В
прошлой части, посвященной Калмыкии в общем, я не затронул тему хурулов - калмыцких буддийских храмов, коих в республике около трёх десятков. Но все они новые, а из дореволюционных хурулов уцелел лишь один - да и тот за пределами Калмыкии, в Астраханской области, селе Речное в 20 километрах от
городища Сарая - собственно, Речное и было первым пунктом всей поездки. А калмыцкие хурулы удивительны: вдалеке от других центров буддизма их архитектура легла на русскую традицию, получив самые настоящие "буддийские церкви". Помимо Хошеутовского хурула в Речном, здесь я покажу и другие - но лишь на старых чёрно-белых фотографиях...
На первый взгляд добраться до Речного представляется задачей весьма нетривиальной - 120км от Астрахани, 20км от трассы, да отворот в чистом поле между сёл Селитренное и Вольное. Автобус ходит раз в день - "туда" вечером, "назад" рано утром, то есть просто позволяет селянам съездить в город. Но на деле всё оказалось просто: в 4 утра я вышел с поезда на станции Харабалинская (см. пост про Сарай), в 6 утра сел на первую маршрутку, и в пол-седьмого брёл в сторону Речного по разибитой дороге через ерики и высоченные тростники:
2.
Минут через 15 меня подобрал человек моих лет на "Кайене", оказавшийся бизнесменом из Воронежа, приехавшим в эти края на рыбалку и искавший турбазу "Путина" (ударение не там, где некоторые подумали). В принципе очень характерный образ бизнесмена: воинственная речь да широкая душа. Он рассказывал, что в детстве пас коров, работал с 13 лет, а ныне у его фирмы оборот 20 миллионов долларов. Ещё осуждал тех, кто ноет: "Я тебе лично отвечаю, потому что сам через это прошёл - честно разбогатеть МОЖНО". Миновали Заволжское - крупнейшее село в этом "аппендиксе" дороги, за мостом через очередной ерик увидели указатель на "Путину", но водитель подбросил меня оставшиеся 7 километров до Речного.
2а.
А в Речном я сразу почувствовал что-то неуловимо знакомое, и вспомнил апрельскую дельту Дуная -
Вилково и
Килию. И дело не только в том, что это дельты двух сравнимых по масштабу великих рек, не в желтых крышах и не в сумрачной погоде: дело в том, что после депортации калмыков, в 1947 году на их место заселили "румын" - как местные старожилы называют липован, то есть русских староверов, живших с 18 века на Пруте и в дельте Дуная. Впрочем, судя по всему, здесь липоване быстро ассимилировались - бородатые старообрядческие типажи не попадались мне на сельских улицах, хотя вроде как где-то в селе есть молельный дом, неотличимый от обычного жилья. Главную улицу села с одной стороны замыкает ДК:
3.
А с другой - собственно, наша цель, Хошеутовский хурул. В прошлой части я уже рассказывал, что первым ойратскими племенами, переселившимися на Волгу, были торгоуты и хошеуты, к которым через полтора века добавились дербеты. Хошеуты, чья знать возводила родство к гвардейцам Чингисхана (авангардное подразделение "Хошут", то есть "Клин"), жили в основном на левом берегу, и большую их часть увёл назад в Джунгарию в 1771 году последний хан Убаши. Но сколько-то их на правобережье осталось, а центром хошеутовского улуса с 17 века было селение Эрги, ставка тайши Тюменевых - потому и русские называли его то Тюменевка, то Хошеутово, безликим Речным же оно стало после депортации.
4.
Ассортимент домов Речного: на кадре выше - типично астраханский дом из привезённых по Волге досок и явно липованская мазанка. Ещё пара мазанок - большая зимняя и маленькая летняя:
5.
Тут понравились ворота, явно (хотя и вряд ли сознательно) навеянные буддийским прошлым:
6.
Редкий в эти краях срубное дом, явно привезённый по Волге:
7.
"Эй, Варандей! Люди где? Без людей не интересно!". В 7 утра людей тут было не то чтобы много, и в основном они садились в старенькие машины и уезжали на поля и сенокосы. Да и прямо сказать, типажи тут не колоритные, обычные русские селяне.
8.
Особенностью калмыцкого буддизма была привязка хурулов к родам, племенам и улусам, по которым храмам давались названия. Стало быть, Хошеутовский хурул был центральным для всего улуса. В 17 веке калмыки стационарных храмов вообще не строили, хурул представлял собой разукрашенную кибитку с ганжиром, и передвижными могли быть и целые монастыри. В 18 появились деревянные и глинобитные, предельно простые и фунциональные храмы. Ну а Хошеутовский хурул - не только единственный уцелевший, но и исходный в калмыцком зодчестве: он был первым каменным храмом Калмыкии, и оставался самым красивым из построенных до революции.
