В Питер на прошлой неделе я ездил с вполне конкретной целью - сходить в Эрмитаж посмотреть на среднеазиатскую и алтайскую коллекции. Но визит в Северную столицу получился наредкость богатым всяческими впечатлениями "на ходу".
Первым из них стало знакомство со скоростными поездами России. И кстати уже здесь начинается туркестанщина - ведь первым таким поездом в моей практике был "Афросиаб"
в Узбекистане. А вот на Ленинградском вокзале Москвы новое лицо РЖД - слева "Ласточки", справа "Сапсаны", а посредине старый добрый "Невский Экспресс" под асинхронным электровозом
ЭП20:
2.
"Невский Экспресс" запущен в 2001 году, став третьим российским скоростным поездом после "Авроры" (с 1963 года) и электрички
ЭР200 (1984-2009), и печально известен терактами 2007 и 2009 годов. Он развивает скорость до 200км/ч (теоретически может и до 220), от столицы до столицы доезжая за 4 часа 5 минут без остановок, но в отличие от стаи "Сапсанов", курсирует всего по одной паре в сутки. В вагоне купе с сидячими местами и неплохо кормят (как в самолёте, примерно). До поездки я одной рукой писал посты про Среднюю Украину в ЖЖ, а другой рукой - статью о районе Вышнего Волочка и Бологого, и в купе за окном проносились окрестности этих двух городов, а по телевизору крутили советского "Вия".
3.
Петербург встретил просто донельзя канонично таким вот колоритным музыкантом в метро, оккупировавшим целый отсек:
4.
Он не пел, а лишь играл, и на аккомпонементе у него был музыкальный центр. Иногда музыка сменялась отрывками из фильмов, а музыкант вскакивал и начинал изображать пантомиму:
5.
Увидев же мой фотоаппарат, сначала вручил мне красную погремушку, а поняв, что гремучник из меня никакой - пересел со своего стула мне на колени:
6.
Уличной музыки в Питере в целом меньше, чем в Киеве (хотя я в Киеве в мае был, а не сырой зимой), но метрополитеновские музыканты колоритны и умудряются перебивать шум поезда. Вот в другой раз в вагон зашёл роскошный хипарь с тамтамом, сел да поздравил "Всех с пятницей!", и тут слева от меня раздалось звучное "бууууууэээээээээ!", повторившееся несколько раз - рядом ехал собственой персоной герой песенки "Каждую пятницу я в говно!", и народ, включая музыканта, восклицая "фу!" уступил пьяному весь вагон.
7.
Глядя на эту женщину, мы долго гадали, из какого она фольклорного ансамбля, я предполагал даже что-то из малочисленных финно-угорских народов Ингрии, но оказалось, что она просто художница и шапку по мотивам разных традиций сделала сама. Когда она вышла, на её место села другая женщина с картиной в картонке:
8.
Поездка в Питер так хорошо удалась благодаря Сергею
serguntius, который пристроил меня в пустую квартиру своей родни в Пушкин. И альфой и омегой ежедневных поездок на метро сделалась станция Купчино:
9.
В питерских электричках народ не бегает от контроллёров! По крайней мере на тех 4 остановках, что я ежедневно проезжал дважды в каждую сторону, "заячьих бегов" не наблюдалось ни разу. В первый день на соседней лавке мужик всё время, что мы ехали, обсуждал с кем-то по телефону, как отличить настоящий джин от ненастоящего джина и чем отличается джин от шнапса. А вот паренёк читает о великих художниках мира:
9а.
В Пушкине мы выходили на Детскосельской, которая фактически двухколейная - рядом конечная "новой" (2007-12)
Малой Октябрьской детской железной дороги. А у южной горловины станции - памятник рубежу обороны:
10.
И наш город Пушкин - это именно город Пушкин, а не Царское Село, до которого отсюда несколько километров:
11.
В домах очень приятная планировка с просторной лестничной клеткой:
11а.
В Питере я вёл ещё более сибаритский образ жизни, чем дома - спал допоздна, ел в кафе... По центру мы гуляли в основном затемно. В Питере сейчас очень качественная подсветка зданий, явно делавшаяся с рассчётом на фотосъёмку - яркая, но при этом не засвечивающаяся на фоне ночного неба. На Дворцовой разбирали ёлку, а музыкант без подозрений на нелояльность распевал "Пе-ре-меннн!":
12.
