Рудь многоликая

Nov 20, 2012 11:48



В прошлой части я рассказал про молдавские сёла в целом. Теперь же расскажу о первом таком селе, которое увидел своими глазами - Рудь в 15 километрах от пограничных Атак в сторону Сороки. Как уже гооворилось, Атаки - место, по которому судить о Молдове не стоит, зато Рудь - напротив, идеальна для первого знакомства с этой страной.
При скромном размере, оно отличается редким разнообразием достопримечательностей: Троицкий монастырь с церковью средневекового облика, два тиверских городища, пещера, дом румынского боярина и даже единственный в Молдове объект ВКН ЮНЕСКО.


Рудь - село небольшое, но все достопримечательности раскиданы по его ближайшим окрестностям, и вся эта местность как бы спускается к Днестру несколькими террасами. Маршрутки через Рудь проходят в среднем каждые полчаса-час - автобусное сообщение в Молдове замкнуто на Кишинёв, и здесь проходит столичная трасса. У остановки - троица, первая увиденная мной. Отсюда не видна довольно крупная сельская церковь, стоящая ниже самого села, монастырь же стоит ещё ниже, а вон те зелёные поля - уже за Днестром, на Украине:

2.


В паре сотен метров от остановки - колодец, который я сначала принял за капличку, более знакомую по Западной Украине:

3.


Мне даже интересно, где корни этой молдавской любви к колодцам?

3а.


Выше трассы - яблоневый сад, уходящий куда-то в бесконечности. Сами яблоньки не очень фотогеничны, но зато их плоды...

4.


Ну а рядом с колодцем Вы наверное обратили внимание на стенд с эмблемой ЮНЕСКО и названием объекта? Про Дугу Струве, этот самый странный памятник всемирного наследия, я уже писал года полтора назад - из всех объектов ЮНЕСКО этот самый длинный, самый интернациональный и самый невзрачный визуально. Василий (при рождении Фридрих Георг Вильгельм) Струве был одним из самых выдающихся учёных в России 19 века, в 1818-39 годах руководил Дерптской обсерваторией (в нынешнем Тарту), а в 1839 году организовал Пулковскую обсерваторию под Петербургом и стал её первым директором - причём в этот период обсерватория была самой хорошо оснащённый в мире. "Геодезическая дуга" была создана под его руководством в 1816 году, и состояла из 265 триангуляционных пунктов от Баренцева моря до дельты Дуная, и проходила примерно так:



Как известно, Земля не является правильным шаром и даже элипсоидом - и вот определением её точной формы и размеров Струве и занимался, и собранный им материал стал прорывом в мировой картографии. Полевые работы были завершены в 1852 году, тогда же на многих пунктах были установлены памятники. Изначально Дуга пересекала 3 государства, сейчас - 10: Норвегия (сохранилось 4 пункта), Швеция (ещё 4), Финляндия (6), Россия (2 на острове Гогланд в Финском заливе), Эстония (3, включая "штаб" дуги в Тарту), Латвия (2), Литва (3), Беларусь (8, но в основном восстановленных в наше время), Украина (3 в Хмельницком области и 1 в Одесской - самый южный пункт, и о нём я когда-то писал) и Молдавия - единственный пункт из 27, а вернее памятный знак 1852 года, сохранился близ Руди:

5.


Собственных объектов ЮНЕСКО в Молдавии нет и скорее всего никогда не будет. И вот этот невзрачный обелиск, а на самом деле международная группа, в которую он входит - формально единственный такой на территории страны. Каменная плита на переднем плане отмечает расположение собственно триангуляционного пункта, сориентированного по сторонам света:

6.


От обелиска я вернулся на трассу и начал спускаться в село. Всё тут казалось каким-то странным и неожиданным. Ну скажем, кто и для чего соорудил вот эту штуку на пруду?

7.


Просто зарисовки Руди, каких можно наснимать в любом молдавском селе:

8.


9.


10.


Общее ощущение, которое не пропадало и в остальной Молдове: "бедно, но с достоинством". Своей нищеты молдаване давно уже не стесняются, но не звереют от неё и не выставляют её напоказ.

11.


А ещё Рудь запомнилась мне яблоками.Столько яблок, сколько в эти пол-дня, я не видел за всю предшествовавшую жизнь! Причём что интересно, такого яблочного буйства я не видел в других местах - то ли на яблоках специализируется не так уж много сёл (тем более в Северной Молдове почти нет виноградников), то ли просто за последующую пару дней всё собрали.

12.


13.


Вдоль дорог мне в тот день попадались десятки тракторов и грузовиков с прицепами, доверху гружеными яблоками - зелёными, жёлтыми, красными... Ну а тут трактор идёт мимо Боярского дома - название я дал сам по аналогии с похожими домами в других сёлах. Боярами в Румынии аристократию называли вплоть до 1945 года, то есть как нетрудно догадаться, "боярские дома" в Молдавии - наследие 1920-30-х годов:

14.