9.
А сподвигла местного тайшу Серебджаба Тюменя на это война с Наполеоном, в которой участвовала и калмыцкая конница, дошедшая вместе с солдатами и казаками до самого Парижа. Сербджаб решил построить храм-памятник, но так как перед глазами его зодчих не было других буддийских храмов, а были лишь русские церкви - получилось нечто, для буддизма совершенно не характерное. Изначально у хурула ещё и колоннады были, явно навеянные Казанским собором:
9а.
Кабы не декор, вполне можно было бы подумать, что это такая необычная церковь, только лет на сто помоложе своего реального (1814-18) возраста, тем более
Смоленская церковь вида "православная пагода" в Астрахани правда была и тоже не пережила советской эпохи.
10а.
Собственно, то, что сохранилось - это не весь хурул (монастырь), а лишь его главный сюмэ (храм). Реставрировать его начали недавно, и сейчас работы идут полным ходом - хотя конечно не ранним утром воскресения. Но на фотографиях 3-летней давности он встречает ещё голым красным кирпичом. Над башнями уже поднялись ганжиры:
10.
Очень необычный вход - ротонда под "колокольней" (причём ведь это скорее всего колокольня и была - колоколом или гонгом буддисты тоже пользовались):
11а.
В нишах, над дверью и на фризе раньше были росписи, которые успели задокументировать и возможно восстановят. В нишах - Белый Старец (Цаган-Аав, хранитель всего живого, по калмыцким поверьям живёт на
горе Большое Богдо, где до революции была его кумирня), сидящий в позе лотоса неопознанный человек, танцующий монах с "золотой лягушкой" (Алтын-Мекля, ещё одно мифическое существо, которое по легенде держит своими шестью лапками земную твердь) на плече да ещё две совсем стёртые. У всех были калмыцкие атрибуты - красные кисти на шапках, серьги в правом ухе. А в нише у входа даже различимы контуры Белого Старца - похож на Гендальфа:
11б.
Под потолком на фризе - журавли и человек верхом на птице над самой дверью. Я долго всматривался в эти пятна, но моих познаний в искусстве фресок явно не хватает, чтобы из осколков восстановить весь сюжет. Надеюсь, когда-нибудь отреставрируют и их.
11в.
Интерьер хурула, вернее - его бокового нефа:
12.
Когда-то он выглядел так, и сходство с убранством церквей поражает:
12а.
Рядом дерево, увешанное ритуальными флагами "хий-морин"- "конями ветра", дальним аналогом ангелов-хранителей, цвет которых соответствует цвету года рождения в восточном календаре.
13.
А по соседству дом с керамическим изолятором, похожим в контексте хурула на буддийский атрибут - там, видимо, живёт лама, а пока что - бригада строителей. Впрочем, храм реставрируют для культуры, а не религии - прихожанами его будут буквально несколько человек, калмыцкие лица в селе попадаются, но редко.
13а.
От хурула я вышел к Волге... год нынче маловодный:
14.
Но село действительно Речное:
15.
А знаки "не бросать якорь" (их наложение друг на друга обозначает запретную акваторию) у меня всегда вызывали какую-то иррациональную грусть...
16.
А грустить тут есть о чём - ведь в Калмыкии исчез целый архитектурный пласт. Сохранилась бы хоть части этих храмов - я бы несколько дней катался по калмыцким хурулам. Но как уже говорилось, кроме Хошеутовского не уцелел ни один, да и этот спасло скорее всего то, что он стоял в глухом селе другого региона. Вообще, к буддизму "воинствующий атеизм" был особенно безжалостен: в Калмыкии и тогда ещё независимой Туве большевики уничтожили все буддийские храмы до единого, в Бурятии - около половины, но оставшиеся все до единого закрыли (правда,
в Бурятии дацаны начали возрождаться уже после войны, а в Калмыкии и Туве - лишь в 1990-е годы). А было в Калмыкии на 1917 год 92 хурула...
А.