В метро девушка играла Янку Дягилеву без слов, а парень исполнял "Катюшу" (опять же без слов) на электрогитаре. Потому что если "Сан-Франциско - город в стиле диско", то Петербург - город в стиле русского рока, который здесь по-прежнему живее всех живых:
12а.
"Я крашу губы гуталином, я выхожу на променад
И звёзды светят мне красиво, и симпатичен ад"
13.
На Невском - богатая жизнь в стёлках витрин:
14а.
14.
15.
16.
Балалаечник лабает не где-нибудь, а входа в "Елисеевский":
17а.
С другой стороны персонаж на ходулях за небольшие деньги позвояет вытащить из своей сумки предсказание.
А за ним сияющая витрина, у которой я всё время чувствую себя неграмотным замёрзшим мальчиком из рабочей слободки за Нарвской заставой, глядящим сквозь стекло, как богатенькие выбирают подарки своим изнеженным детишкам, но скоро выйдет сторож в тулпе и валенках да звездонёт мне по уху...
17.
В московском "Елисеевском" есть и дорогущие деликатесы, и приятные ништяки за доступные деньги, и обычные продукты, как в любой "Пятёрочке". В питерском - только деликатесы, и интерьеры скромнее, но зато растёт заслуженная пальма в виде ананаса!
18.
И корзина действительно корзина:
18а.
На канале Грибоедова в кафе "Кулёк" подают "настоящую питерскую шаверму" и очень вкусный облепиховый чай. Но больше всего меня впечатлили столы из катушек от кабеля, которым во времена моего детства была буквально засыпана Москва:
19.
А в соседней "Столовой №1", где среди прочего наливают отличную уху по-фински, а досыта поесть можно рублей на 150-200, впечатляет вмятина на дверной ручке, при виде которой сразу вспоминаешь о бандитском прошлом Петербурга:
19а.
...Когда-то давно на Севере я повстречал китайский туристов, и спросив у них, в каких ещё городах они были, услышал ответ: Сам-Пи-Тепу. Китайское присутствие в Петербурге намного заметнее, чем в Москве, и на Васильевском острове мы за полчаса ходьбы приметили 4 китайских ресторана, в последний из которых я не удержался зайти:
20.
Интерьером он мне запомнился больше, чем едой. Судя по всему, он как-то связан с художественным училищем неподалёку:
21.
21а.
Работают там вполне аутентичные китайцы: молодой официант, похожий на героя гонконгский боевиков; интеллигентная женщина в очках и румяный улыбчивый хозяин. За исключением последнего, по-русски они говорят явно на том уровне, который необходим для работы, и не выше.
22.
На Неве и каналах в больших количествах обитают водоплавающие куры. По крайней мере не думал, что утки бывают такими жирными:
23.
Сидевшие на льду у полыньи чайки взлетели и описали круг на фоне Адмиралтейской верфи и портовых кранов ровно в тот момент, когда на набережной собралось три фотографа:
24.
Погожим днём на Неве особенно красив подмёрзший след ледокола:
25.
Его пробивают специально, чтобы народ не ходил через реку по льду:
26.
27.
Но желающие рискнуть всё равно находятся, о чём напоминают следы МЧСовских катеров на воздушной подушке на фоне госпиталя Военно-медицинской академии (1715-16, облик 1860-х):
28.
А из-за Петропавловки потихоньку вылезает Газоскрёб - это чуть больше половины его высоты:
29.
В один из вечеров мы ездили с
periskop и
nord-ursus, в тот район, где я в свой прошлый приезд гостил у жившего тогда в Петербурге знакомого поляка, смотреть на стройку со льда Маркизовой лужи. Растёт Газоскрёб, официально "
Лахта-Центр" (если кто не знает, это будет штаб-квартира "Газпрома") буквально на глазах, и в итоге в нём будет 87 этажей и 467 метров, но уже сейчас он обогнал всё небоскрёбы Екатеринбурга, Киева, а может быть и Астаны:
30.
Почти что "Завтрак на Небоскрёбе":
31.
С другой стороны виднеется ТРЦ "Питерленд" с оранжевым кухтылём аквапарка:
32.
Многострадальная "Зенит-Арена" и мост Западного скоростного диаметра, второй неразводной в истории Петербурга. Планировка города по "англо-голландской схеме", то есть к морю задворками да промзонами, позволила с чистой совестью создать Петербургу абсолютно современный фасад. Мне вообще нравится то, как Питер строится, само собой если он строится за пределами исторического центра:
33.
