Хаапсалу. Часть 3: береговые шведы

Nov 01, 2014 02:18



Рассказывая в прошлых частях про Хаапсалу ( вокзал и замок, дома и улицы) и Палдиски, я неоднократно упоминал народ "береговых шведов", или по-эстонски ранна-роотси. Их не стоит путать со шведской аристократией, влившейся в число остзейских баронов - всех этих Стенбёков и Делагарди; не соотносятся они и с местными немцами, попавшими в Прибалтику как рыцари и бюргеры. Нет, береговые шведы - это рыбаки и крестьяне, испокон веков перебиравшиеся через Балтийскоре море на необжитые эстонцами острова и берега, в Швеции ныне известные под общим названием Айболанд. Их число на протяжении веков было примерно постоянным - 5-8 тысяч человек, держались они особняком, поглядывая на эстонцев свысока, а в войну, кто от немецкой мобилизации, кто от советского наступления, почти все ушли обратно за море на подручных плавсредствах. Ныне в Эстонии живёт несколько сотен шведов (не считая приехавших уже при II республике), а в Хаапсалу, всегда бывшем их "столицей", находится небольшой музей, посещением которого я обязан Саше altsirlin - до поездки ничего о нём не знал...

Так как шведы действительно береговые, их слободой было окончание полуострова, на котором стоит Хаапсалу:

2.


Из центра туда ведёт улица Садама (Гаванская), ориентир - силикатная башенка советского, кажется, яхт-клуба или центра парусного спорта:

3.


Музей - в одном из домов, снаружи не отличающемся от соседних. Вот тут когда-то жили строгие и верные в делах белокурые шведы

4.


Музей оказался совсем маленьким, и первое его достопримечательностью стал для нас гид - настоящий швед, не владеющий русским, он родился и вырос в Финляндии, куда бежали в войну его предки, и вернулся на историческую родину хранить о своём народе память. Лицо совсем другое - я почему-то сразу понял, что он не постсоветский.

5.


В первом зале - морская ипостась, то есть мореплавание и рыболовство. Слева карта Айболанда, жёлтым отмечены места, сто лет назад населённы в основном шведами, оранжевым - чересполосно с эстонцами. Традиционно Айболанд включал Моонзундский архипелаг (Дагё, Ормсё, Моон и Эзель - соответственно, Хийумаа, Вормси, Муху и Сааремаа), одинокие острова Рунё (Рухну, в Рижском заливе) и Оденсхольм (Осмуссаар, в Финском заливе), прибрежные Наргё (Нарген, Найссаар близ Таллина) и Рооге (Пакри близ Палдиски) и полуостров Нукё (Наороотси) близ Хаапсалу. Всё, на что я тут не дал ссылки, кроме Нукё, я посетил и ещё выложу - правда, нескоро. Справа стилизованное окно типичного шведского дома - обшитого вертикальными досками непременного красного цвета:

6.


Макеты шведских судов - увы, тут забыл переснять табличку, поэтому конкретики не помню:

7.


А судя по этим фотографиями и обломкам, быт береговых шведов был далёк от современной пряничности - напротив, суров, как на Русском Севере:

8.


Самая, однако, впечатляющая вещь нас ждала в следующем зальчике: 20-метровый ковёр, уже современный, рассказывающий всю историю Айболанда, и я покажу его целиком. Итак, слева - ладьи переселенцев, коих встречает эстонец-зверобой, похожий на чукчу, и в принципе судя по старейшим типам построек эстонцы тысячу лет назад действительно жили примерно как саамы. В 1294 году шведы впервые упоминаются среди подданых Эзель-Викского княжества, то есть в Эстляндии вообще (хотя археологиче их следы ведут в 10-11 века). 1343 год - восстание Юрьевой ночи, взбесившиеся эстонцы крушат замок... но не знаю, что символизирует выползающая из под пламени змея.

9.


Дальше - о масштабном переселении шведов в Ливонию в 1340-е годы. В основном покровительствовали этому два феодала - Курляндский епископ (позволивший шведам обживать острова в своих владениях) и аббат Падисского монастыря (см. пост о Харьюмаа), которому принадлежали, например, изображённые тут острова Роогэ (Пакри). Ну а в 1561 году в Прибалтику приходит сама Швеция:

10.


Её правление было столь идиллическим (шведов тогда жило здесь до 12 тысяч, и это было около 10% населения Эстляндии), что отдельных картинок ему не посвящено. Дальше была Северная война, в ходе которой шведы триумфально обратили в бегство русскую армию и посрамили Петра I... правда, почему после этого Прибалтика оказалась русской, история умалчивает. Да и в конце концов в 1710 году сюда пришла чума, выкосившая добрую половину населения (та же беда была и в Литве, и в Пруссии, и в Польше). Дальше просто зарисовки шведского быта 18-19 веков и отдельных островов:

11.


Так как русско-шведские войны шли весь 18-й век, завершившись присоединением Финляндии уже в 19 веке, в 1781 году Екатерина II распорядилась выселить шведов с Дагё (Хийумаа) и отправила их в обживавшуюся тогда Новороссию (вот интересно, среагируют ли боты на это слово?). Честно говоря, странная депортация - с каменистых альваров на жирнейший чернозём, а пешком идти пришлось потому, что поезд тогда ещё не изобрели, однако в итоге для местных шведов этот эпизод был одним из самых болезненных в их истории. На Херсонщине до сих пор стоит село Змиевка, или Старошведское, где сохранилась чюрка (то есть кирха) Иоанна Богослова (1886), использумая совместно православными и лютеранами. Жаль, что не заехали туда в своё время...