Здешний буддизм тибетской ветви, принятый ойратами в 1640 году на всеобщем курултае, имел ряд особенностей, видимо также связанных с изоляцией. Во-первых, калмыки признавали не только школу Гелуг, но и школы Сакъя и Кагъю - честно говоря, не знаю, чем они отличаются, но думаю более сведущим это что-нибудь скажет. Во-вторых, как уже говорилось, хурулы были привязаны к родам и общинам. В-третьих, тут было относительно неразвито монашество и монастырское образование: если в Бурятии каждый дацан - одновременно что-то вроде семинарии или медресе на буддийский лад, в Калмыкии буддийское учебное заведние было лишь одно, да и то возникло в начале ХХ века. При всём том, шаманство калмыки позабыли ещё в 18 веке (а у бурят оно живо до сих пор), то есть в целом здешний буддизм во многом брал пример с христианства. В том числе в архитектуре:
Б.
В.
Г.
Постепенное сближение калмыцкого буддизма с тибетско-монгольским началось ещё до революции, и главную роль в этом сыграл бурят
Агван Доржиев, более известный как инициатор строительства дацана в Петербурге, в Калмыкии однако основавший первую буддийскую академию Цанид-Чёёря. И в общем уже до революции в Калмыкии появляются сюмэ, которые от бурятских не отличить:
Д.
Помимо сюмэ, были у калмыков и пагоды. В тибетско-монгольской традиции их называют ступы, но у калмыков прежде было другое слово - цаца:
Е.
В основном цацы были просты и функциональны, часто напоминали православные часовни, но опять же на рубеже 19-20 веков стали появляться и классические тибетско-монгольские субурганы:
Ё.
А вот статуи святых, фрески и иконы - всё это было вполне в обще-буддийской традиции и возможно завозилось из Азии:
Ж.
17. оба кадра сняты в Ставропольском музее.
18.
Калмыцкое духовенство внешне сильно отличалось от современного, устроенного опять же по бурятскому образцу.
З.
И.
К.
Ну а теперь расскажу о некоторых отдельных хурулах, фотографии которых мне удалось найти (источник - см. в правом нижнем углу, затирать его я не стал, хотя конечно ставить логотип на архивные фото - странно). Вот один из самых известных и характерных - Дунду-хурул (1853) Малодербетовского улуса, располагавшийся в селе Ханата. Дербеты пришли в Калмыкию в 1750-е годы как беженцы из покорённой Китаем Джунгарии, и поселились по краям Калмыцкой степи. Малодербетовский улус был самым северным, а стало быть ближайшими к России. По хурулу это видно - абсолютно не характерные для буддийских храмов остального мира купола, да цаца - часовня часовней, даже с луковичной главкой:
Л.
Похожий по устройству хурул у озера Алтын-Хум:
М.
К югу от Малодербетовского располагался также населённый дербетами Манычский улус, обособленный в 1892 году - на его территории располагалась Элиста. А в 20км от Элисты находится посёлок Ики-Чонос (Ленинский), где размещалась та самая буддийская академия
Цанид-Чёёря, центр обновления и "глобализации" калмыцкого буддизма. Её основан в 1903 году в урочище Нугра Малодербетовскокго улуса тибетский монах Баазы-багша, однако в тот же год умер и академия закрылась. Однако Далай-лама ухватился за свои самых дальних прихожан, и в 1906 академию возродил в урочище Амта-Бургуста того же улуса Агван Доржиев, возглавлявший академию до 1911 года. В её храме находилось крупнейшее в тогдашней Калмыкии изваяние Будды - в человеческий рост, то есть видимо этот атрибут также был привнесён из Бурятии. В Ики-Чонос, поближе к разросшейся Элисте, академия переехала уже в советское время, в 1922 году, и просуществовала там 9 лет, пока её не объявили "крепостью врага" и не ликвидировали.
Чёёря-хурул уже без учебного заведения возрождён в Ики-Чоносе в 1997-м году.
Н.
Ещё южнее, за Манычем, находился Большедербетовский улус, выделенный из единого Дербетовского (где постоянно спорили за власть потомки тайши) в 1809-м. Центром его была Башанта, ныне (с 1971 года) город
Городовиковск. Близость к России, отрезанность даже от остальных калмыков Кумо-Манычской впадиной с её озёрами - в архитектуре Больших Дербетов русское влияние особенно заметно. Большедербетовский улусный хурул в Башанте (1908):
О.
Гаханкинский родовой хурул в селе Менгута, ныне Зерновое (окрестности которого известны ещё и эстонскими колонистами, обосновавшимися здесь в 1870-е годы - отсюда село Эсто-Алтай):
П.
Иккитугунский родовой хурул:
Р.
Обратите внимание на буддийскую вариацию пятиглавия... тут неопознанный по местуположения хурул в Большедербетовском улусе:
С.