Немного Питера мрачного. Зашли со знакомой на Смоленское кладбище, и конечно же из всех надгробий достопочтенных людей на нём я больше всего хотел увидеть беседку, где пили водку Данила с Немцем:
34.
А вот район метро "Проспект Большевиков", дальняя восточная окраина Питера. Если в центре водители вполне адекватны, то здесь какой-то лютый трэш - я ещё не видел такого, чтобы на пешеходном переходе (!) две машины подряд (!!), когда я переходил на зелёный свёт, даже не сбрасывали скорость, а пёрли прямо на меня с видом "задавлю нафиг!". Но даже в мрачных спальниках у петербургских домов длинные фасады, а у речки-вонючки благородное название
Оккервиль:
35.
А приехал я сюда, чтобы навестисть знакомую, которая попала под машину и лежала со сломанной ногой в Александровской больнице. Последняя была основана в 1842 году, в 1985 переехала сюда, и в фойе её людно, как на вокзале, а в палатах светло, тепло и в общем даже уютно, насколько это слово применимо к больнице, то есть "месту боли". Да и места в палатах хватает не всем - пара коек-каталок стояла и в коридоре. Но в целом получше, чем та московская больница, где 10 лет назад я лежал с двусторонней пневмонией.
36.
...Но где же Туркестан? В Петербурге я хотел увидеть древности Средней Азии для предстоящих постов про Таджикистан, Ферганскую долину и среднеазиатских итогов, и древности Алтая как задел для запланированного на осень путешествия. Первым местом, куда мы пошли искать, был музей-институт семьи Рерихов на набережной Васильевского острова. Сам этот дом весьма заслуженный - построен в 1730-е годах, сменил множество владельцев начиная с князей Репниных, и как таковым домом Рерихов никогда не бывал, но Николай Рерих захаживал сюда, к искусствоведу и археологу
Михаилу Боткину, неоднократно:
37.
Внутри очень красивые резные двери и потолки, какие могли быть в доме только у человека искусства... но искомого я здесь не нашёл - большую часть здания занимает институт, постоянная экспозиция - о детстве и юности Рерихов до начала их странствий, а выставки в этот момент были о Тибете и Руси. Но сотрудницы здесь такие, будто это храм, а они в нём - жрицы.
38.
Во дворе интеллигентнейшего вида сотрудник убирал снег, и я сразу представил тех ленинградских дворников с тремя высшими образованиями, ушедшими мести снег чтоб не прислуживать ненавистной власти:
39.
Вторым пунктом стала Петроградская мечеть, которую я наконец-то заснял без лесов, и больше её фотографий внёс в свой прошлогодний
пост о наследии Бухары в России - ведь строилась она на средства бухарского эмира, хивинского хана, татарских купцов и азербайджанских нефтяников.
40.
Мы пришли сюда как раз к концу службы, и из ворот мечети валом валил народ. Среднеазиатские мусульмане в Питер приезжают со своими люли:
41.
У дверей мы стояли добрых минут двадцать, ожидая, когда слыхнет плотный поток выходящих с молитвы. Типажи в основном знакомые среднеазиатские да кавказские, но нет-нет да промелькнёт в толпе то курчавый белоглазый африканец, то гордый афганец в просторном одеянии.
42.
В мечети было уютно, спокойно и расслабленно, как в неформальской коммунне. Многие фотографировались, иные молились о чём-то, а вот дагестанцы прямо под куполом решили побороться - ведь не зря же говорят, что Олимпийские игры по борьбе похожи на первенство Дагестана! И не сразу я понял, что именно эта мечеть напомнила мне своей дружелюбной атмосферой - православные церкви Средней Азии! Такой же точно островок "своих" посреди чужбины.
43.
А в фойе:
43а.
От мечети к Эрмитажу шли через Мраморный дворец (1768-85), резиденцию Григорий Орлова, затем последнего польского короля Станислава Понятовского, а затем - одной из династий великих князей. Памятник во дворе я сходу узнал по эпиграмме:
На площади комод
На комоде бегемот
На бегемоте обормот
На обормоте шапка, - конечно же, это памятник Александру III (1909), здесь водружённый в 1994 году:
44.
Ещё страшней, ещё чудней -
Вот рак верхом на пауке
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колапке
Вот мельница вприсядку пляшет,
И крыльями трещит и машет...
Главная скульптура (2007) называется "Первый всадник":
45.