На фронтоне я различил надпись I. Russu и вроде бы (но может это просто неровности) дату "1928". Архитектура для межвоенной Румынии не слишком характерна - хотя в селе есть ещё несколько румынских построек:

15.


Дом этот находится практически в центре Руди, на главной дороге, примерно в получасе ходьбы от трассы. По дороге я наснимал много кадров, вошедших в прошлый пост, и дальше шёл по главной дороге не сворачивая, но удивляясь - почему совершенно не видна церковь? У ещё одной троицы (дата на колодце, кстати, "1991", просто между девятками вклинен крест) дорога раздваивается, и нам направо:

16.


Ещё пара зарисовок - довольно характерные для Молдовы жестяные кружева:

17.


И совсем не характерные деревянные ворота:

18.


В какой-то момент набредаешь на такую вот схему у дверей сельской поликлиники (судя по всему, румынской постройки). Кое-что из указанного здесь переведу: "mănăstire Sfânta Treime" - "Монастырь Святой Троицы", "Farfuria Turcului" - "Турецкая тарелка". Эти два объекта меня здесь интересовали особенно:

19.


За поворотом как-то очень внезапно возникает церковь - судя по архитектуре, конца 19 века, но вот облицовка тянет на межвоенную. Как и большинстве сельских церквей Молдовы, в рунете о ней не найти вообще ничего.

20.


За церковью - старое, заросшее, очень красивое кладбище. Первое увиденное мной из сельских кладбищ Молдовы:

21.


За речкой Бульбоакой пасутся козочки. Тут на меня снизошло какое-то поразительное умиротворение, не покидавшее меня и последующие дни в Молдавии.

22.


Я направился вдоль берега и через пару сотен метров увидел пещеру, уходящую в землю прямо под кладбищем:

23.


Северная Молдова всё-таки краешком задевает гигантский комплекс пещер, которыми буквально изрыта украинская Подолия - об одной из них, близ села Кривче, я уже писал два года назад. Там есть пещеры Оптимистическая (протяжённость 220 километров, 2-3 место в мире), Озёрная (140 километров) и Золушка (80 километров), в Молдове известная как Емил-Раковица - фишка в том, что она интернациональна, вход в неё находится в северо-западном углу Молдовы, а большая часть коридоров - под Украиной... Эта пещерка в 1000 раз меньше - около 85 метров:

24.


И довольно неплохо натоптана... однако в отсутствии фонарика я быстро потерял желание лезть в эту узкую щель, хотя дальше вроде как семь небольших залов, какие-то натёки и озерцо, больше похожее на лужу:

25.


Поэтому я выбрался наверх, пересёк кладбище и направился дальше. Здесь начинается Арионештский лес, один из крупнейших в Молдове, тянущийся до соседнего (ближе к Атакам) села Арионешты. Как уже говорилось, в Молдове много небольших лесных массивов, и этот для меня стал опять же первым.

26.


Дорога здесь делает крутую петлю, спускаясь в глубокую долину речки Бульбоака. Это ущелье называют Эоловой арфой, и наверное не случайно... но день был почти безветренным. На сгибе петли - источник:

27.


А ещё через полкилометра лес расступается, открывая Рудский Троицкий монастырь. Первый из монастырей Молдовы, что я увидел, и на монастыри России или Западной Украины он был совсем не похож и архитектурой, и планировкой, и настроением. Тихая, уединённая, просторная женская обитель без ограды, но с обилием цветов.

28.


Монастырь был основан в 1777 году на землях братьев-бояр Феодора и Андроника Рудь, у источника, где по легенде прозревали слепые и исцелялись неизлечимые. Денег на строительство дал купец Дончул, и почти сразу была построена Троицкая церковь. В 1828 году монастырь был преобразован в женский, монахи переведены в соседнюю Каларашовку (там Успенский монастырь, в архитектурном плане даже более интересный)... но и монашек в 1835-46 годах выжил с этих земель новый владелец Михаил Бобус, и возродилась обитель лишь в 1921 году по указу румынского епископа Виссариона (Пую). В 1949-1990 годах занят интернатом. На следующем кадре хорошо видны три важнейших его постройки: деревянный навес над тем самым источником, Троицкая церковь (1777) и жилой корпус со звонницей, судя по виду, 1920-30-х годов (в Румынии тогда был очень популярен национальный стиль с башнями и арками):

29.


Хотя церквушка построена в 1777 году, легко подумать, что ей лет 500. Из всех виденных мной молдавских церквей эта - пожалуй, самая непохожая на славянские: чего стоит одна башенка с многогранным куполом! Как уже говорилось, в соседней Каларашовке церковь ещё интереснее и архаичнее, но теперь сам не понимаю, почему пренебрёг поездкой и туда (ведь это по сути предместье Атак). Как и всё в Молдавии, Троицкая церковь миниатюрна - её зал с "молдавским куполом" (см. пост об архитектуре) меньше приделов в русских церквях.

30.


Ещё несколько кадров. Территория обители очаровательно ухожена, прибирались тут на моих глазах сами монахини, но тяжёлую работу всё же делают явно мирские мужички. Помимо показанных, здесь ещё 2-3 жилых корпуса, несколько крестов, беседка и здоровенный валун:

31.