Апофеоз - Багаттугунский родовой хурул, построенный к 300-летию дома Романовых. Сходство с провинциальной церковью так велико, что меня даже берут некоторые сомнения - может, и есть церковь крещённых калмыков? Но в целом, если в бурятской стороне церкви украшались буддийскими орнаментами ("
иркутское барокко"), то здесь - наоборот.
Т.
Вдоль Волги, примыкая к Хошеутовскому улусу, тянулся Багацохуровский улус, центром которого был Цаган-Аман, располагавшийся до революции на левом берегу. Цаган-Аман для Калмыкии одно из важнейших мест - выход республики к Волге, и прежде был одним из богатейших селений. Кочевой хурул осел здесь в 1796 году, а когда были возведены его постройки - точно не знаю, но был он явно одним из самых больших и красивых.
У.
Ф.
Ныне
монастырь возрождён у дома последнего ламы Тугмюд-гавджи (1887-1980), переселившегося вместе со всем хурулом на другой берег.
Х.
Меньше всего задокументирована группа улусов (Икицохуровский, Харахусовский, Эркетеневский, Яндыко-Мочажный) на юго-востоке Калмыкии, в глухих Чёрных Землях, куда, подозреваю, постороннему соваться было и небезопасно - нравы в этих степях (правда, в казахской части) 19 века доходчиво описал Лесков в "Очарованном страннике". Единственное исключение - хурул Калмыцкого Базара, одного из
заволжских предместий Астрахани:
Ц.
Багутовское сюмэ Яндыко-Мочажного улуса, выходившего к Каспийскому морю - архитектура этих краёв выглядит особенно простой и самодельной:
Ч.
Кроме того, помимо улусов Калмыцкой степи, были ещё и калмыцкие станицы Области Войска Донского, куда калмыки переселялись из своей степи и служили по казачьему образцу. Изначально такие поселения назывались "сотнями" и имели названия от родов, представители которых в них служили, но в 1862 году сотни приравняли к станицам и переименовали на русский манер. Причём часть донских калмыков были крещены и получили русские имена, образовав общность бузавов - такой аналог "шала-казахов", в жизни современной республики они очень заметны. Но многие калмыки в казачестве сохранили верность буддизму:
Ш.
Вот например Ики-Бурульский родовой хурул станицы Платовской (изначально - Бурульской сотни), а ныне Будённовской:
Щ.
Или хурул станицы Денисовской, изначально Бокшракинской сотни:
Э.
В Гражданскую большинство калмыков воевали за белых - вместе с Донскими казаками, и с установлением советской власти многие ушли в эмиграцию. Центром калмыцкого зарубежья стал Белград, где в 1928 году построили ещё один хурул, необычайно мрачного и сдержанного облика:
Ю.
.
В 1922-23 годах многие белокалмыки вернулись в СССР, где им предполагалась амнистия. Но многие остались в эмиграции и вернулись в 1941-м - теперь вместе с вермахтом. Именно белоэмигранты были основной опорой фашистов в Калмыкии, и именно они, а не те, кого депортировали, изгнав врага, и были теми самыми "гитлеровскими пособниками". Что же до Белградского хурула, то он был разрушен вместе с большей частью города в 1944, и за неимением прихожан доломан уже при Тито.
Я.
Но как уже говорилось, всё это кануло в небытие... Настоящий культуроцид, из аналогов которого я могу вспомнить разве что
деревянные литовское синагоги, также все до единой сожжённые в войну. Но даже утратив все храмы и рассеявшись на 13 лет в чуждой среде Сибири, калмыки не позабыли буддизма, ставшего последним маркером их идентичности. Это именно бытовой буддизм - большинство калмыков мало что смыслят в религиозных понятиях, но внешняя сторона, всякая атрибутика, тут очень популярна. Вот скажем хий-морины у входа в ресторан - можно ли представить в таком месте кресты и иконы?
19.
Эти обереги я снял в Бурятии два года назад, но они типовые и в Калмыкии красуются под стеклом очень многих машин:
20.
А вот молитва в маршрутке - мелким шрифтом на калмыцком и русском, крупным - на тибетском:
20а.
Как хотелось бы, чтобы хоть часть из погибших хурулов воссоздали! Постсоветские калмыки продолжили дело Аюшеева: не стали возрождать национальную архитектуру, и новые хурулы (которых уже около 30 - то есть втрое меньше, чем было) и субурганы строят в тибетском стиле. О двух самых ярких образцах ново-хурульной архитектуры - в следующей части, первой об Элисте.
ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр.
Советская улица и Братский сад.
Центр.
От Белого города до Больших Исад. Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля.
Южные слободы.
Селение.
Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Кавказские Минеральные Воды.