А это уже во дворе Эрмитажа - "Измеряющий облака" по мотивам оригинала в Генте. Эрмитаж по пятницам работает до 21 часа, и под вечер в нём почти нет очередей. У входа очень вежливый и дружелюбный справочный, затем касса, где престарелая кассирша билет за 400 рублей продаёт, отвечая сквозь зубы, и наконец - инфоцентр, где две очаровательные с виду сотрудницы устроили мне форменную истерику из-за фотографии: "Молодой человек! Это для кого? Не для вас что ли?! - указывают на микроскопический значёк с перечёркнутым фотоаппаратом у них на столн, - Давайте удаляйте быстро! Удаляйте, я сказала! И в музее тоже фотографировать можно только с разрешения смотрителей, и полно мест, где вам снимать не дадут!". От такого хамства в главном музее страны, тем более на информационном пункте, я слегка опешил, сходу напрашивается предположение, что и свои прямые обязанности они исполняют с видом "васмногояодна", но это лишь предположение - после такой отповеди к инфоцентру даже приближаться не хочется.
46.
В остальных залах я обфоткал всё, что хотел, вдоль и поперёк, и мне никто и слова не сказал. Азиатские коллекции - в дальней части первого этажа слева от входа, и в тех залах было откровенно пустынно. Но я увидел то, что искал. Большая часть среднеазиатской экспозиции - фрески Пенджикента:
47.
Здешняя коллекция сравнима с душанбинским Музеем древностей (здесь - больше, но там, как ни странно - разнообразнее) и однозначно лучше, чем в центральных музеях Душанбе, Ташкента и Самарканда. Лица ушедшей цивилизации:
47а.
Хотя конечно не только они. Больше всего вещей - из Северного Таджикистана, по одному залу на Анджина-тепе, весь Хорезм и всю Сурхандарью, отдельные витрины про скифское Семиречье и античную Туркмению, и кажетя совсем ничего - из Киргизии.
48.
Мнеты арабских халифов, вполне возможно отчеканненые в
Илаке:
48а.
Немного прошлись и по залам Волжской Булгарии и Золотой Орды - они мне тоже рано или поздно пригодятся:
49.
И конечно Южная Сибирь, в первую очередь Алтай, находки из Пазырыкских курганов. Вот например старейший в мире сохранившийся ковёр возрастом порядка 2500 лет:
50.
А вот эта милота - его ровесник. И это не игрушка, а погребальный атрибут:
50а.
Тоже с Алтая - колыванские вазы в одном из центральных залов Эрмитажа, через который мы ходили в буфет. Увы, это не сама
Царица ваз - она в другом месте, ещё больше и красивее. Про
Колывань я тоже когда-то писал. Вернее,
про все три
Колывани.
51.
Но вообще мы успели немного - азиатаские коллекции отняли у нас почти все 5 часов до закрытия. Всё остальное увидено случайно:
52.
Например, фламандские гобелены 16 века:
53.
И роскошные интерьеры, у меня почему-то вызывавшие чувство отвращения к царской монархии:
54.
В Москву ехал на "Сапсане". Эти носятся по десять раз на дню, причём пара-тройка поездов подряд. Если брать билеты заранее, то что "Сапсан", что "Невский Экспресс" выходит чуть-чуть дороже плацкарта. Но если бы у меня не было вписки, я всё равно ехал бы ночным поездом, чтобы прибывать в Питер утром, а покидать его вечером. 4 часа - удобно, и быстрее, чем на самолёте со всеми его промежуточными стадиями посадки и высадки, но всё же принципиально изменила бы логистику "полноценная" ВСМ, как в Китае или Европе, чтобы путь из одной столицы в другую занимал 2 часа. Впрочем, и здесь народу ездит много, так что даже то, что есть, себя безусловно оправдывает - так ездить как минимум комфортнее:
55.
Но в целом, если сравнивать "Сапсан" с "Невским Экспрессом", последний мне показался однозначно лучше: там - сидячие купе, тут - салон как в самолёте; там - кормят, здесь только за невменяемые деньги. Время в пути у двух поездов отличается на 10 минут, "Сапсан" правда за это время ещё и делает две остановки (Тверь и Бологое), то есть реальный выигрыш в скорости дай бог если полчаса. В РЖД, кажется, это даже понимают - у "Невского Экспресса" и время отправления удобнее.
56.
А в общем есть у меня мечта пожить в Петербурге год-другой... вот только аренда квартиры с моим нынешним образом жизни и ведением этого блога несовместимы.