32.


33.


В монастыре я  попытался узнать, как пройти к "Турецкой тарелке" (хотя идти ли туда - сильно сомневался), и мужичок, коловший дрова, мне посоветовал пройти через низ, а монахиня сказала, что внизу я заблужусь и лучше мне вернуться по дороге в сторону села и пойти по тропе оттуда. Я послушался монашки, и не ошибся - где-то на полдороги направо (если идти из села) действительно отходит широкая тропа:

34.


Молдавский лес красив, загадочен и фэнтезиен. На полпути внизу становятся видны и слышны пороги на Бульбоаке:

35.


36.


По тропе я шёл минут 20, и тропа постепенно сужалась. На одной из полян есть костровище и навес, и туда в принципе можно доехать и на машине. Дальше совсем узкая тропка, и в принципе если постоянно смотреть направо, на одном из деревьев можно увидеть прибитую табличку F.T., указующую на эту самую Турецкую тарелку. Но я дошёл до конца - лес вновь расступился, и я увидел одинокий каменный дом. Про его обитателя мне уже говорили в монастыря, вот только по возвращении я напрочь забыл его имя - кажется, Валерий Леонидович, но могу ошибаться. Фотографировать себя и свою хату он не разрешил, и я не стал с ним спорить. Русский человек, родившийся здесь, 20 лет прослуживший в Севастополе на флоте подводным сапёром (т.е. занимался установкой и снятием морских мин)... пока служил, не женился, так как служба была слишком опасной, но сейчас у него в Бельцах двое детей, которых он мечтает отправить учиться в Россию на программистов... Всё это он мне рассказал по дороге: он фактически смотритель Турецкой тарелки, и когда я поздоровался и представился, вызвался меня проводить. Минут 5 мы шли в гору - он рассказывал, я слушал, и нас сопровождали его кот и собака. В какой-то момент мы вышли к кресту:

37.


Турецкая тарелка ещё менее "турецкая", чем "татарский" вал под Тамбовом - тот хоть строился против татар, а "тарелку" построили за много веков до появления турок. Как уже говорилось, первыми оседлыми людьми после падения Рима в Молдавии стали славяне-тиверцы, в 12-13 веках входившие в Галицко-Волынское княжество. О них я уже писал во всё том же архитектурном посте - тиверцы не имели больших городов, но строили очень мощные крепости-кольца с валами высотой 15-20 метров. Близ Руди таких два - Турецкая тарелка и Германарий, а ещё известны Екимауц и Алчедар, тоже на севере страны. Валерий Леонидович сетовал, что сейчас эту память пытаются стереть - мысль о том, что славяне тут жили до молдаван, для государства опасна... уж не знаю, насколько он прав. Вал хорошо виден за крестом:

38.


Вал, превратившийся в полукольцо, ещё очень высок, и если бы не деревья - Турецкая тарелка смотрелась бы внушительно - мне вспоминается Белозерский кремль. По словам Валерия Леонидовича, когда-то Рудь стояла именно здесь, ниже Арионештского леса, и наверх "утекла" постепенно, он в детстве ещё помнит последние домики на опушке. Вал был пастбищем, и деревьев на нём тогда ещё не было. А они, дети украинских переселенцев, искали здесь турецкое золото и пекли в золе картошку... Мы спустились обратно к тропе другой дорогой, и разошлись в разные стороны. Эта встреча стала очень ярким впечатлением: старый русский офицер один-одинёшенек стережёт заброшенную древнерусскую крепость. Я всё-таки сфотографировал его - но только со спины:

39.


У церкви застопил машину, часом ранее обогнавшую меня на пути в монастырь и ехавшую обратно. Пацан за рулём ехал в Дрокию, и потому довез меня не до трассы (как я расчитывал), а почти до Сорок, где на развилке я поймал ещё одну попутку. Рассказывал, что работает в России: месяц там - две недели здесь, "делает сруб" в каком-то посёлке под Петербургом (вообще, как я убедился, именно плотниками молдаване в России работают довольно часто - при том, что на их родине деревянных домов почти нет); на условия не жаловался: регистрация у него изначально отнимала полный день (со сбором всех бумажек), сейчас дело отработано и занимает от силы полчаса. Мне напоследок подарил 5 здоровенных яблок, и со съеденного яблока у меня начинались последующие несколько дней.

А вообще-то, в России тут работают очень, реально очень многие. Поэтому прежде, чем начать рассказ о Сороках, напишу ещё пост о современных молдавских реалиях, вернее о своём их восприятии.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
Ворота Молдовы
Могилёв-Подольский. Ещё на Украине.
Молдавия в общем. Прошлое. История и архитектура.
Атаки. Приграничное торжище.
Молдавия в общем. Вечное. Молдавия сельская.
Рудь. Село, монастырь и городище.
Молдавия в общем. Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Поездки из Кишинёва
Приднестровье
.

древнерусское, природа, Молдавия, дорожное, география, этнография, молдаване

Previous post Next post
Up