей сувениров и экскурсий куда только можно. Впереди громада санатория "Весна", к которому ведет длинная лестница, за моей спиной бювет №1 (Старый или Нижний).
Здание-дуга послевоенной постройки.
Внутри не слишком интересно. Все облицовано туалетной плиткой, по периметру оборудованы питьевые источники для страждущих.
Интересны разве что декоративные чеканные композиции на стенах явно куда более позднего, чем само здание, времени.
Справа от бювета многочисленные бетонные зонтики для потребления водички летом на свежем воздухе.
А в центре площади фонтан с советской эротической скульптурой посредине.
Бульвар Юрия Дрогобыча сквозь сувенирщиков и экскурсионщиков ведет в направлении Трускавецкого железнодорожного вокзала. Об одном из красивейших, на мой вкус, вокзалов Советской Украины в следующей серии.
В предыдущих сериях:
1.
Станция "Брест-Центральный".
2.
Брест: административный центр.
3.
Брест: исторический центр.
4.
Брест: улица Советская.
5.
Брест: проспект Машерова.
6.
Брест: электромеханический завод.
7.
Брест: улица Московская.
8.
Украина: политическая агитация, сезон-2010.
9.
Ковель.
10.
Владимир-Волынский.
11.
Луцк: Театральная площадь.
12.
Луцк: Старый город.
13.
Луцк: Верхний замок.
14.
Луцк: улицами центра города.
15.
Луцк: Детская железная дорога.
16.
Луцк: на восточной окраине.
17.
Луцк: Дворец бракосочетаний.
18.
Луцк: Киевская площадь и проспект Свободы.
19.
Олыка: резиденция Радзивиллов.
20.
Дубно: твердыня Острожских.
21.
Ровно: железнодорожный вокзал и проспект Мира.
22.
Ровно: центральная часть города.
23.
Ровно: Детская железная дорога.
24.
Ровно: восточные окраины.
25.
Ровно: артефакты.
26.
Нетешин: центр атомограда.
27.
Нетешин: спальные районы города.
28.
Острог: родовое гнездо князей Острожских.
29.
Межирич: монастырь-крепость.
30.
Кременец: город.
31.
Кременец: замок королевы Боны.
32.
Почаев: Успенский собор.
33.
Тернополь: железнодорожный вокзал.
34.
Тернополь: центр города.
35.
Тернополь: окрестности центра.
36.
Золочев: город и замок Собесских.
37.
Дрогобыч: нефтяная столица империи.