12.


В середине века Швеция впервые озаботилась поддержкой своих российских соплеменников и послала в Айболанд миссионеров и учителей. Кульминацией стал 1873 год, когда миссионер Ларс Йохан Остерблом взялся бороться с пережитками язычества и среди прочего изъял и сжёг все кантеле по деревням острова Вормси - это следующий сюжет. Дальнейшее - увы, опять же не могу расшифровать:

13.


В начале ХХ века, несмотря на попытки русификации, стали появляться первые культурные общества местных шведов на Наороотси: в 1903 году стал издаваться первый в Эстляндии журнал на шведском, а в 1909 было создано Шведское просветительское общество (SOV). Ну а дальше Первая республика, культурная автономия (гимназию я уже показывал в прошлых постах), исход из под условных виселиц немецких и советских, опустившийся железный занавес и наконец - швед и эстонец братья навек!

14.


Слышал, что шведы очень боятся России - тот же 
Josef Kats приводил мне эпизод, когда по ошибке зашедший над Стокгольмом во время войны советский бомбардировщик погубил трёх человек: их хватил инфаркт при виде красных звёзд на крыльях. Регулярные поиски шведами русских подлодок в собственной ванне - из той же серии.
Но с историей всё - пойдём на второй этаж, посвящённый этнографии, с ещё парой подобных ковриков на лестнице:

15.


Быт береговых шведов в общем-то не сильно отличался от эстонского, разве что чуть благообразнее (или это в музее так подаётся). Хотя планировка хуторов, конструкция жилищ - всё же несколько иная, но этого здесь не передать. Самое наглядное отличие - всякая вышивка от цветастых ковров до гапсальских шалей:

16.


17.


Вот народные костюмы - молодёжные и семейные - уже самобытнее и с первого взгляда шведские:

18.


Ещё, говорят, очень зрелищны были традиционные шведские свадьбы, и вот головные уборы невест:

19.


В пристройке второго этажа - небольшая мастерская, за которой закрепилось название "Бабушка в четверг" - здесь собираются по четвергам местные пожилые женщины и занимаются традиционными народными ткачеством и вышивкой:

20.


Дальше мы спустились во двор. Тут пара рыбацких построек - сетница:

21.


И коптильня, причём действующая:

22.


23.


Здесь экскурсию нам проводила вот эта весьма колоритная девушка с очень северной красотой фигуры. Увы, более удачного кадра не получилась:

24.


А у причала - лодки, обзор которых есть на сайте музея (версии там, кстати, эстонская, шведская и русская, а английской нет)
На месте в это время был только "Лиллиан" (1954) с острова Найссаар - остальные, видимо, в плаваниях.

25.


Под навесом - если не путаю, парусный ял конструкции острова Рухну, построенный при спонсорской поддержке небезызвестного "Tele2":

26.


Вообще, самым характерным наследием ранноа-роотси в Эстонии стали именно лодки. Вот ещё несколько кадров из Морского музея в таллинской Лётной гавани. К примеру, тут справа налево - казаринская осинка (то есть долблёнка для озёр и тихих бухточек), рухнусская ладья и эйстук:

27.


Впрочем, последний в музее представлен без своей главной "фишки" - полозьев, на льду или песке превращавших лодку в сани. Первая амфибия:

28.


А отдельная тема - "лодки беженцев". "Гётеборгская лодка беженцев" (1939) - характерный для межвоенной Эстонии тип рыбацких моторок, в 1943 году она увезла своих хозяев через Финляндию в Гётеборг, там каким-то чудом прожила больше полувека и в 2007 была возвращена на родину.

29.


"Готландская лодка беженцев", на которой в 1944 году люди бежали с острова Сааремаа на Готланд, а в Эстонию она вернулась в 1991-м. Впрочем, на них могли бежать и эстонцы - Швеция для них что для украинцев Канада.

30.


А вот (из музея на Сааремаа) как мог выглядеть этот исход. Балтика очень коварна, шторма на ней порой топили лайнеры и военные корабли, так что путь шведов за море был опасен. А какая у пассажира обречённость во взгляде... Странно думать, глядя на современную Прибалтику, насколько другой она была всего-то сто лет назад.

31.


Был в Российской империи, кстати, и ещё более экзотический народ - кольские норвежцы, селившиеся по договору с российскими властями на полуострове Рыбачьем в Мурманской области. И, конечно же, финны-ингерманландцы, в отличие от всех прочих сумевшие в Ингрии (Ленинградской области, если по-нашему) удержаться.

В завершение рассказа об Эстляндии - всякие мелкие веси Ляэнемаа. Ну а потом, после уже несколько раз обещанной "крымской паузы", отправимся в Лифляндию, то есть Южную Эстонию с Тарту и Пярну.

Западная Эстония (Вик)
Харьюмаа. Западные окрестности Таллина.
Палдиски.
Хаапсалу. Станция и замок.
Хаапсалу. Императорский курорт.
Хаапсалу. Шведский музей.
Ввеси Ляэнемаа.

Другие посты об Эстонии.

Хаапсалу, Эстония, дорожное, шведы, "Балтийские ветры", рыбацкое, этнография, деревянное, курортное

Previous post Next post
Up